X

КАМАЗ – воин и труженик

В Москве, в ЦВК «Экспоцентр» 20 – 24 августа проходил Международный салон вооружения и военной техники «МВСВ-2008». На этом авторитетном форуме, который проводится раз в два года, были широко представлены и автомобили КАМАЗ.

В Москве, в ЦВК «Экспоцентр» 20 – 24 августа проходил Международный салон вооружения и военной техники «МВСВ-2008». На этом авторитетном форуме, который проводится раз в два года, были широко представлены и автомобили КАМАЗ.

В Москве, в ЦВК «Экспоцентр» 20 – 24 августа проходил Международный салон вооружения и военной техники «МВСВ-2008». На этом авторитетном форуме, который проводится раз в два года, были широко представлены и автомобили КАМАЗ.

Широкое применение автомобилей КАМАЗ в российской армии – убедительное свидетельство высоких эксплуатационных качеств этих машин. Их надежность, которая наглядно проявляется при работе в нелегких армейских условиях, несомненно, важное качество и для работы в народном хозяйстве. Большинство полноприводных КАМАЗов являются машинами двойного назначения – т. е. они специально разработаны для использования как в вооруженных силах, так и на «гражданке».

В свою очередь, народнохозяйственные КАМАЗы с колесной формулой 6х4 нашли свое место в вооруженных силах. Неслучайно на МВСВ-2008 рядом с грузовыми вездеходами стоял обычный КАМАЗ-53503 с неведущей передней осью. Грузоподъемность машины – 10 т. Двигатель в 260 л. с. позволяет развивать до 85 км/ч.

Флагман марки

Настоящим флагманом марки смотрелся на выставке могучий бортовой тягач КАМАЗ-6560 с колесной формулой 8х8. Полная масса автомобиля составляет 35 т, а грузоподъемность – 20 т. Он может работать в составе 50-тонного автопоезда. Шасси служит базой для различной спецтехники, в том числе боевой машины зенитного комплекса «Панцирь-С1».

КАМАЗ-6560 (8х8) был представлен с гидравлическим манипулятором «ИНМАН» ИМ-50 грузоподъемностью до 2 т.

Турбодизель Евро 3 в 400 л. с. и 6-ступенчатый автомат ZF с двухступенчатой «раздаткой» Steyr обеспечивают ему высокие тяговые качества на любых дорогах и на местности. В трансмиссии имеется межосевой блокируемый дифференциал.

Проходимость этой машины впечатляет. Автомобиль преодолевает подъем 60%, брод глубиной 1,75 м, ров шириной 1,8 м и стенку высотой 0,5 м. Кабина – трехместная, со спальником – отвечает современным эргономическим требованиям: удобная панель приборов, регулируемые рулевая колонка и кресло водителя.

Надежный народнохозяйственный КАМАЗ-53503 (6х4) вполне пригоден для армейской службы.

Автомобиль-тягач КАМАЗ-5350 (6х6) с комплексом дополнительной защиты.

Автомобили КАМАЗ – отличная база для специальных машин. Одна из них – оперативно развертываемый мобильный комплекс связи (МКС) на шасси КАМАЗ-43114.

Управляет электроника

Принципиально важной новинкой стало шасси КАМАЗ-53501 (6х6), оснащенное интегрированной бортовой информационно-управляющей системой (БИУС). В ее состав входит целый ряд систем, которые «заведуют» работой двигателя, тормозов, а также механической КП в ручном и полуавтоматическом режимах, делителем и демультипликатором. Имеется также система, контролирующая работу предпускового подогрева двигателя и автономного отопителя кабины в ручном и автоматическом режимах.

Еще одна система управляет электрооборудованием, в частности, исполнительными устройствами автомобиля, обеспечивает ручное и автоматическое регулирование давления в шинах, управление световыми сигнализаторами и стрелочными индикаторами приборов. Она же может диагностировать электропроводку автомобиля.

Особо нужно сказать об электронной системе общего управления, контроля и диагностики. Она обеспечивает автоматизацию этих процессов, отображает параметры движения, управляет режимами работы ряда подсистем. Кроме того, контролирует состояние электронных блоков самой БИУС, хранит и отображает информацию о неисправностях агрегатов, электронных систем и электропроводки и выполняет функции «черного ящика».


Кабина шасси КАМАЗ-53501 с интегрированной бортовой информационно-управляющей системой БИУС.

Броня крепка

На «КАМАЗе» ведутся большие работы по созданию бронетехники. Совсем недавно на вооружение был принят бронированный автомобиль сопровождения КАМАЗ-43269 «Выстрел». Эта машина уже хорошо известна, и на выставку ее не привезли. Зато посетителям показали новинку – автомобиль-тягач КАМАЗ-5350 (6х6) с комплексом дополнительной защиты. На машине применяется так называемое скрытое бронирование. Кабина представляет собой бронированную капсулу. Стальные ее листы соединены внахлест, так что даже попадание пули в стык не страшно. Имеется нижняя защита двигателя. Как опция может бронироваться и топливный бак. В кузове машины установлен легкосъемный бронемодуль с бойницами. Поскольку платформа – стандартная, не исключено, что для маскировки модуля могут быть установлены дуги с тентом.

Снаряженная масса тягача – 11 т, грузоподъемность – 6 т. Он может работать с 8-тонным прицепом, а на грунтовых дорогах с улучшенным покрытием – и с 12-тонным. Машина преодолевает подъем в 31 град. и брод глубиной 1,75 м. Двигатель мощностью 260 л. с. разгоняет автомобиль до 95 км/ч.

Леонид Гоголев
Фото автора