Setra TopClass 400: Двое из Ульма

0

В нынешнем году начинается серийное производство новых автобусов марки Setra – семейства TopClass 400. В апреле группа европейских автожурналистов впервые получила возможность провести тест-драйв этих машин в районе немецкого города Ульм, где они производятся.

В нынешнем году начинается серийное производство новых автобусов марки Setra – семейства TopClass 400. В апреле группа европейских автожурналистов впервые получила возможность провести тест-драйв этих машин в районе немецкого города Ульм, где они производятся.

Setra TopClass 400

Втоповую «семейку» водит шесть моделей, похожих друг на друга, как близнецы. Самые младшенькие – два двухосных «высокопалубника», 10-метровый S411HD и 12-метровый S415HD. Далее по старшинству следуют три машины с особо высокой палубой – суперхайдекеры, причем все трехосные: S415HDН, S416HDН и S417HDН. Длина их, соответственно, 12, 13 и 14 м. А возглавляет эту «семейную команду» флагман марки – двухэтажный и, понятно, тоже трехосный S431DТ длиной 13,9 м.

«Высокопалубник» S416HDH длиной 14 метров пробирается по улочкам города.
Флагман новой эскадры TopClass – двухэтажный S431DT отправляется в «плавание».
«Высокопалубник» S416HDH длиной 14 метров пробирается по улочкам города.
Флагман новой эскадры TopClass – двухэтажный S431DT отправляется в «плавание».

Снаружи и внутри

При первом взгляде на новые машины сразу возник недоуменный вопрос: почему они как две капли воды похожи на своих предшественников? Ответ представителя фирмы был таким. В 2001 году автобусы Setra получили принципиально новую, оригинальную внешность. Машина серии TopClass 400 удостоилась престижного титула Coach of the Year'2002 («Туристический автобус 2002 года»). Жюри конкурса тогда отметило выдающийся дизайн, в котором гармонично сочетались эстетически совершенная форма и функциональность И сегодня «лицо» автобуса все еще свежо и привлекательно. Поэтому менять что-либо в экстерьере, за исключением мелочей, пока не имеет смысла – ни в эстетическом, ни, тем более, в экономическом плане. Все новшества– не снаружи, а внутри.

Обзорность – прекрасная. Руль отличается немецкой точностью.
Кресло водителя – на пневмоподвеске, с полным «джентльменским набором» всевозможных регулировок.
Обзорность – прекрасная. Руль отличается немецкой точностью.
Кресло водителя – на пневмоподвеске, с полным «джентльменским набором» всевозможных регулировок.

И действительно, «внутренний мир» машины преобразился. Прежде всего, резко улучшилась активная и пассивная безопасность. Переднюю часть машины удлинили. В итоге на 14 см увеличилось «жизненное пространство» перед водителем, а перед сидящим рядом гидом – на 7 см. Кроме того, в переднюю часть кузова интегрирована мощная энергопоглощающая структура. Оба этих элемента являются частью новой системы безопасности FCG (Front Collision Guard – «Защита от лобового столкновения»).

Впрочем, вещи, улучшающие безопасность, но уже не пассивную, а активную, имеются и снаружи машины. Как только водитель включает указатель поворота на скорости ниже 40 км/ч, сразу загораются «противотуманки», которые освещают боковое пространство.

Вернемся, однако, к «начинке» автобусов. Важнейшая новинка здесь – двигатели Mercedes-Benz повышенной мощности. У самой компактной машины – S411HD рядная «шестерка» развивает 408 л. с., а у моделей покрупнее – 428 или 456 л. с. Флагман же марки оснащается в стандарте дизелем V8 мощностью 503 л. с. Все двигатели отвечают стандартам Евро 4, а по заказу могут быть поставлены моторы уровня Евро 5.

В салоне автобуса S416HDH – шикарные кожаные кресла. Шаг сидений отвечает 4-звездочной норме.
Удобный вход в суперхайдекер обеспечивают поручни и ступени, помеченные для особо невнимательных желтым цветом.
В салоне автобуса S416HDH – шикарные кожаные кресла. Шаг сидений отвечает 4-звездочной норме.
Удобный вход в суперхайдекер обеспечивают поручни и ступени, помеченные для особо невнимательных желтым цветом.

Еще одна новация – автоматизированная 8-ступенчатая КП PowerShift, которая по заказу может быть установлена вместо 12-скоростной стандартной ZF AS-Tronic.

На ходу

Стартовали журналисты прямо от офисного центра Setra в Ульме. Затем пробирались на крупногабаритных автобусах по узким улицам города, довольно-таки загруженных транспортом. Далее выезжали на узкую «двухполоску», тоже с интенсивным движением. И только через некоторое время наконец-то выбирались на широкий автобан, где можно было отвести душу.

На тест были предоставлены шесть машин – вся гамма от мала до велика. Но поездить на всех как следует, увы, не было времени. Обкатать удалось только две.

Обновленное рабочее место водителя. Многофункциональный руль, а справа, в «бороде» – навигационная система и тахограф.
Щиток приборов – новый. На дисплее высвечиваются запас топлива и AdBlue, указатель включенной передачи, скорость и т. п.
Обновленное рабочее место водителя. Многофункциональный руль, а справа, в «бороде» – навигационная система и тахограф.
Щиток приборов – новый. На дисплее высвечиваются запас топлива и AdBlue, указатель включенной передачи, скорость и т. п.

Для начала мне достался суперхайдекер S416HDН. Кресло водителя расположено здесь довольно высоко, но посадка в машину через переднюю дверь оказалась легкой – руки как бы сами находили поручни, установленные в точно просчитанных местах. Само рабочее место водителя оказалось удобным и просторным, над головой много воздуха.

Вторым моим подопечным стал флагман марки – S411DT. В этом даблдекере кресло водителя расположено значительно ниже, чем в «высокопалубнике». Да и места над головой поменьше – как-никак сверху нависает второй этаж. Зато посадка-высадка, как и для пассажиров первого этажа, куда проще.

Багажный отсек у S416HDH – двухэтажный, с полкой посередине. Общий объем впечатляет – 8,3 м куб.
На втором этаже даблдекера светло и просторно.
Багажный отсек у S416HDH – двухэтажный, с полкой посередине. Общий объем впечатляет – 8,3 м куб.
На втором этаже даблдекера светло и просторно.

Буквально с первых метров поездки оценил хорошую обзорность у обеих машин. Правда, чуть-чуть не хватало зеркала переднего габарита. А маневренность превзошла все ожидания. Длинные машины легко вписывались в самые крутые повороты, словно автобусы малого класса. Такая верткость, несомненно, заслуга третьей, не ведущей, но поворотной оси.

На трассе обе машины демонстрировали отличную динамику и легко выходили на крейсерскую скорость в 100 км/ч. При этом стрелка тахометра даже не доходила до середины зеленой экономичной зоны, останавливаясь в районе 1200 об/мин. Стартовал «двухэтажник» резвее, чем «высокопалубник» – сказывалось преимущество в мощности. Но на трассе эта разница уже не ощущалась.

На обоих автобусах установлена автоматизированная 12-ступенчатая коробка AS-Tronic фирмы ZF. В целом она работала четко и мягко. Но после выхода из крутого поворота на малой скорости, когда нужно было резко нажимать на акселератор, «автомат» показал себя задумчивым и разгон проходил вяло. И здесь уместно переходить на ручной режим управления.

Двигатель OM457LA развивает завидную мощность – 468 л. с.
Бак под аммиачный заменитель AdBlue – характерный атрибут двигателя Евро 5.
Двигатель OM457LA развивает завидную мощность – 468 л. с.
Бак под аммиачный заменитель AdBlue – характерный атрибут двигателя Евро 5.

Руль, легкий при маневрировании, на скорости словно наливался приятной тяжестью, но в обоих случаях работал с немецкой точностью. Педаль газа чуткая и послушная, а вот тормозная показалась какой-то жесткой.При въезде на автобан и съезде с него приходилось соблюдать особую осторожность. Ибо крутые повороты здесь сочетались с наклоном, а автобусы, особенно двухэтажные, имеют приличную высоту. Как говорится, тише едешь, дальше будешь!Электроника на страже

В обоих автобусах – полный набор электронных систем, обеспечивающих активную безопасность. Разумеется, это широко известные ABS, ASR, EBS, ESP, Brake Assist и др. Но с некоторыми мне пришлось столкнуться впервые.

На одном из виражей колесо автобуса коснулось белой линии разметки. И тут сиденье водителя буквально затряслось: сработала система Lane Assistance. Она оснащена радаром, который следит за расстоянием до линии разметки и в случае наезда на нее предупреждает водителя таким вот оригинальным способом. При этом вибрировать будет правая или левая часть сиденья – в зависимости от того, с какой стороны автобус наехал на линию.

При повороте «противотуманки» автоматически включаютcя и освещают тот или иной край дороги. Между ними – «запаска» с удобным доступом.
Третья ось – управляемая и, кроме того, с независимой подвеской – впервые в Европе.
При повороте «противотуманки» автоматически включаютcя и освещают тот или иной край дороги. Между ними – «запаска» с удобным доступом.
Третья ось – управляемая и, кроме того, с независимой подвеской – впервые в Европе.

Со второй системой я столкнулся, когда захотел выжать из автобуса максимальную скорость на автобане. Чтобы перехитрить ограничитель, разгон следовало проводить на длинном спуске. Но система DBL (Сontinuous Braking Limiter) стала ненавязчиво притормаживать машину, и я так и не смог преодолеть дозволенный лимит в 100 км/ч.

По трассе впереди, примерно с нашей скоростью, двигался небольшой развозной фургон. Самое время включить систему контроля за дистанцией – ART. Что и было сделано. С некоторой опаской убираю ногу с педали газа, но нет, все нормально. Наш автобус идет за машиной как привязанный, строго соблюдая предписанную законом дистанцию – 50 м при 100 км/ч. Вдруг фургон довольно резко сбавил скорость. Расстояние между нами начинает сокращаться. Но тормозить не пришлось, ибо опасное сближение прекратилось. Просто чем меньше скорость, тем короче дистанция.

Ульм

И вот тест подошел к концу. Плавно подъезжаю к зданию офиса. Именно плавно, потому что обе машины отличаются удивительной плавностью хода. Этому, несомненно, способствуют пневморессоры с тщательно подобранными характеристиками. Не последнюю роль играет и то, что подвеска третьей, неведущей оси сделана независимой, – кстати, впервые в Европе.

Остался жив

Опытный образец автобуса Setra TopClass 400 в заводском музее, куда машина совсем недавно попала после официальных испытаний на безопасность
Опытный образец автобуса Setra TopClass 400 в заводском музее, куда машина совсем недавно попала после официальных испытаний на безопасность

Ксчастью, это снимок не с нашего тест-драйва! Мы сфотографировали опытный образец автобуса Setra TopClass 400 в заводском музее, куда машина совсем недавно попала после официальных испытаний на безопасность. Как видим, столкновение со стенкой не прошло бесследно. Но самое главное: энергию удара эффективно поглотила интегрированная рама безопасности. А кресло водителя, смонтированное на подрамнике, отъехало назад. В результате перед манекеном сохранилось достаточное пространство, и он «остался жив».


Резюме

Высокий уровень безопасности
Отличная динамика
Хорошая маневренность
Высококомфортабельный салон
Увеличенный объем багажных отсеков
Недостаточно информативная педаль тормоза
Задумчивый в работе «автомат»
Отсутствие зеркала переднего габарита

Setra TopClass 400
 
S416HDH
S431DT
Общие данные
Тип
туристический автобус
 
Габариты, Д/Ш/В, мм
13190/2550/3860
13890/2550/4000
Колесная база, мм
6250
6700+1350
Мест (4 звезды)
50
78
Полная масса, кг
24000
26000
Ширина прохода, мм
460*
460*
Объем багаж. отсеков, м куб.
16,3
8,4
Радиус разворота, м
10,65
11,38
Объем бака, л
– топливного
– для AdBlue
565
62
560
56
Двигатель
Тип/марка
турбодиз./ОM457LA (Eвро 5)
турбодиз./ОM502LA (Eвро 5)
Рабочий объем, см куб.
11967
15930
Расп. и к­во цил./кл. на цил.
R6/4
V8/4
Мощность, л. с.
456
503
Макс. кр. момент, Нм/об/мин. Нм
2200/1100
2300/1080
Трансмиссия
Тип привода
задний
КП, марка/тип
ZF AS­Tronic/12­cт. авт.
Ходовая часть
Подвеска, передн./задн.
пневм. незав./пневм. зав. (на 3­й оси – незав.)
Тормоза передн./задн.
диск./диск., Brake Assist
Шины
315/80R22.5
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч
100 (с огранич.)
 
Средний расход, л/100 км
н. д.
н. д.
Цена тестируемого автобуса, грн.
н. д.
н. д.
Setra TopClass 400
Setra TopClass 400
Setra TopClass 400
Setra TopClass 400
Setra TopClass 400
Setra TopClass 400
Setra TopClass 400
Setra TopClass 400
Setra TopClass 400
Setra TopClass 400

Киев – Ульм – Киев

Леонид Гоголев
Фото автора и Setra

Редакция благодарит ОАО «АвтоКапитал» за помощь в организации поездки

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.