X

40-летний Гелик Mercedes-Benz 280 GE крутизна которого зашкаливает

Словосочетание винтажный броневик видимо звучит необычно, но именно такой образец немецкой инженерии удалось раздобыть на этот раз. В 1979 году начался выпуск наиболее культового внедорожника 20 века Мерседеса G-Wagen. Сегодня autocentre.ua тестирует не просто машину с первого поколения. У нас в руках броневик, созданный на базе первого «кубаря».
Этот Ге-Ваген – реальный раритет. Он был выпущен еще в 1986 году. Он защищал журналистов еще 20 лет назад в Ираке и продолжает защищать журналистов до сих пор во время войны в Украине. Согласен, это не совсем тот кубик, к которым мы привыкли на украинских улицах.

Mercedes-Benz 280 GE – это была мощная версия до 1992 года. Она имела смешные по нынешним меркам 150 сил. До того как на них стали устанавливать катализаторы в 1984 году мощность была несколько выше – 156 лошадок. Для сравнения, современный Mercedes-AMG G63 имеет 585 сил. Но именно таким задумывался и создавался первый Ге-Ваген серии W460.

Кто его выпустил?

Производили Геваген на австрийском заводе Steyr-Daimler-Puch AG в городе Грац. Сейчас выпускается новое поколение (W463), а короткобазные версии вообще ушли в историю. Хотя еще во втором поколении были не только двухдверные, но даже открытые короткобазные модификации. Однако бронированные версии Гевагена, которые использовала немецкая полиция, тогда производила немецкая компания Rheinmetall. Да, та самая, что выпускает танки Леопард, которые сейчас становятся в ряды наших ВСУ.
Интересно, что этот Geländewagen принадлежит Фиделису Клоэру, владельцу немецко-арабской компании, которая выпускает броневики и называется ASC (Armored Special Cars International). У Фиделиса таких коротких кубиков два, но есть еще и третий, в длинной версии. Эти машины находятся в Украине и действительно выполняют очень важную роль.

Фиделис Клоер Владелец ASC International

Я купил этот автомобиль около 20 лет назад. Как раз перед началом войны в Ираке, потому что мне нужен был автомобиль, чтобы ездить там. В 2003 году мы покрасили автомобиль, потому что его оригинальный цвет был бело-зеленый, ведь это машина немецкой полиции. Мы перекрасили его в белый цвет и самолетом доставили в Иорданию, а затем Мерседес уже своим ходом приехал в Багдад, где мы его и использовали. У меня в Киеве есть еще один такой же автомобиль, а также четырехдверная версия Гевагена. Но это гораздо более новая машина, с другой концепцией бронирования. Ведь тогда идея была в том, чтобы устанавливать бронированные кузова на раму внедорожника и это позволило использовать тяжелые кузова. Такая концепция родилась, когда в Германии была проблема с террористами. Все эти машины были оборудованы бойницами в дверях, куда можно было продвинуть оружие и даже люк в крыше, откуда стрелок мог вести огонь из крупнокалиберного оружия. Такие броневики были запаркованы у министерств, посольств, аэропортов в Германии. Многие из них, я думаю минимум сотню, переработали. И что самое интересное для Украины, что сделала их компания Rheinmetall. То есть шасси разработал Mercedes-Benz, а кабину изготовил Rheinmetall. И мы знаем, что представители Rheinmetall только что посещали Украину с намерением открыть здесь завод по изготовлению танков и это крутой прецедент. И еще этот броневик очень качественный.

Немецкое качество, здесь очень толстое стекло на 50 мм, 8-мм стальная броня и по сегодняшним стандартам его можно квалифицировать как VR7. Правда, в то время не существовало концепции бронирования пола, поэтому мы добавили 8-мм плиту в пол. От этого он стал немного тяжелее, но это до сих пор очень приятный в управлении автомобиль. Мы давали эту машину журналистам для миссий на востоке, но сейчас журналистам больше нравится Land Cruiser 200, в котором больше места и пять дверей. Поэтому сейчас мы часто используем G-Wagen, чтобы ездить самим, например в Краматорск или на юг Украины.

Движущая сила

Рядная мерсовская шестерка, 2,8 литра выдает 150 сил (серия M110). Двигатель сделан по канонам немецкого моторостроения. Слева, на горячей части двигателя, где выходит выпускной коллектор, нет ничего, что может нагреваться. Все что должно быть холодным разместили вправо: систему механического впрыска топлива K-Jetronic и все навесное оборудование двигателя.


Основу линейки к 1992 году составляли 4-цилиндровики. Такой двигатель как у нашей машины (M110.994) был единственным шестицилиндровым агрегатом. Такие моторы ставили практически на весь тогдашний модельный ряд Mercedes, в том числе на седаны W123 и W124. Из 7 моторов было 4 бензиновых агрегата и три дизеля, даже один на 5 цилиндров.

Ощущение машины времени

Откровенно чувствуется, что это машина из прошлого. Посмотрите на этот дизайн нашего 280 GE, на тонкую вертикальную приборную панель. В некоторых версиях тахометр был, но здесь нет. Однако есть две две важные контрольные лампы, показывающие блокировку дифференциалов. Потому что в этом автомобиле блокируются три из трех дифференциалов.

Реальный внедорожник без компромиссов. Несмотря на то, что руль тоненький на этой машине очень удобно ехать. За счет плоских рубленых сторон в этой машине в потоке чувствуешь себя очень уверенно, легко контролируешь и чувствуешь габариты. Кстати, производитель говорит, что машины с такими плоскими боками легко бронируются. В броневике прибавилось немало веса благодаря бронированию. Если серийная машина мешала 1880 кило, то бронированный вариант – уже имел 3 тонны снаряженной массы. И это следует учитывать при торможении. Как и то, что антиблокировочной системы нет и колеса легко блокируются.


В 280 GE механическая КПП на 4 скорости, более поздние версии получили трансмиссию на 5 скоростей. Управление полным приводом возложено на коротенький рычаг раздаточной коробки. А рядом блокировка дифференциалов, активируются они с помощью гидравлических приводов.


Надо слышать, как эта машина заводится. Схватывает двигатель не с первого оборота, нужно немного покрутить. Но когда двигатель оживает, то спутать звук рядной немецкой шестерки ни с чем невозможно. Работает плавно и уравновешенно, невзирая на свой возраст.
Динамика машины вполне приемлема, невзирая на дополнительный вес. Небронированный кубик ускорялся до 155 км/ч, а расход горючего составлял около 21 л/100 км в городском режиме. Тестовый броневик ест больше литров 25 в среднем. В то время как небронированный 280GE можно было запихнуть даже в 13-15 литров.


Удивительно что для едва ли не самого лучшего внедорожника в свое время машина так хорошо послушно едет по асфальту. Не забывайте, что спереди и сзади у нас неразрезные мосты.


Хорошо виден передний неразрезной мост и поворотные кулаки. У Ге-Вагена при этом пружинная подвеска, а не рессоры. Это давало больше комфорта и хорошие ходы подвески на бездорожье. Клиренс у Ге-Вагена составлял 215 мм.

Пассажиры броневика

Ге-Ваген в нашей короткой версии 4-местный. Места для колен задних пассажиров очень мало. А чего вы хотели от машины с колесной базой как у малолитражки – 2,4 метра. Зато багажник приемлемого размера. И у нас на крыше стоит люк. Это не для пулемета. Это просто выход для эвакуации в случае опрокидывания на бок. Чтобы облегчить задним пассажирам вход, туда на второй ряд, есть специальная клавиша, поднимаешь ее вверх и кресло переднего пассажира не просто наклоняется вперед, оно отъезжает. Это же чертовски удобно. То есть полностью не только спинка, все кресло вместе с подушкой физически уехало вперед и пожалуйста у тебя куча места, чтобы свободно зайти на второй ряд.

Цена вопроса

Классические Ге-Вагены недешевы. Даже машины 86-87 года в Германии в хорошем состоянии стоят от 30-40 тысяч евро. А купить такой раритетный броневик сейчас вообще невероятно тяжело. Так что составить цену нашего пуленепробиваемого Гелика не просто. А если наложить на авто историю его службы в полиции, путешествия по Ближнему Востоку и зоны боевых действий в Украине, а затем добавить количество спасенных его броней жизней, то получим бесценный раритет.