X

MERCEDES Atego: Центровой

Mercedes-Benz Atego 915

Cреднетоннажные грузовики Mercedes-Benz Atego не первый
год известны нашим перевозчикам. Хорошо зарекомендовавшие себя на отечественных
дорогах машины недавно стали еще доступнее: в Украину теперь поступают
неплохо оснащенные шасси по приемлемой цене.

Мы решили познакомиться
с одним из автомобилей поближе. Ходовые испытания представляли для нас особый
интерес. Дело в том, что почти два года назад в нашей редакции уже побывал
на тесте обновленный Mercedes-Benz Atego (см. «КА» №11’2005). Но теперь нас
ждала совсем другая машина: полной массой не 8, а 9 тонн, не со спальной,
а с дневной кабиной, причем не бортовая, а с промтоварным фургоном и турбодизелем
не Евро 3, а более дешевым Евро 2, при той же 150-сильной мощности.

Снаружи

Узнать Atego в плотном городском потоке довольно легко. Помимо характерной
решетки радиатора с крупной трехлучевой звездой – «визиткой»
всех выпускаемых сегодня грузовиков Mercedes – особенностью данной модели
являются большие указатели поворотов, установленные на нижних углах этой
решетки. Дальше идет невысокий стеклопластиковый бампер с «чистыми» светоблоками,
сделанный для облегчения замены трехсекционным. Не дай Бог, стукнулся где-то
– открутил три винта и меняй поврежденный модуль. В передней части бампера
размещена удобная, широкая подножка для протирки лобового стекла.


Профиль машины тоже запоминающийся. За низко посаженной кабиной расположены
боковые противоподкатные брусья, прикрытые красивыми рифлеными спойлерами
в стиле магистральных тягачей. Кстати, и бампер, и крылья и нижние спойлеры
выкрашены в светло-серый цвет, что оживляет и визуально облегчает внешний
облик.

Внутри

Посадка-высадка в кабину Atego, прямо скажем, снова удивила своей легкостью.
Здесь всего одна невысокая ступенька. А высота от пола до земли и вовсе рекордная
для данного класса машин – всего 80 см с небольшим. При этом здорово помогают
удобные, длинные поручни по обеим сторонам довольно широкого дверного проема.


Интерьер среднетоннажника Atego напоминает старших братьев –
грузовики Axor и Actros: те же руль с фигурной ступицей, щиток приборов, полукруглая
центральная консоль с емкими вещевыми отсеками. И, конечно, удобные, в меру
жесткие, с отличной боковой поддержкой кресла водителя и пассажира. Несмотря
на то, что «наш» Atego на этот раз был оборудован самой короткой кабиной,
тип S, внутри очень просторно. Имеются также ее удлиненная версия – L и два
варианта спальной кабины L – с нормальной и высокой крышей. Моторный тоннель
практически не мешает. Более того, между ним и передней панелью остается немало
места, так что водитель может без проблем пересесть на пассажирское кресло.


Здесь нет сверхдорогих опций – все просто и удобно. Сиденье водителя на
обычной фпружинной подвеске регулируется по четырем параметрам, включая угол
наклона и высоту подушки. В двух плоскостях изменяется положение рулевой колонки,
надежно фиксируемое пневмозамком (в том числе и автоматически, в течение 20
секунд).


В плюсы можно записать вещевые отсеки над лобовым стеклом, берущие не столько
емкостью (крыша все же невысокая), сколько количеством, и вентиляционный люк
с удобными ручками-фиксаторами.

На ходу

Тестируемый Atego 915, как уже видно
из индекса, укомплектован 150-сильным двигателем. Это 4-цилиндровый турбодизель
904 LA (Евро 2), установленный в паре с 6-ступенчатой коробкой. Для машины
полной массой 9 т этого вполне достаточно, хотя имеются и более серьезные
агрегаты, в том числе и 6-цилиндровые, мощностью до 231 л. с.


Двигатель начинает тянуть уже с 1000 оборотов, хотя настоящий подхват наблюдается
в диапазоне 1200 – 1600 об/мин, когда достигается
максимальный крутящий момент в 580 Нм. Вообще, мотор любит, чтобы его покрутили.
Стоя рядом с автомобилем, отмечаешь, что дизель работает тише, чем аналог
Евро 3 на ранее испытанной машине. А в кабине от него меньше вибраций – в
частности, на КП они отсутствуют вообще, в отличие от более экологичного
собрата. Что ж, перефразировав известное выражение, можно сказать, что чистота
требует жертв.


Коробкой работать легко, хотя четкость включения передач страдает из-за
того, что они расположены близко друг к другу. Впрочем, к этому можно привыкнуть.
Понравилось информативное рулевое управление: малооборотный руль (от упора
до упора 4 оборота), с одной стороны, легкий при парковке, а с другой – не «ватный» на
скорости. Все это только облегчает работу водителя.


Это же можно сказать и об эффективности тормозов – вот только педаль могла
бы быть не такой длинноходной. Автомобиль оснащен также моторным тормозом,
который задействует дроссельную заслонку. Управление им вынесено на подрулевой
переключатель с правой стороны.


В торце левого подрулевого переключателя расположена кнопка звукового сигнала,
что не совсем удобно. Во-первых, попасть на него в спешке нелегко, а во-вторых,
случайно можно включить «дворники» или указатель поворота. Похвалы заслуживает
хорошая обзорность через наружные зеркала. Кстати, последние оснащены подогревом
и электрорегулировкой.


В заключение можно сказать, что Mercedes-Benz Atego 915 идеально подходит
для работы в городе. Здесь есть и комфорт, и надежность, и экономичность.
Это настоящий центровой игрок на рынке развозных грузовиков.


Итоги
Отличная эргономика
Резвый, экономичный двигатель
Информативный рульЭффективные тормоза
Близкое
расположение передач
Неудобное место установки звукового сигнала

 Mercedes-Benz
Atego 915
Общие данные
Типшасси с кабиной
Д/Ш/В, мм6664/2300/2549
Колесная база, мм3620
Снаряженная масса, кг3584
Полная масса, кг 9500
Полная масса автопоезда, кг18000
Дорожный просвет, мм187
Радиус поворота, м7,05
Объем бака, л180
Двигатель
Марка/типOM 904 LA/турбодиз., Евро 2
Рабочий объем, см куб.4250
Расп. и к-во цил./кл. на цил.4/2
Мощность, л. с./об/мин150/2200
Макс. кр. момент,Нм/об/мин 580/1200 – 1600
Трансмиссия
КП 6-ст. мех.
Ходовая часть
Подвеска передн./задн.завис., рессорн./завис. рессорн.
Тормоза передн./задн.диск./диск.
Шины 235/75 R17,5
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч90
Средний расход, л/100 км15–18
Стоимость ТО, грн.655–2432
Периодичность ТО, км30000
Гарантия3 года или 250 тыс. км
Цена тестируемого автомобиля45700 евро

Юрий Гоголев
Фото
автора


Редакция благодарит Центр грузовых автомобилей «Атлант» за предоставленный
на тест автомобиль