Temsa HD C12: Золотая середина 

Автобусы турецкой марки Temsa знакомы украинским перевозчикам и пассажирам не понаслышке – они уже давно и успешно работают на популярных междугородных маршрутах. А недавно в Украину пришла новинка – туристическая модель HD C12, которую нам удалось обкатать.

Автобусы турецкой марки Temsa знакомы украинским перевозчикам и пассажирам не понаслышке – они уже давно и успешно работают на популярных междугородных маршрутах. А недавно в Украину пришла новинка – туристическая модель HD C12, которую нам удалось обкатать.

Temsa HD C12

С автобусами Temsa мы уже встречались: три года назад тестировали туристическую модель класса «миди» – Prestij Deluxe (см. «КА» № 6’2008). Настал черед испытать и полноразмерный 12-метровый автобус HD C12, предоставленный ООО «УкрЕвроМАЗ», г. Киев (www.ukreuromaz.com).

Снаружи и внутри

Автобус ждал нас у заправки, по­игрывая белоснежными, до блеска вымытыми бортами. Сразу обращаем внимание на оригинальный дизайн. Передняя панель и бампер скошены по бокам и образуют, так сказать, единый ансамбль, а маленькие «глазки» фар расположены в горизонтальной ложбинке, окрашенной в светло-серый цвет. Кстати, по ее центру на выпуклом приливе находится красивая эмблема марки в виде стилизованной буквы T, пришедшая на смену прежнему логотипу пару лет назад.

Профиль HD C12 весьма динамичен. Это заслуга изогнутой центральной стойки крыши, ниспадающей к передней части оконной линии, а также надкрылков со вздернутыми кверху «хвостиками». Стильно выглядит и корма. По бокам ее расположены утопленные в изящные «колодцы» кругляши стоп-сигналов, а над задним окном красуется крупная хромированная надпись с названием марки.

Заходим в салон. Первое, на что обращаем внимание, – кресла от именитого немецкого производителя Grammer. Они не только красивы, но и очень удобны. Особенно понравилась спинка с изогнутым по краям подголовником: можно спокойно дремать, не беспокоясь, что соскользнешь вбок. Регулируется не только угол наклона спинок кресел – крайние от прохода можно еще отодвигать вбок, увеличивая расстояние от сидящего рядом пассажира. Сиденья оснащены двухточечными ремнями безопасности, откидными подлокотниками, столиками и вещевыми сетками. Интересно, что в ряду кресел слева от прохода имеются небольшие пластиковые корытца для мелкого мусора. А вот откидные подножки мы обнаружили только на двух передних сиденьях, предназначенных, видно, для VIP-пассажиров.

Обнаружилась еще одна примечательная деталь: шаг кресел можно менять. Откручиваешь пару болтов снизу – и нужное сиденье сдвигается по направляющим на стенке. Таким образом, реально увеличить число мест для сидения в салоне, что и было сделано в нашем автобусе по требованию заказчика: в данном случае с 46-ти до 49-ти.

Рабочее место водителя порадовало удобным креслом на пневмоподвеске с регулировкой жесткости, а также оригинальной приборной панелью с выступающими круглыми дефлекторами на козырьке. Слева от щитка приборов находится удобный блок кнопок, отвечающих за самые разнообразные функции: от поднятия солнцезащитных шторок и регулировки рулевой колонки до отключения антипробуксовочной системы ASR. В центре щитка приборов расположен большой ЖК-дисплей бортового компьютера. Заслуживает внимания и установленное рядом откидное сиденье для сопровождающего гида. Последний наверняка оценит удобную нишу для ног, а также находящийся в ячейке выносной микрофон.

На ходу водитель оценит легкий, информативный руль и отличную обзорность.

На ходу водитель оценит легкий, информативный руль и отличную обзорность.

В салоне – два монитора для пассажиров. Над водителем и гидом есть удобные вещевые отсеки. На щитке приборов ничего лишнего. Жалко, что дисплей борткомпьютера не показывает расхода топлива.

В салоне – два монитора для пассажиров. Над водителем и гидом есть удобные вещевые отсеки.

На щитке приборов ничего лишнего. Жалко, что дисплей борткомпьютера не показывает расхода топлива.

При наполовину опущенной солнцезащитной шторке частично перекрываются левые зеркала. Для ног гида в передней стенке имеется удобная ниша. Посадку облегчают ступеньки с подсветкой и хромированный поручень.

При наполовину опущенной солнцезащитной шторке частично перекрываются левые зеркала.

Для ног гида в передней стенке имеется удобная ниша. Посадку облегчают ступеньки с подсветкой и хромированный поручень.

В салоне – 49 комфортабельных кресел от именитого немецкого производителя Grammer. Кресла – с откидными столиками, подножками и вещевыми сетками. Под подлокотниками, через кресло, находятся небольшие ящички для мелкого мусора.

В салоне – 49 комфортабельных кресел от именитого немецкого производителя Grammer.

Кресла – с откидными столиками, подножками и вещевыми сетками. Под подлокотниками, через кресло, находятся небольшие ящички для мелкого мусора.

 

Шаг кресел можно изменять, передвигая их по салазкам на бортах кузова, предварительно открутив пару гаек.

Шаг кресел можно изменять, передвигая их по салазкам на бортах кузова, предварительно открутив пару гаек.

Мини-кухня – с бойлером, мойкой и чайником-термосом. Комфортабельный туалет с умывальником – вещь необходимая в дальней дороге.

Мини-кухня – с бойлером, мойкой и чайником-термосом.

Комфортабельный туалет с умывальником – вещь необходимая в дальней дороге.

 

На ходу

На ходу Temsa HD C12 оказалась довольно комфортабельной – ведь подвеска всех колес пневматическая: передняя – независимая на двух пневмобаллонах, задняя – зависимая, на четырех. Правда, поначалу нас тревожила неприятная вертикальная раскачка передка на пологих неровностях. Как оказалось, причина не только в том, что автобус – без загрузки. Кузов машины был приподнят при помощи регулируемой подвески в самое верхнее положение над дорогой – а это все-таки плюс 10 см от минимального значения. Мы быстро восстановили статус-кво, опустив его. И раскачка исчезла.

Теперь остановимся на двигателе – 10,5-литровом турбодизеле MAN D2066 стандарта Евро 3. Агрегат в 350 «лошадок» приятно удивил эластичностью в работе, уверенно вытягивая многотонную машину уже с 800–900 оборотов. Это качество мы оценили, когда преодолели затяжной, но не очень крутой подъем на последней, 6-й передаче и скорости всего 60 км/ч. Механическая коробка передач ZF также заслуживает высокой оценки. Передачи включаются быстро и легко, вот только рычаг джойстика довольно короткоходный, что требует привыкания.

Точно определить расход топлива мы не смогли, так как борткомпьютер не имел такой функции, но, по нашим подсчетам, при езде по трассе со скоростью 80–90 км/ч он составлял около 25 л на 100 км.

Рулевое управление ZF Servocom понравилось в работе. Руль в меру тугой, с хорошей обратной связью в околонулевой зоне. При этом он удобен при активном маневрировании, так как от упора до упора имеет всего четыре с небольшим оборота. Педальный узел оставил двойственное впечатление. Педали сцепления и газа – не тугие и весьма короткоходные, а вот огромная напольная педаль тормоза требует заметных усилий. Правда, работать ею приходится в основном при езде по городу, так как на трассе для замедления лучше использовать 5-ступенчатый электромагнитный ретардер. Последний мы по достоинству оценили на затяжных спусках.

Обзорность с рабочего места водителя очень хорошая. Особенно выручают многосекционные зеркала. Но нужно учесть, что если противосолнечная шторка опущена наполовину, то она частично перекрывает слева зеркало переднего габарита, а также широкоугольное зеркало. При парковке задним ходом очень выручает камера с большим дисплеем. Удобно, что экран не интегрирован в приборную панель, а расположен на левой оконной стойке, прямо перед глазами.

В заключение упомянем хорошую шумо- и виброизоляцию салона. И хотя на «галерке» работу двигателя все-таки слышишь ушами и чувствуешь «пятой точкой», то в целом в салоне очень тихо и ничто не мешает разговаривать, смотреть фильм или слушать музыку.

Испытанная нами модель Temsa HD C12, хочется верить, найдет своего покупателя. На украинском рынке эта машина занимает «золотую середину» в туристическом сегменте автобусов – между дорогими западноевропейскими аналогами и некоторыми дешевыми, но не слишком качественными китайскими машинами.

Турбодизель MAN D2066 мощностью 350 л. с. в работе очень эластичен. «Запаска» прячется за откидным передним бампером.

Турбодизель MAN D2066 мощностью 350 л. с. в работе очень эластичен.

«Запаска» прячется за откидным передним бампером.

Багажные отсеки весьма вместительны, ведь их полезный объем составляет 11 кубометров. Temsa HD C12

Багажные отсеки весьма вместительны, ведь их полезный объем составляет 11 кубометров.

 

Резюме

Плюсы

Минусы

  • Комфортабельный салон
  • Эластичный в работе, мощный турбодизель
  • Информативный, четкий руль
  • Регулируемый при помощи пневмоподвески дорожный просвет
  • Повышенный уровень шума на последнем ряду сидений
  • Наружные зеркала частично перекрываются слева противосолнечной шторкой

Temsa HD C12

Общие данные

Тип

туристический автобус

Д/Ш/В, мм

12277/2550/3600

Колесная база, мм

6150

Мест в салоне

49+1+1

Внутренняя высота салона, мм

2000

Объем багажных отсеков, м куб.

11,0

Полная масса, кг

18000

Дорожный просвет, мм

274

Радиус поворота, м

11,5

Объем бака, л

560

Двигатель

Марка/тип

MAN D 2066 LOH12/турбодиз. (Евро 3)

Рабочий объем, см куб.

10520

Расп. и к-во цил./кл. на цил.

R6/4

Мощность, л. с./об/мин

350/1900

Макс. кр. момент, Нм/об/мин

 1750/1000–1400

Трансмиссия

Тип привода

задний

КП, марка/тип

ZF 6S 1700/6-cт. мех.

Ходовая часть

Подвеска передн./задн.

независ. пневм./завис. пневм.

Тормоза передн./задн.

диск./диск., с ABS/ASR

Шины

295/80 R22.5

Эксплуатационные показатели

Макс. скорость, км/ч

140

Средний расход топлива, л/100 км

25 (по шоссе)

Стоимость ТО, грн.

н. д.

Периодичность ТО, км

15000 или через 1 год

Гарантия

2 года или 100 тыс. км

Цена автобуса, грн.

2 720 000

Юрий Гоголев
Фото автора

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.