X

Mercedes-Benz Actros: Пристрелка «автомата»

Автомобиль Mercedes-Benz Actros на сентябрьском салоне коммерческих автомобилей IAA 2008 в Ганновере был удостоен титула «Грузовик 2009 года». Недавно машину модернизировали. Впервые в классе в стандартное оснащение вошла автоматическая коробка передач. Нам удалось в числе первых в Украине опробовать новинку.

Автомобиль Mercedes-Benz Actros на сентябрьском салоне коммерческих автомобилей IAA 2008 в Ганновере был удостоен титула «Грузовик 2009 года». Недавно машину модернизировали. Впервые в классе в стандартное оснащение вошла автоматическая коробка передач. Нам удалось в числе первых в Украине опробовать новинку.

 

Автомобиль Mercedes-Benz Actros на сентябрьском салоне коммерческих автомобилей IAA 2008 в Ганновере был удостоен титула «Грузовик 2009 года». Недавно машину модернизировали. Впервые в классе в стандартное оснащение вошла автоматическая коробка передач. Нам удалось в числе первых в Украине опробовать новинку.

Автомобили Mercedes-Benz Actros впервые появились осенью 1996 года, придя на смену моделям тяжелого класса SK, и сразу же завоевали почетный титул «Грузовик 1997 года». Изюминкой этих машин стала электронная система управления двигателем и трансмиссией – Telligent. Автомобили выпускались в различных исполнениях – как магистральные тягачи и строительные шасси, с различными двигателями и колесными формулами. С того времени «Актросы» не раз модернизировалась. Осенью 2004 года состоялся дебют второго поколения грузовика. Нынешней весной Actros снова видоизменили. Об успехе модели говорит число выпущенных за 12 лет машин – свыше 650 тыс. штук!

Щиток приборов украшают циферблаты в благородной хромированной оправе.

На экране – всевозможные данные, в частности, номер включенной передачи.дуальной настройке лизинговых предложений

Эргономика рабочей зоны – на высоте: развернутая к водителю приборная панель, многофункциональный руль, анатомическое кресло и рычаг-джойстик КП на откидном подлокотнике.

Снаружи

Настоящий «Мерседес», считают многие, должен быть черным. И тестируемый тягач был именно таким. Для знакомства нам предоставили Actros в наиболее востребованной версии – «седельник» 1844, с высокой кабиной Mega Space и колесной формулой 4х2.

Обновленный Actros виден издалека. Во-первых, автомобиль получил иную решетку радиатора – с более крупными поперечными прорезями. Теперь их не четыре, как раньше, а всего три – зато более широких. Хромированный шильдик с названием модели перекочевал с решетки радиатора на стальную переднюю панель. Во-вторых, дабы оптимизировать воздушные потоки вокруг кабины и сделать ее боковины более чистыми, были доработаны воздухозаборники по бокам от решетки радиатора. Они получили скошенную форму, как на «младшей» модели Axor. В-третьих, видоизменился бампер, на котором появилась аэродинамическая «юбка» с тремя отверстиями в духе автомобилей Brabus.

И это еще не все внешние отличия нового Actros. Так, появился новый по дизайну солнцезащитный козырек над лобовым стеклом – с хромированной центральной частью. Корпуса наружных зеркал доработаны по части аэродинамики.

Обходим тягач сбоку и позади двери видим красивую надпись BlueTec 5. Это говорит о том, что грузовик оборудован cистемой селективной очистки выхлопных газов SCR (по-мерседесовски – BlueTec) и соответствует экологическим нормам Евро 5, вступающим в силу в странах ЕС уже через год. Обходим машину с другой стороны и отмечаем неотъемлемую составляющую технологии BlueTec – резервуар под аммиачный заменитель AdBlue.

Ручной режим новой автоматической КП Power Shift 2 включается клавишей М/A.

Самая просторная кабина – Mega Space: совершенно ровный пол и внутренняя высота 1,92 м.

Внутри

При посадке в кабину обращают на себя внимание удобные подножки – со специальными антигрязевыми отверстиями. При открытии дверей на их тыльной стороне внизу автоматически загораются лампочки подсветки, облегчающие посадку-высадку в темное время. Садимся на водительское кресло с роскошной анатомической спинкой, имеющей регулируемый поясничный подпор: три клавиши «заведуют» соответствующими пневмоподушками. Рядом замечаем клавишу подогрева. Но, учитывая 40-градусную жару, нажимать не стали. Само кресло водителя – на пневмоподвеске.

Над лобовым стеклом – емкие вещевые полки. Есть и люк с электроприводом.

Моторного тоннеля нет, и под «кроватью» удалось сделать 2-этажный комод.

Впервые в классе угол наклона верхней спальной полки регулируется при помощи специальных инерционных ремней. Не забыты и ремни защиты от падения с полок.

У услугам отдыхающих – пульт управления освещением и микроклиматом салона, а также аудиосистемой.

Перед нами – знакомый многофункциональный руль, регулируемый в двух плоскостях. А вот щиток приборов заметно преобразился: появились новые циферблаты спидометра и тахометра в хромированной окантовке, увеличенный дисплей борт-компьютера.

За что действительно стоит похвалить «мерседесовцев», так это за совершенно ровный пол между сиденьями. Моторного тоннеля нет и в помине. С водительского кресла можно без проблем перебраться на сиденье напарника. Кстати, оно, к нашему удивлению, оказалось неподрессорено и без каких-либо регулировок. Все это предлагается как опция… Хотя Mercedes есть Mercedes, а потому даже на таком спартанском сиденье было довольно комфортно ехать.

Очень понравилось наличие в кабине большого числа вещевых отсеков: и над лобовым стеклом, и в дверях, и под спальной полкой… Кажется, в них можно разместить целый продовольственный склад.

Нажал на кнопку – и верхняя полка опустилась или поднялась до нужной высоты.

Матрасы обеих спальных полок – с эластичным ортопедическим каркасом.

Особого разговора заслуживает спальный модуль. Здесь впервые в классе магистральных тягачей установлена верхняя полка, угол наклона которой регулируется с помощью инерционных ремней и удобных фиксаторов. Таким образом, отдыхающий напарник сможет удобно лежать при любых дорожных условиях, не опасаясь упасть.

На ходу

Перед тем как начать ходовые испытания, мы сцепили наш Actros с тентованным полуприцепом Krone. Что за интерес катать голый тягач? Заводим «сверхчистый» 435-сильный турбодизель V6 и трогаемся.

Первое, что мы делаем – это пробуем на разных режимах 12-ступенчатую автоматическую коробку передач PowerShift 2. Здесь следует уточнить, что коробка официально называется «автоматизированная механическая», хотя разработана на базе полностью автоматической Power Shift. Примечательно, что ее управление вынесено на такой же джойстик на откидном подлокотнике, как и в предыдущей роботизированной коробке Telligent. В чем же их отличие?

Начнем с того, что у машины с PowerShift только две педали – тормоз и газ. Коробка может работать как в полностью автоматическом режиме, в отличие от Telligent, так и в ручном. В управлении она намного проще. Особенно удобно пользоваться ручным режимом Manual – последовательно переключая передачи движением рычажка от себя (плюс одна) или на себя (минус одна). Можно воспользоваться и вторым способом: перемещать вверх-вниз флажок «псевдоделителя». Псевдо – потому, что здесь передачи не делятся, как в Telligent, – все упрощено до предела. Напомним, что при переходе на ту или иную скорость в «теллигенте» сначала нужно было выбрать джойстиком желаемую передачу, а уже затем включать ее, выжимая педаль сцепления.

Походный инструмент и огнетушитель – в удобном отсеке за дверью, с доступом снаружи.

У наружных зеркал – новые аэродинамические корпуса и другая компоновка: широкоугольное зеркало теперь находится не сверху, а снизу основного.

В автоматическом режиме разгонная динамика не впечатляет. Но лишь до той поры, пока не включаешь kick-down, утапливая педаль акселератора в пол до характерного щелчка. После этого мотор оживает, и переключение передач происходит на повышенных оборотах – где-то на 2000 в минуту вместо штатных 1500. Правда, в этом случае стрелка тахометра уже выходит за границы зеленой зоны и расход топлива возрастает. У нас он при такой «спортивной» езде составил 38 л на 100 км. Но если ехать спокойно, то он не превышает 25–27 л на «сотню».

Есть у коробки и минусы. Так, например, «автомат» задумывается при резком сбросе скорости. На спидометре 40 км/ч, а включена еще 12-я передача, что подтверждает и цифра на дисплее. Только после нажатия на газ по прошествии пары секунд коробка одумывается – и передачи идут «вниз». Кстати, даже в ручном режиме сильно не попереключаешься вниз – со скорости 90 км/ч это можно сделать максимум на две передачи. Дальше срабатывает ограничитель и раздается зуммер. Так, электроника оберегает двигатель и трансмиссию от перегрузки на повышенных оборотах. Тем не менее, ручной режим нового «автомата» PowerShift 2 здорово выручает при обгонах, когда каждая секунда на вес золота.

Колесить по украинским дорогам на новом тягаче Actros – одно удовольствие. Ты словно попадаешь в иное измерение и паришь над трассой…

Двигатель нам в целом понравился, хотя для данной автоматизированной коробки мы бы лично выбрали мотор помощнее. Тем более что в модельном ряду Actros в них нет недостатка. Тот же V6 может быть и на 476 л. с., а ведь есть еще и V-образные «восьмерки», развивающие от 510 до 600 «лошадок». Шумо- и виброизоляция кабины отменная. Даже на высоких оборотах «голосок» двигателя еле слышен.

Порадовало точное, информативное рулевое управление: гидроусилитель руля отлично справлялся со своей задачей как при парковках, так и на трассе.

На баке под AdBlue на 85 л – наглядная пояснительная табличка: «No Diesel».

Кабина на пневмоподвеске имеет хорошее свойство – не раскачиваться в поворотах.

Тормозная система впечатлила плавностью своей работы. Даже когда мы ехали без груза, автомобиль при интенсивном торможении не «клевал носом», а степенно замедлялся. Немалая заслуга в этом и мягкой, легкой в работе педали тормоза. Можно также воспользоваться и двухдиапазонным моторным тормозом, управление которым вынесено на правый подрулевой переключатель.

Новый Mercedes-Benz Actros доказал свое полное соответствие высоким «трехлучевым» стандартам комфорта и безопасности. А в экономичности ему нет раных – недаром эту машину занесли в Книгу рекордов Гиннесса как самый экономичный магистральный грузовик – с удельным расходом топлива на тонну – 0,8 л на 100 км пути!

Резюме «Автоцентра»

Плюсы

Минусы

  • Коробка-«автомат» в стандарте
  • Высокая экономичность
  • Мощные, мягкие в работе тормоза
  • Просторная кабина с низким уровнем внутреннего шума
  • Задумчивый при переключениях вниз «автомат»
  • Неподресcоренное и нерегулируемое в стандарте кресло напарника

Mercedes-Benz Actros 1844 LS Euro 5

Общие данные

Тип

седельный тягач

Колесная формула

4х2

Колесная база, мм

3600

Полная масса автомобиля, кг

18000

Полная масса автопоезда, кг

40000

Нагрузка на седло, кг

11000

Объем баков, дизель/AdBlue, л

650/85

Двигатель

Марка

OM 501 LA (Евро 5)

Тип

турбодизель

Расп. и к-во цил./кл. на цил.

V6/4

Рабочий объем, см куб.

11967

Мощность, л. с./об/мин.

435/1800

Макс. кр. момент, Нм/об/мин.

2100/1080

Трансмиссия

КП, тип

12-ст. авт.

Ходовая часть

Тормоза передн./задн.

диск./диск.

Подвеска передн./задн.

рессорн./пневм.

Шины

315/70 R22,5

Эксплуатационные показатели

Макс. скорость, км/ч

90

Средний расход, л/100 км

25–27

Стоимость ТО, грн.

от 3000

Периодичность ТО, км

50000

Гарантия на силовую линию

3 года /450 тыс. км

Цена тестируемого автомобиля (DDP Киев)

105000 евро

Юрий Гоголев
Фото Владислава Бойко

Редакция благодарит Центр грузовых автомобилей Mercedes-Benz – «Атлант» за предоставленный на тест автомобиль