Нетривиальный флагман

DAF XF 105


DAF XF 105
DAF XF 105. Рычаг механической КПП для удобства перемещения по кабине сделан складным.
DAF XF 105. Под нижней спальной полкой по заказу устанавливается выдвижной холодильник.
DAF XF 105. Нижняя спальная полка стала на 10 см шире – 80 см, и на 5 см длиннее – 210 см. Доступ на верхнюю кровать облегчает новая откидная лестница из алюминия.
DAF XF 105. Рабочее место водителя заметно преобразилось. Обзорность улучшают новые наружные зеркала.
DAF XF 105. При выезде со стартовой площадки надо было проехать под автострадой по узкому туннелю.
DAF XF 105. На подрулевые рычажки возложено управление «автоматом» AS-Tronic и ретардером.
DAF XF 105. Запас аммиачного заменителя AdBlue в баке легко контролировать по прибору на щитке (на фото – слева).
DAF XF 105. Турбодизель Paccar MX Евро 4/Евро 5 отличается эластичностью в работе.

Презентация нового флагмана марки – событие особенное
для любого автопроизводителя. Компания DAF Trucks решила провести
показ достойно: посмотреть и испытать новую модель XF 105 журналистам
предложили не где-нибудь, а в живописных горах Гранады, что на юге
Испании.

Мировой дебют нового
флагмана DAF XF 105 состоялся в октябре, на международном Амстердамском
автосалоне. Машина пришла на смену модели XF 95, выпускавшейся с конца
2002 года. В духе последних тенденций, внешность тягача не претерпела
кардинальных, революционных изменений – она, скорее всего, эволюционировала.
Зато внутри – это совсем другой трак.

Снаружи

Отличить XF 105 от «девяносто пятого» не составляет труда. У машины теперь
новый стальной бампер со скругленной, так называемой нижней решеткой радиатора.
Последняя увенчана еще и хромированным молдингом. Видоизменилась и верхняя
решетка, расположенная на передней панели. В бампере также находятся сдвоенные
кругляши «противотуманок», прозванные сat eye (с англ. «кошачий глаз»).
Фары головного света теперь упрятаны под ударопрочными плафонами и по
заказу могут оснащаться ксеноновыми лампами. Наружные зеркала окрашиваются
в цвет кабины. Кстати, новый фирменный цвет флагмана уже не оранжевый,
как раньше, а ярко-желтый.

Особенно эффектно смотрится тягач с модернизированной кабиной Super
Space Cab – самой просторной в гамме. На ее высокой крыше спереди находится
полукруглая проштамповка – по конфигурации точно такая же, как и решетка
радиатора в бампере. Более того, по углам установлены остроугольные плафоны
точечного освещения и, конечно же, со всех сторон – красивые надписи «XF
105». Изменился и аэродинамический обвес. Так, в качестве опции применяются
новые боковые спойлеры, закрывающие топливные баки. Боковые спойлеры на
крыше – также иные по дизайну и теперь отрегулированы под полуприцепы
шириной до 2,55 м.

Внутри

Гордость флагмана – полностью изменившийся интерьер. Первое, на что обращаешь
внимание, – многофункциональный 4-спицевый руль.

Заметно преобразилась развернутая к водителю приборная панель. По заказу
она отделывается пластиком «под дерево» или алюминиевыми вставками. Не
узнать и щиток приборов: для лучшей читаемости циферблатов белые цифры
расположены на черном фоне, а черные промежуточные деления – на белом.
Между спидометром и тахометром теперь расположен большой дисплей борт-компьютера,
на котором появилась новая функция: показания осевой нагрузки тягача.

В кабине стало просторнее. Высота моторного тоннеля сократилась на 3
см – до 15 см. Теперь расстояние от него до потолка в кабине Space Cab
– 175 см, а в Super Space – 210 см. Комфортнее стало и в спальном отсеке.

Впечатляет и обилие вещевых отсеков. Так, под нижней спальной полкой
их целых три: объемом 75, 240 и 235 л. В центральном отделении по заказу
может устанавливаться выдвижной холодильник. Над лобовым стеклом – вместительные
багажные шкафчики (особенно для высокой кабины Super Space): сюда свободно
войдут «микроволновка» и небольшой телевизор.

Силовая и ходовая

Главная новация тягача – 12,9-литровый турбодизель Paccar MX. Благодаря
применению технологии очистки выхлопных газов SCR он соответствует экологическим
нормам Евро 4 или Евро 5. Рядный 6-цилиндровый, как и предшественник (серии
ХЕС), он демонстрирует много интересного. Так, появилась новая система
впрыска SMART – индивидуальные насос-форсунки обеспечивают впрыск топлива
под давлением 2000 бар. Более того, сам впрыск топлива осуществляется
поэтапно: прогревочная порция, основная и заключительная. Время и количество
впрыскиваемого топлива постоянно контролируется электроникой. Все это
улучшает процесс сгорания, что повышает экономичность и экологичность
двигателя.

Второе важное новшество – блок и головка, изготовленные из специального
графитного чугуна CGI (Сompact Graphite Iron) – легкого и сверхпрочного.
В результате мотор получился компактнее и легче предшественника.

Третье нововведение – сокращение количества деталей, что повысило надежность
и облегчило сервисное обслуживание агрегата. Так, применяется один приводной
ремень для генератора и кондиционера, а также комбинированный насос для
топливной системы и гидроусилителя. Более того, 2-ступенчатый воздушный
компрессор интегрирован со смазочным модулем (фильтром, маслоохладителем,
термостатом). И примеров еще много.

Мотор предлагается пока в трех вариантах: мощностью 410, 460 и 510 л.
с. Чуть позже появится самый сильный вариант в 560 л. с. С двигателем
агрегатируется механическая 16-ступенчатая коробка передач с пневмоусилителем
Servoshift. По заказу устанавливается автоматическая КПП AS-Tronic: пока
12-, а позже – 16-скоростная.

Межсервисный интервал при использовании синтетического масла увеличился
со 120 до 150 тыс. км, а полное сервисное обслуживание сократилось до
одного раза в год. Более того, менять масло в автоматической коробке теперь
нужно только через 540 тыс. км. Моторесурс возрос до 1,6 млн. км.

Появился усиленный задний мост SR 1347 c «быстрым» дифференциалом. Картер
моста стал легче и крепче. По заказу устанавливается гипоидный задний
мост HR 1356 с колесными редукторами – для буксировки сверхтяжелых грузов
и эксплуатации на мягких грунтах.

Существенно модернизировано шасси. Так, поперечины рамы усилены K-образными
элементами, повышающими жесткость на кручение. Лонжероны стандартно изготавливаются
из 7-миллиметровой стали. Воздушные ресиверы размещены внутри рамы, что
позволило увеличить емкость топливных баков до 1500 л. Аккумуляторный
отсек, бак под AdBlue и глушитель объединены для компактности в один модуль.

На ходу

Для ходовых испытаний журналистам предложили седельные тягачи 4х2, оснащенные
кабинами Space Сab и Super Space Cab, с различными типами моторов и коробками
передач. Все – с гружеными фурами. Полная масса автопоезда составляла
40 т.

Сначала берем на тест 460-сильный тягач с коробкой AS-Tronic. Включаем
автоматический режим. Машина спокойно начинает движение на 4-й передаче,
о чем говорит соответствующая цифра на дисплее борт-компьютера. Переключение
вверх происходит довольно быстро и бесшумно где-то посередине зеленой
зоны, в пределах 1100-1500 об/мин. На подъемах, когда тяги не хватает,
нажимаем педаль акселератора до упора – срабытывает kick-down. У грузовика
появляется «второе дыхание»: переключение происходит уже при 1700-1800
об/мин. Динамика разгона улучшается.

Машины с мотором 510 и 410 л. с. ведут себя похоже, – только, соответственно,
резвее или более вяло. Насторожил лишь один момент: при замедлении на
одном из тягачей коробка «затормозилась» при переключении вниз: на скорости
30 км/ч продолжала светиться 11-я передача. Дорога была мокрая, и пришлось
хорошо наступить на тормоз.

В ручном режиме – Manual коробка передач предоставляет водителю полную
свободу действий. Подрулевой рычажок на себя – плюс передача, от себя
– минус. Можно не только резво ускоряться, например, при обгонах, но и
тормозить.

Механической, 16-ступенчатой коробкой работать также очень легко. Гибкие
в работе моторы позволяют двигаться на затяжных подъемах, используя только
7-ю и 8-ю передачи. При этом работаешь лишь «флажком» – переключаясь на
верхний/нижний ряд. Только на особо затяжных подъемах требовался переход
на пониженные передачи.

Мокрая горная дорога позволила по достоинству оценить тормозные качества
новых машин. Автомобили оснащены мощным моторным тормозом, который легко
включался специальной педалькой с левой стороны. Более того, на правый
подрулевой переключатель вынесено управление 4-диапазонным трансмиссионным
тормозом-замедлителем, ретардером. Хотя, чтобы не рисковать, лучше воспользоваться
системой Downhill Control – своеобразным экстренным «круиз-контролем».
Теперь управление ею вынесено на рулевое колесо. Нажал кнопку, выставил
безопасную скорость – и машина автоматически поддерживает ее на спусках,
задействуя моторный тормоз и ретардер. Минус у системы один – повышенный
уровень шума в кабине.

При экстренном торможении помогают система ABS и дотормаживающая Brake
Assist. На скользкой дороге от заноса оберегают противопробуксовочные
системы ASR и SMR. За доплату можно установить и систему курсовой устойчивости
VSC (Vehicle Stability Control).

При маневрировании и перестроении здорово помогают новые наружные зеркала
с более широким углом обзора. Вот только зеркала переднего габарита порой
не хватало. К сожалению, оно предлагается лишь в качестве опции.

Стандартно устанавливаемая пневмоподвеска задних колес отлично гасит
толчки, хотя горные испанские дороги – не идут ни в какое сравнение с
нашими. Пневмобаллоны при желании можно заказать и на передние колеса,
правда, только в комбинации с листовыми рессорами.

Итак, компания DAF Trucks представила действительно новый флагман марки
– тягач XF 105. Комфортабельный, экономичный, с экологически чистыми моторами
и безопасный – это веский козырь в конкурентной борьбе на рынке магистральных
перевозок.

 Мнение   

Жак Триппельс. Руководитель компании Traxim, официального представительства DAF Trucks в Украине и МолдовеЖак
Триппельс
Руководитель компании Traxim, официального представительства
DAF Trucks в Украине и Молдове

При разработке новых моторов Paccar MX во главу угла
были поставлены экологочность и экономичность. В результате,
они соответствуют не только нормам Евро 4, но и Евро
5. Более того, турбодизели потребляют до 4% меньше топлива,
нежели предшественники. Украинские перевозчики не должны
беспокоиться о заправке жидкостью AdBlue. Транспортным
компаниям будет выгоднее покупать сменные резервуары
аммиачного заменителя для своего автопарка. Расходы
– минимальные. Стоимость 1 л AdBlue в Европе – порядка
30 центов (2 грн.). Расход его – 1-1,5 л на 100 км пути.
Поэтому 50- или 75-литровых баков под AdBlue на новых
машинах DAF XF 105 спокойно хватит на пробег до 4000-4500
км.

Эластичные моторы Евро 4/Евро
5
Эффективная тормозная система
Информативный, многофункциональный руль
Просторная кабина
Вместительные багажные отсеки
Отсутствие в стандарте зеркала переднего габарита
Медлительность «автомата» при переключениях вниз

 Двигатели
Paccar MX Евро 4/5
Марка МХ300 МХ340 МХ375
Рабочий объем, л 12,9
Расп. и кол-во цил./кл. на цил. R6/4
Мощн. л. с./об/мин 410/1900 460/1900 510/1900
Макс. кр. момент, Нм/об/мин 2000/1000-1500 2300/1000-1500 2500/1000-1500

Юрий Гоголев
Фото автора и DAF Trucks

Киев – Гранада – Киев

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ