Alfa Romeo: МІнуТОчку…
Даже красивейшей и мощнейшей Alfa Romeo 8С Competizione Spider пришлось посторониться и уступить нам место на испытательном полигоне Fiat в итальянском городке Балокко под Миланом. На его серый асфальт вырывается рой разноцветных «малышей» MiTo с новыми 1,4-литровыми моторами MultiAir.
Даже красивейшей и мощнейшей Alfa Romeo 8С Competizione Spider пришлось посторониться и уступить нам место на испытательном полигоне Fiat в итальянском городке Балокко под Миланом. На его серый асфальт вырывается рой разноцветных «малышей» MiTo с новыми 1,4-литровыми моторами MultiAir.
В дизайне MiTo итальянцы объединили прошлое, настоящее и будущее Alfa Romeo. Невооруженным глазом улавливаешь сходство с 420-сильным спорткаром 8С Competizione. И только «взгляд» у маленького хэтчбека какой-то невеселый. Может, потому, что ему никогда не видать такого мотора? Так и хочется утешить – мол, не грусти, ты же другой – юркий, маневренный, экономичный. К тому же именно под твоим капотом дебютируют новые альфовские силовые агрегаты с применением технологии изменения фаз газораспределения MultiAir. А может, MiTo переживает потому, что «кушать изволит» только 98-й бензин?
Двери на Alfa Romeo MiTo без рамок – как на купе. И это здорово идет компактной машинке. В глазах пестрит от обилия цветов: самую маленькую модель Alfa Romeo окрашивают в яркие цвета. Выбирай любую – хоть по комплектации, хоть по расцветке кузова или интерьера. В последнем, кстати, у MiTo ничего общего с другими Alfa Romeo. Вполне стандартный европейский салон – двухъярусная передняя панель и общий щиток приборов вместо отдельных «колодцев» под циферблаты. Радует разнообразие вариантов обивки. Средняя часть торпедо – из мягкого пластика, который может имитировать карбон или переливаться оттенками в цвет кузова. В общем – и красиво, и удобно.
«Малыш» с трехдверным кузовом присутствует на рынке уже больше года. Именно под его капотом дебютирует новый альфовский мотор с MultiAir
Удачный баланс
Новые двигатели доступны в трех вариантах – со скромными атмосферными 105 л. с. , турбированный 135-сильный и такой же, но «прокачанный» до 170 л. с. Знакомиться будем только с турбоверсиями. И это правильно. Чуть больше ста «лошадок» как-то не впечатляют. Особенно когда за лобовым стеклом не толчея городов, а почти 70 км гоночных трасс фиатовского полигона. Правда, в нашем распоряжении только две. Одна из них – длиннющая, с поворотами самого различного радиуса, – для оравы 135-сильных автомобилей.
Машинка довольно резвая – до первой «сотни» разгоняется менее чем за 8,5 секунды – и быстрая: отметку в 200 км/ч она перекрывает. Мотору хоть и положено отдавать максимум крутящего момента уже при 1750 об/мин, но явно не хватает «низов». Это заметно при троганье или когда после торможения остаешься на более высокой передаче. Тогда не получаешь должной динамики, сколько ни топчи «тапку» в пол.
Одна из главных задач MultiAir – повысить экономичность и экологичность моторов. Помогает в этом и система Start/Stop, которая впервые стандартно используется на таком компактном автомобиле. На кратковременной остановке она выключает мотор. Средний заявленный расход топлива – 5,6 литра. Правда, чтобы добиться подобного результата, ехать надо аккуратно, пользуясь подсказками системы GSI (Gear Shift Indicator) о моментах переключения, которые выводятся на щиток приборов. В условиях гоночного трека так не получается. Ведь тут никаких ограничений…
Листик-энергетик
Под капотами версий Quadrifoglio Verde (с итал. – «зеленый четырехлистник») уже 170 л. с., снятых с тех же 1,4 литра рабочего объема. С таким мотором работает не 5-, а 6-ступенчатая механическая коробка с короткими передачами. Неплохо. Особенно если учесть, что на дополнительные 35 л. с. и 50 Нм приходится всего 10-килограммовая прибавка в весе машины.
Для этих авто предложен более короткий, но не менее интересный трек – с большим количеством «шпилек» и мест для жестких торможений. Как раз то, что надо. Ведь Quadrifoglio Verde уже «выстреливает» до 100 км/ч за 7,5 с и набирает 219 км/ч. У этого мотора не так заметен провал на низах, хотя максимум тяги доступен выше – с 2500 об/мин. А тормоза тут более цепкие и готовые к частой работе в очень жарких условиях. Вон их красные суппорты хорошо видны сквозь частокол серых спиц фирменных 17-дюймовых дисков.
Три характера
Какой бы мощности мотор ни был установлен на вашей Alfa Romeo MiTo, его характер всегда можно изменить. Система «Alfa D.N.A.», кстати, как базовое оснащение для массового автомобиля, применена впервые именно на MiTo. С помощью «магического» переключателя она позволяет влиять на настройки двигателя, рулевого управления и электронных систем.
Всепогодный режим «All weather» оставляю в покое. Это на скользком и мокром покрытии легче заметить, что неотключаемая система стабилизации VDC (Vehicle Dynamic Control) начинает работать максимально рано. «Рулевой подсказчик» DST (Dynamic Steering Torque), меняя усилие на баранке, помогает неосознанно подруливать в нужном направлении, компенсируя занос или корректируя движение на разных видах покрытия под правыми и левыми колесами. Кроме того, в песке или на снегу система контроля тяги допускает пробуксовки.
Но на сухом асфальте под жарким итальянским солнцем работа режима, направленного на более безопасное движение в условиях плохого сцепления шин с дорогой, не востребована. И по ощущениям ничем не отличается от обычных «городских» настроек «Normal». Этот режим призван обеспечить плавную поездку и экономию топлива.
На треке куда заметнее изменения в характере машины после включения спортивного режима «Dynamic». На турбированных движках в этом случае сразу возрастает давление наддува – включается режим overboost. Тут же 135-сильный мотор получает дополнительные 26 Нм, а 170-сильный – 20 Нм. И это чувствуешь сразу. При том же положении педали газа обороты вырастают, и машина заметно ускоряется без вашего участия. А система Start/Stop отключается.
Руль становится жестким. К тому же включается система Q2 Electronic, которая имитирует блокировку дифференциала. Она подтормаживает внутреннее колесо и перераспределяет больше тяги на внешнее. Так что можно смелее атаковать поребрики и раньше давать полный газ на выходе. Системы стабилизации и противобуксовки также отодвигают порог срабатывания.
Подвеска напрягается. Амортизаторы становятся жестче. В нормальном режиме ощущалось, что в сложном затяжном повороте MiTo на полузависимой подвеске с балкой кручения припадает на заднее наружное колесо и гораздо раньше стремится уйти в занос. В динамичном режиме «малыш» идет точнее и надежнее и меньше кренится.
Кроме новых моторов, для Alfa Romeo MiTo по-прежнему предлагаются 1,4-литровые бензиновые агрегаты мощностью от 78 до 155 л. с. и турбодизель 1,6 л (120 л. с.).
Главное – удовольствие!
При всех технических новшествах и разговорах о возросшей экономичности и экологичности Alfa Romeo MiTo MultiAir, итальянцы все же отводят 65% эмоциям, и только оставшиеся 35% – рациональности. Украинские ценители итальянского дизайна и турбомоторов небольшого объема уже имеют возможность заказать MiTo MultiAir со 135-сильными моторами и механическим коробками. А весной следующего года в нашей стране должны появиться такие модификации с «автоматами» и 170-сильные Quadrifoglio Verde.
Как это работает
Идея оптимизировать смесеобразование в цилиндрах на разных режимах работы мотора путем изменения фаз газораспределения не нова. Пожалуй, самые популярные технологии – VTEC от Honda, которая меняет фазы ступенчато, и Valvetronic от BMW, меняющая их плавно. Главный секрет фиатовской MultiAir в том, что связь между кулачком и клапаном возложена на электрогидравлическую систему. Это решение запатентовано подразделением «Технологии силовых передач и агрегатов Fiat» – FPT (Fiat Powertrain Technologies). В двигателе с технологией MultiAir используется один распредвал (плюс для снижения габаритов и веса двигателя), который напрямую управляет выпускными клапанами (1). Кулачки впускных клапанов через коромысла (2) связаны с плунжерами небольших гидроцилиндров (3), которые подключены к масляной магистрали, идущей к электромагнитному клапану (4). Это и есть главный исполнительный узел всей системы. Электромагнитный клапан оснащен соленоидом. Получая вводные данные от компьютера, соленоид открывает клапан, который в зависимости от оборотов регулирует давление в гидросистеме привода впускных клапанов (5). Управляющий соленоидом процессор очень гибко меняет момент и продолжительность открытия впускных клапанов во всем диапазоне оборотов – от максимального открытия в режиме наибольшей мощности до кратковременных на частичных нагрузках. По сравнению с обычными бензиновыми двигателями аналогичного объема мотор с технологией MultiAir развивает большую на 10% мощность и на 15% – крутящий момент. Выбросы С0 2 снижены на 10% (для атмосферного мотора на 25%). Кроме того, до 10% улучшена экономичность мотора. MultiАir – универсальная технология, которая может использоваться не только на любом бензиновом двигателе, но и (в перспективе) на дизелях.
Резюме
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
Alfa Romeo MiTo MultiAir | ||
| MultiAir | Quadrifoglio Verde |
Общие данные | ||
Тип кузова | хэтчбек | |
Дверей/мест | 3/5 | |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 4063/1720/1446 | |
База, мм | 2511 | |
Колея передн./задн., мм | 1483/1475 | |
Клиренс, мм | н. д. | |
Масса снаряженная/полная, кг | 1135/1635 | 1145/1645 |
Объем багажника, л | 270/950 | |
Объем бака, л | 45 | |
Двигатель | ||
Тип | бензин с непоср. впр. | |
Расп. и к-во цил./кл. на цил. | R4/4 | |
Объем, см куб. | 1368 | |
Мощность, кВт(л. с.)/об/мин | 99(135)/5000 | 125(170)/5500 |
Макс. кр. мом., Нм/об/мин | 180(206)*/1750 | 230(250)*/2500 |
Трансмиссия | ||
Тип привода | передний | |
КП | 5-ст. мех. | 6-ст. мех. |
Ходовая часть | ||
Тормоза передние/задние | диск. вент./диск. | |
Подвеска передняя/задняя | независ./полузавис. | |
Усилитель | электро | |
Шины передн./задн. | 205/45 R17 | 215/45 R17 |
Эксплуатационные показатели | ||
Максимальная скорость, км/ч | 207 | 219 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 8,4 | 7,5 |
Расх. трасса–город, л/100 км | 4,5-7,4 | 4,8-8,1 |
Минимальная стоимость, грн.** | 197953 | н. д. |
*В режиме работы силового агрегата Dynamic **По курсу НБУ на 02.10.2009 г. |