X

Стартовая площадка ВПК

В Москве 20–24 августа проходил III Международный салон вооружения и военной техники «МВСВ-2008». В прошлом номере мы уже писали о представленной там экспозиции «КАМАЗа», а теперь расскажем и о другой показанной автомобильной продукции.

В Москве 20–24 августа проходил III Международный салон вооружения и военной техники «МВСВ-2008». В прошлом номере мы уже писали о представленной там экспозиции «КАМАЗа», а теперь расскажем и о другой показанной автомобильной продукции.

В Москве 20–24 августа проходил III Международный салон вооружения и военной техники «МВСВ-2008». В прошлом номере мы уже писали о представленной там экспозиции «КАМАЗа», а теперь расскажем и о другой показанной автомобильной продукции.

В отличие от маститых мировых выставок такого же профиля, салон «МВСВ», который проводится раз в два года, еще совсем молод: в 2008-м он стал третьим по счету. Но за время своего существования успел проявить себя довольно эффективным средством продвижения продукции военного назначения. В этом году в его экспозиции было представлено свыше 8 тыс. экспонатов. Большинство составляли изделия производителей из РФ. Так что «МВСВ» – это своего рода стартовая площадка российского военно-промышленного комплекса.

Мобильная станция спутниковой связи (МССС) на базе внедорожника УАЗ-3153.

Одна из сенсаций салона – сверхзвуковая крылатая ракета «БраМос». Пусковая установка на шасси Tatra T816 Force (12х12).

Время 90-х пришло

Особым вниманием посетителей пользовался самый новый плавающий бронетранспортер – БТР-90 «Росток». Машина принята на вооружение российской армии лишь в июне этого года. По сравнению с БТР-80 она заметно подросла: в длину – на 650 мм (8300 мм), в ширину и в высоту– на 225 мм (3125 мм и 3025 мм соответственно). Это позволяет повысить грузоподъемность и установить мощное вооружение, но в то же время делает БТР более уязвимым на поле боя.

Компоновка сохранилась прежняя, и не самая удачная: с двигателем сзади, средним расположением десантного отделения и неудобными боковыми дверцами. Как известно, на большинстве современных БТР и БМП, в том числе и на украинском БТР-4, десант располагается в корме и покидает машину через задние двери: так и удобнее, и безопаснее.

Машина радиорелейной связи на шасси КрАЗ-5133ВЕ (4х4). Для питания спецоборудования на раме установлен генератор.

Броня у БТР-90 стала существенно толще: бортовая теперь защищает от пуль 12,7 мм, а лобовая – от малокалиберных снарядов, до 30 мм. Многотопливный 6-цилиндровый турбодизель 2В-06-2М развивает 510 л. с. Но он уже не вполне устраивает военных, и ему на замену придет более компактный V-образный УТД-32ТР той же мощности. Коробка передач – автоматическая, гидромеханическая и, что ценно, реверсивная, т. е. позволяет двигаться с одинаковой скоростью и вперед, и назад. Плюсом является и новая, оригинальная схема трансмиссии: поток мощности от двигателя разделяется при помощи гидрообъемной передачи на два параллельных потока по бортам машины. Это обеспечивает повороты с малым радиусом, как у танка.

Корпорация «Защита» – СП Ульяновского автозавода – показала известный джип «Скорпион-1» с расширенной на 300 мм колеей. Представлен был и автомобиль для перевозки ценностей СБА-4М на шасси УАЗ-315193, с бронированием от пуль ТТ и ПМ (на втором плане).

В башне установлены 30-мм автоматическая пушка 2А42, пулемет ПКТ (7,62 мм) и 30-мм автоматический гранатомет АГТ-17. Имеется и пусковая установка противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) «Конкурс» с полуактивным наведением по проводам.

Нужно сказать, что уже разработаны версии БТР-90 с более совершенным комплексом вооружения. Так, комплекс «Бережок», кроме пушки и пулемета, включает две двухместные пусковые установки с более новым ПТРК «Корнет-Э», особенность которого – лазерно-лучевое наведение. А комплекс «Бахча» включает новейший ПТРК «Бастион» и 100-мм гладкоствольное орудие, из которого можно вести огонь и снарядами, и управляемыми ракетами. Обе эти версии оборудованы автоматизированной системой управления огнем с комбинированными прицельными комплексами, имеющими оптический, тепловизионный и лазерный каналы. Они обеспечивают эффективную работу в любое время суток. Устроители салона обещали показать «Бережок», но что-то у них не получилось.

БТР-90 «Росток» принят на вооружение в июне этого года. Боевая масса – 22 т, экипаж – 3 чел., десант – 7 чел. Мощн. – 510 л. с. Скор. – 100 км/ч (на плаву – 9 км/ч).

Пусковая установка зенитно-ракетного комплекса «Печора-2М» на шасси МЗКТ-8021 (макет).

Поступь «Тигра»

На выставке был представлен самый мощный внедорожник России – «Тигр». Впрочем, ему, дабы не путать с гражданской техникой, присвоили другое типовое обозначение – «специальное транспортное средство». В настоящее время эта машина принята на вооружение российской армии и МВД и сходит в необходимых количествах с конвейера Арзамасского машиностроительного завода.

Машина отличается высокой проходимостью по бездорожью. У нее независимая торсионная подвеска всех колес на поперечных рычагах, позаимствованная у БТР-80, на котором оправдала себя в боевой обстановке. Дорожный просвет – почти танковый: 400 мм. Впрочем, проходимость снижает довольно длинная колесная база. Полный привод – с блокировкой межосевого дифференциала в двухступенчатой раздаточной коробке и межколесными самоблокирующимися дифференциалами повышенного трения. Колеса – с системой регулирования внутреннего давления воздуха в шинах. В отличие от БРДМ-2, плавать «Тигр» не может, но преодолевает брод глубиной до 1,2 м и оснащен герметизированными тормозными барабанами.

Бронированная полицейская машина «Тигр» 233036 (СПМ-2). Боевая масса – 7,6 т. Экипаж – 2 чел., десант – 7 чел. Мощн. – 170–235 л. с. Скор. – 140 км/ч.

В показанном «Тигре» – интегрированная информационно-управляющая система (ИИУС) и система спутниковой навигации.

На машине установлен турбодизель Cummins мощностью 185–235 л. с. Но поскольку ставить на армейскую машину импортный агрегат как бы и негоже, возможны отечественные варианты: ГАЗ-562 или ЯМЗ-534, соизмеримые по мощности.

Сегодня «Тигр» предлагается в четырех версиях. Небронированная (модель 223001) имеет 5-дверный 4-местный металлический кузов с двумя рядами сидений и закрытым грузовым отсеком. Остальные три модификации бронированы по VI классу (защита от пуль автомата Калашникова). Кузов у них трехдверный, сварен из стальных листов. Спереди расположены два сиденья, а сзади – десантное отделение на 7 человек. На крыше армейской модификации 223014 – турель с пулеметами «Корт» (12,7 мм), «Печенег» (7,62 мм) и автоматический гранатомет АГС-17 (30 мм). Специальная полицейская машина СПМ-1 (233034) вооружена только пулеметом 7,62 мм и гранатометом. А версия СПМ-2 (233036), которая была представлена на салоне, стационарным вооружением не оснащается вовсе, но позволяет вести огонь из личного оружия через бойницы.

Пневмо-макет ракетного комплекса «Точка-У» – для обмана врага. Тепловую имитацию выполняют термопанели. Радиолокационные свойства воспроизводит радиоотражающая оболочка.

ХКБМ «Дозор-Б» – украинский БТР показан в масштабном макете. Боевая масса – 7,3 т. Экипаж – 3 чел., десант – 8 чел. Мощн. – 190 л. с; 100 км/ч.

Гости дорогие

Известный украинский создатель бронетехники – Харьковское конструкторское бюро им. Морозова (ХКБМ) представило ряд своих машин, в том числе танк «Оплот». Правда, «живьем» эту технику не привезли, но некоторые образцы демонстрировались в виде масштабных макетов. Нужно сказать, что такую экономичную форму презентации на выставке широко применяли многие производители – как российские, так и зарубежные. Ведь везти громоздкие боевые машины через одну, а то и несколько границ – дело дорогое и хлопотное.

В рамках салона развернулась военно-историческая экспозиция. Бронеавтомобиль БА-6 1935 г. в. на базе ГАЗ-ААА (6х4). Боевая масса – 5,1 т. Экипаж – 4 чел. Мощн. – 40 л. с. Скор. – 43 км/ч. Пушка – 45 мм. Пулеметы – 2 х 7,62 мм.

Впервые на международной выставке была показана новая боевая машина десанта – БМД-4. Боевая масса – 13,6 т. Экипаж – 3 чел., десант – 4 чел. Скорость – 70 км/ч (на плаву – 10 км/ч). Пушек две – 100 мм и 30 мм. Пулемет – 7,62 мм.

Из колесной техники ХКБМ назовем уже известные нашим читателям двухосные бронетранспортеры «Дозор-Б» и четырехосные БТР-3 и БТР-4. Последние могут оснащаться боевыми модулями с различным вооружением. Модуль БМ-23-2 включает две 23-мм автоматические пушки плюс пулемет 7,62 мм. Модули «Гром» и «Штурм» имеют 30-мм автоматическую пушку, пулемет 7,62 мм и гранатомет 30 мм. Кроме того, они оснащаются пусковыми установками ПТРК «Конкурс» или «Барьер». Вооружение стабилизировано в двух плоскостях.

Полевой тренажер 9Ф618M32 огневой подготовки операторов противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) на шасси «Урал-43206» (4х4).

Приятной неожиданностью стало присутствие на салоне автомобиля КрАЗ-5133ВЕ (4х4). Он был представлен в составе комплекса связи, разработанного тоже в Украине – одесским ООО «Телекарт-Прибор». Каменная глыба, расположенная между осями КрАЗа, наглядно демонстрировала высокую проходимость этой спецмашины.

Минский завод колесных тягачей МЗКТ показал на «плакатно-макетном» уровне свои известные шасси под монтаж спецоборудования: 8021 (6х6), 79306 (8х8) и 79161 (12х12). Предлагались также автопоезд-тяжеловоз с седельным тягачом 742952, автокран 79081 и др.

Одноковшовый экскаватор 5846ТМ (ЕА17) на шасси «Урал-5557» (6х6). Ковш – 0,65 м куб., глубина копания – 4,0 м, высота выгрузки – 4,8 м.

Одной из сенсаций салона стала сверхзвуковая крылатая ракета, созданная индийско-российской компанией «БраМос Аэроспейс». Это оружие превосходит конкурентов по скорости в три раза (три «звука»), по дальности в 2,5–3 раза (290 км) и по поражающей способности – в 9 раз. Ракеты наземного базирования уже поступают на вооружение армии Индии. В распоряжении каждого дивизиона – четыре самоходные трехконтейнерные пусковые установки, которые выполнены на шасси Tatra 816 Force (12х12) с дизелем Сummins в 440 л. с.

Минус выставки – отсутствие полигонного показа военной техники. А ведь в прошлый раз, в 2006 году она демонстрировалась на полигонах в Красноармейске и Бронницах. Но к следующему салону – «МВСВ-2010» организаторы обещают исправиться.

Леонид Гоголев
Фото автора