X

На «пятачке»

Мини-погрузчик МКСМ-800












В последнее время в Украине все большее распространение
получают универсальные малогабаритные погрузчики. Они широко применяются
в строительстве, сельском хозяйстве и коммунальными службами. С одной
из таких машин мы решили познакомиться поближе.В последнее время в
Украине все большее распространение получают универсальные малогабаритные
погрузчики. Они широко применяются в строительстве, сельском хозяйстве
и коммунальными службами. С одной из таких машин мы решили познакомиться
поближе.

Для теста мы выбрали
мини-погрузчик МКСМ-800, что расшифровывается как «Машина коммунально-строительная
многоцелевая грузоподъемностью 800 кг». Изготавливает такую технику российский
«Курганмаш», известный своими боевыми машинами пехоты БМП-2 и БМП-3.

Портрет малыша

По общей компоновке и размерам курганский мини-погрузчик не отличается
от своих одноклассников. Компактная, очень короткая машина с четырьмя
близко поставленными колесами, причем все они – ведущие. Двигатель расположен
сзади, а в передней части – узкая одноместная кабинка. На нее как бы «надета»
стрела гидравлического грузоподъемного устройства, балки которой расположены
по бокам кабины.

Многофункциональность машины обеспечивается широким набором съемного
навесного оборудования. Это и основной ковш, и ковш карьерный, а также
грузовые вилы, поворотный отвал, щетка дорожная и т. д. Кроме того, мини-погрузчик
можно легко превратить в экскаватор и бетоносмеситель.

На тест была предоставлена машина с основным ковшом емкостью 0,46 м куб.
«Наш» МКСМ-800 был выкрашен в яркий желтый цвет, традиционный для дорожно-строительной
техники. Такой окрас не случаен: он позволяет издалека заметить работающую
на дороге машину. А это – залог безопасности.

Кстати, на МКСМ можно установить и съемный проблесковый маячок оранжевого
цвета. Подсоединили мы его без проблем, но кнопку включения нашли не сразу:
она расположена с правой стороны, в то время как кнопка аварийных «мигалок»
над стоп-сигналами – с левой.

Электрических звуковых сигналов два: один обращен вперед, другой – назад.
Четыре фары спереди и одна сзади обеспечивают эффективное освещение рабочей
зоны.

За работу!

Дверь в кабину водителя расположена спереди. На корпусе и ковше приварены
специальные рифленые подножки, призванные облегчить посадку. Тут уж не
промахнешься, и нога не соскальзывает.

Разместившись в водительском кресле, сразу понимаешь, что находишься
на рабочем месте. Руля нет, вместо него – два рычага-джойстика. Педалей
тоже две: левая выжимается при пуске двигателя (своеобразное сцепление
для облегчения работы стартера), а правая – акселератор. Кроме того, на
боковине кабины установлен дублирующий рычаг постоянного газа.

Левый джойстик предназначен для управления машиной. Подвигаем его вперед
– и начинаем двигаться. Максимальная скорость достигает 12 км/ч. Возвращаем
джойстик назад – остановка. Еще дальше назад – и машина начинает двигаться
в обратном направлении, постепенно набирая скорость.

Дело в том, что наш мини-погрузчик имеет гидрообъемную трансмиссию:
дизель приводит в действие гидронасос, а тот гонит рабочую жидкость по
трубопроводам к двум тяговым гидромоторам: один для левых колес, другой
– для правых.

Этот же левый джойстик позволяет МКСМ выполнять повороты, для чего его
нужно передвигать соответственно влево или вправо. Нужно сказать, что
мини-погрузчик имеет бортовую схему поворота, то есть разворачивается
за счет притормаживания колес одного борта, словно гусеничная машина.
И потому, как мы убедились, он очень маневренный и может крутиться буквально
на одном месте.

Правый джойстик управляет навесным оборудованием. В нашем варианте это
означало, что с его помощью можно поднимать и опускать стрелу (джойстик
– вперед-назад), а также набирать ковшом груз и высыпать его (джойстик
– вправо-влево). Нужно отметить, что джойстик позволял без особых усилий
управлять мощной гидравликой, четко «дозировать» высоту подъема и угол
наклона ковша.

Мы смогли потренироваться в этом на «пятачке», покрытом небольшими сугробами.
Как оказалось, ковш с грузом можно поднимать на приличную высоту – до
2,4 м, при этом машина сохраняла устойчивость. Кстати, высота подъема
находится на уровне одноклассников, что расширяет возможности машины (например,
при работе с большегрузными самосвалами и железнодорожными вагонами).

Это удобно

Работать в кабине оператора, которая снаружи кажется тесноватой, достаточно
удобно. Сиденье регулируется в продольном направлении и по углу наклона
спинки, к тому же оно снабжено 2-точечным ремнем безопасности.

Большая площадь остекления обеспечивает хорошую обзорность. Да и два
панорамных зеркала заднего вида сильно облегчают маневрирование. Чтобы
стекла не запотевали, предусмотрен подвод воздуха к ним изнутри, а снаружи
переднее и заднее стекла снабжены «дворниками». Вообще, система вентиляции
кабины достаточно мощная.

А вот уровень шума в кабине, на наш взгляд, все же великоват, с автомобилем
не сравнить. Для общения с руководителем работы, который находился на
улице, приходилось открывать сдвижную боковую форточку. Но все равно «ценные
указания» слышали только тогда, когда он подходил близко и при этом говорил
достаточно громко.

В кабине установлены два важных прибора для контроля за состоянием мотора
– указатели температуры охлаждающей жидкости и температуры масла. Но,
по нашему мнению, этого мало, так как дизель чешского производства, хоть
и небольшой, трехцилиндровый, требует до 6 л дизтоплива в час, а в процессе
работы очень сложно визуально контролировать его остаток. Поэтому указатель
топлива был бы нелишним. Равно как и датчик давления масла, а также амперметр
или вольтметр.

Для заправки топливом или контроля масла в двигателе достаточно откинуть
только верхнюю часть капота. Впрочем, открыть его можно и полностью, вытащив
специальный палец. При этом облегчается доступ к двум радиаторам (системы
охлаждения и масляный), которые установлены непосредственно на капоте
и нуждаются в периодической чистке.

Справа от двигателя расположен топливный бак, причем роль указателя уровня
топлива выполняет обычная прозрачная трубка.

При необходимости проведения ремонтных работ, связанных с разборкой мотора,
вся водительская кабина на специальных петлях откидывается вперед, предоставляя
доступ к силовому агрегату.

МКСМ-800 нам понравился. Компактный, но достаточно мощный, легкий в управлении
и маневренный и при этом сравнительно недорогой, он, судя по всему, найдет
своего покупателя в Украине.

Простота и легкость в управлении
Высокая маневренность
Значительная разгрузочная высота
Хорошая безопасность
Высокий уровень шума в кабине
Отсутствие в кабине указателя уровня топлива
Тесноватая кабина

 МКСМ-800
Общие данные
Типмини-погрузчик
Колесная формула4х4
Эксплуатационная масса, кг2800
Максимальная сила тяги, кН24
Номинальная грузоподъемность, кг800
Объем основного ковша, м куб.0,463
Радиус поворота с осн. ковшом, мм2440
Макс. разгрузочная высота, мм2410
Вылет стрелы при разгрузке
(при максимальной разгрузочной высоте), мм640
Скорость передвижения, км/ч12
Допуст. боковой уклон при работе, град.10
Двигатель
Марка/типZetor-5201.22/дизель
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R3/2
Номинальная мощность, л. с./об/мин46/2200
Трансмиссия
Типгидробъемная
КППбесступ.
Эксплуатационные показатели
Расход топлива, л/час6
Объем бака, л55
Работа при температурах, град.от –45 до +45
Гарантия1 год
Цена тестируемой машины110950 грн.

КОНКУРЕНТЫ

 АТЕК-621А
Грузоподъемность, кг600
Емкость осн. ковша, м куб.0,3
Макс. разгруз. высота, мм2180
Мощность мотора, л. с.40

 Bobcat
S175
Грузоподъемность, кг860
Емкость осн. ковша, м куб.0,36
Макс. разгруз. высота, мм2310
Мощность мотора, л. с.46

Дмитрий Пятак
Фото автора