X

Ferrari F430: Красного много не бывает

Более 60 лет длится техническое партнерство Shell и Ferrari. Другого такого долгого и плодотворного сотрудничества нефтяной и автомобильной компаний история не знает. Нам же оно дало возможность оказаться в самом сердце Скудерии – в Маранелло. И не только прикоснуться к легенде, но и опробовать одну из моделей Ferrari на треке Фиорано.

Более 60 лет длится техническое партнерство Shell и Ferrari. Другого такого долгого и плодотворного сотрудничества нефтяной и автомобильной компаний история не знает. Нам же оно дало возможность оказаться в самом сердце Скудерии – в Маранелло. И не только прикоснуться к легенде, но и опробовать одну из моделей Ferrari на треке Фиорано.

Более 60 лет длится техническое партнерство Shell и Ferrari. Другого такого долгого и плодотворного сотрудничества нефтяной и автомобильной компаний история не знает. Нам же оно дало возможность оказаться в самом сердце Скудерии – в Маранелло. И не только прикоснуться к легенде, но и опробовать одну из моделей Ferrari на треке Фиорано.

Наш отель расположен напротив завода Ferrari. И, проснувшись, первое, что я увидел – крупные желтые буквы, сложенные в магическое слово – Ferrari. Сегодня особенный день, сегодня я не только узнаю о нюансах сотрудничества Shell и Ferrari, приоткрою завесу совместной «формульной» жизни легендарного тандема, но и встречусь с Жаном Тодтом и Кими Райкконеном. Первую половину дня – я ученик водительской школы «Pilota Ferrari», и осваивать тонкости управления Ferrari буду на специально подготовленных F430.

Оттиск с названием модели на зеркале только с водительской стороны.
Впечатляющее зрелище представляет собой большой задний диффузор Ferrari F430.
Огромные тормозные механизмы могут поместиться только в 19-дюймовые колесные диски.
Карбоновая вставка с сеткой для лучшей вентиляции моторного отсека на наших машинах от специальной 510-сильной версии Scuderia.

На похожей машине в моносерии Ferrari Challenge Trofeo Pirelli Europa, в ее младшем дивизионе Coppa Shell в этом году выступает наш соотечественник, киевлянин Дмитрий Рыбак. Но наши авто в техническом плане практически повторяют «гражданские» версии. А самые заметные отличия от них – это каркас безопасности за спиной, крупная кнопка аварийного отключения «массы» на центральной консоли и большой огнетушитель в ногах пассажира – на гоночной трассе они важнее кондиционера и аудиосистемы.

Почти «Формула»

В ожидании отмашки маршала ярко-красное авто замерло перед выездом на почти 3-километровый трек Pista di Fiorano. Над капотом колышется марево разогретого воздуха. Тело жестко зафиксировано в карбоново-кожаном «коконе» спортивного сиденья. Не гоночного «ковша», а именно сиденья, потому как кроме продольной, есть еще регулировка наклона спинки. Понятно, что все они – механические. Даже на этом уровне идет борьба за лишние килограммы.

У сиденья всего две регулировки – продольная и по углу наклона спинки. За ней виден каркас безопасности.
Кокпит украшает шильдик с индивидуальным номером автомобиля.

Сидя в салоне, выражение «елозить задницей по асфальту» понимаешь очень буквально. На самом деле, машина не производит впечатление «красного утюга» – дорожный просвет вполне нормальный – 120 мм. Тем более для гоночного трека, где самые крупные неровности – поребрики в поворотах, а в остальном – ровный асфальт, который обильно «прорезинили» разогретыми покрышками своих болидов Михаэль Шумахер, Кими Райкконен, Фелипе Масса, Марк Жене, Лука Бадоер. Так что если уж болиды Формулы-1 тут тестируются, то нам бояться нечего. Мощность у F430 более чем в два раза меньше, подвеска смягчает толчки, и на соседнем сиденье сидит строгий инструктор.

На машине с роботизированной коробкой F-1 правый «лепесток» – как пропуск в мир скорости, стоит его потянуть, и одновременно с первой передачей включается режим «Драйв». Газ в пол – и Ferrari выстреливает на трек. Передачи включаются мгновенно, но неожиданно жестко. Приходится немного сбрасывать газ при работе подрулевыми переключателями. Переход по ступеням вниз перед виражом сопровождается громким рявканьем перегазовок. Еще «злее» звучит Ferrari F430 с «механикой». Громкий металлический лязг открытой кулисы коробки передач перекрывает гимн скорости и мощи в исполнении V-образной «восьмерки» на шесть куплетов. Может показаться, что ты с силой вбиваешь рычаг в прорези металлической пластины. На самом деле все происходит автоматически – ты не чувствуешь тугого сцепления, а коробка работает с затворной четкостью. И совершенно не задумываешься над тем, что делают ноги и руки, все внимание – трассе. Ведь обгонять «соперников» нам никто не запрещает. Просто уткнувшись в более «медленную» машину, приходится на некоторое время умерить свой пыл, пока не будет удобного места для обгона.

Гражданскую версию Ferrari F430 оснастят аудиосистемой и кондиционером, но уберут огромный огнетушитель из салона и систему экстренного отключения «массы».
Крупный тахометр с желтым циферблатом и непривычно длинной оцифровкой до 10000 об/мин затмевает даже спидометр с его максимальными 360 км/ч.
За рулем «лепесток» (1) понижения передач роботизированной КП F-1. Кнопка старта (2) –прямо на алюминиевой спице баранки.
Механическая коробка работает с затворной четкостью и лязгом. В «обойме» шесть «зарядов».

На высоких оборотах

На средних оборотах мотор не так уж и ревет. Во всяком случае, мы с инструктором можем общаться, обсуждая построение траектории при обгоне. И вот момент настал. При полностью открытом дросселе, после 5000 об/мин двигатель «взрывается» первобытным ревом, после 7000 об/мин он просто разрывает пространство вокруг машины. Кровь за считанные метры становится горячей, словно нагревается от буйства практически полутысячи «лошадей» за спиной.

Все внимание к себе приковывает тахометр с крупным желтым циферблатом и непривычно длинной оцифровкой до 10000 об/мин. Красная зона начинается именно тогда, когда мотор выплескивает на задние колеса все 490 л. с. – при 8500 об/мин! Высокооборотистый двигатель в считанные мгновения выкручивается до максимума. И что изволите? Не плестись же, в самом деле, по всей дуге виража, «повиснув» на ограничителе? Надо переключаться. Даже на «роботе» для этого приходится снимать правую руку с руля – «лепестки» хоть и большие, но не поворачиваются вместе с рулем. В остальном вся трасса проходится без смены положения рук на руле. Даже развороты на 180 градусов в «шпильке».

Если выскочил на поребрик, то каждый его «зуб» жесткая подвеска вбивает в руль и кузов. Ходовая как будто лишена эластичных элементов. В гоночном режиме настройки машины Race, мотор, подвеска и рулевое управление работают так, чтобы водитель мог максимально чувствовать машину. Вмешательство системы стабилизации и трэкшн-контроля сведены к минимуму. Зато машина позволяет великолепно чувствовать любое изменение в поведении.

Ferrari в точности идет за педалью газа. Прогрессивное давление на педали акселератора вызывает адекватное ускорение, а стоит приотпустить педаль – замедление. Аналогично работают и тормоза. А их карбоно-керамическим дискам достается все больше и больше. Трасса уже знакома. Поэтому начинаешь ехать быстрее, а тормозить позже и интенсивнее, сдвигая точку торможения все ближе к апексу поворота.

Рулевой привод очень чувствителен, чуть качнул рулем, и машина тут же повела ярко-красным носом. Отлично чувствуешь короткие блокировки колес при интенсивном торможении, легкие скольжения в повороте и тот момент, когда, вспенивая дым под задними «лаптями» шириной под 30 см, машина переходит в занос. Задний межколесный дифференциал E-Diff с электронно управляемой многодисковой муфтой помогает контролировать машину газом, но и он не способен полностью погасить мощь мотора. Потому-то на более продвинутых версиях Challenge его заменяют механическим.

Хорошему мотору – отличное топливо. Все машины заправляются только бензином Shell V-Power, который представлен и в Украине.
Энцо Феррари всегда гордился именно моторами своих машин. На тестируемых экземплярах стандартный двигатель F430 – 490 л. с. и 465 Нм.

Во всей красе

В быстроте реакций Ferrari F430 нет пугающей резкости. Отклики машины мгновенны, точны и линейны. Она словно понимает твои мысли и работает на опережение, угадывая желания, а подвеска, руль и педали как будто связаны напрямую с руками и ногами. Потрясающее чувство!

Топливо для болидов Формулы-1 относится к одному из наиболее жестко контролируемых в мире автогонок.

Полностью отдавшись езде по ощущениям, я так ни разу и не взглянул на спидометр. И не спрашивайте меня, с какой скоростью V-образная «восьмерка» за спиной поглощала высокооктановый Shell V-Power. Думаю, что в таком «боевом» режиме – больше заявленных 18,3 литра на 100 км для гражданских машин и нормальных условий эксплуатации.

Так продолжается уже более шести десятилетий. Одна компания производит высококачественное топливо для того, чтобы моторы другой компании могли продемонстрировать свои характеристики во всей красе.

 Ferrari F430
Общие данные
Тип кузова
купе
Дверей/мест
2/2
Габариты, Д/Ш/В, мм
4512/1923/1184
База, мм
2600
Колея передн./задн., мм
1669/1616
Клиренс, мм
120
Масса снаряженная/полная, кг
н. д.
Объем багажника, л
250
Объем бака, л
100
Двигатель
Тип
бенз. с распр. впр.
Расп. и к­во цил./кл. на цил.
V8/4
Объем, см куб.
4308
Мощность, кВт (л. с.)/об/мин
360(490)/8500
Макс. кр. мом., Нм/об/мин
465/5250
Трансмиссия
Тип привода
задний
КП
6­ст. мех./6­ст. роб.
Ходовая часть
Тормоза передние/задние
диск. вент./диск.
Подвеска передняя/задняя
незав./незав.
Усилитель
гидро
Шины передн./задн.
235/35 R19/295/35 R19
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч
315
Разгон 0–100 км/ч, с
4,0
Расх. средн., л/100 км
18,3

 Сердце Ferrari
Аэродинамическая труба рядом с первой «исторической» проходной завода. Она построена в 1997 году Рензо Пиано – одним из лучших архитекторов мира.
Гоночная лаборатория Shell в одном из моторхоумов Ferrari.
Эта заправочная машина не для дорожных авто, а для болидов Ferrari Формулы-1.
На заводе вряд ли встретишь две одинаковые машины. Даже версии F430 Scuderia могут отличаться отделкой, сиденьями или ремнями.
В 2002 году появился современный центр логистики. Отсюда моторхоумы команды Формулы-1 отправляются на Гран-при по всему миру.

Завод в Маранелло занимает площадь 519749 м2. Комплекс включает не только офис президента компании Луки де Монтеземола и руководства. Тут размещены подразделения, занимающиеся дизайном болидов Формулы-1 и машин серии Gran Tourismo, производственные территории. В год с конвейера сходит около 5700 машин. В Маранелло собирают четыре модели: 8-цилиндровые – Ferrari F430 и F430 Spider, и 12-цилиндровые – 612 Scaglietti и 599 GTB Fiorano.

На заводе царит гоночная атмосфера. И дело не в коллекции легендарных машин. Тут соревнуются целые подразделения. Стенды оформлены в стиле турнирных таблиц чемпионата мира в классе Формулы-1, а фотографии лучших людей на участках напоминают советские «Доски почета».

Манеттино

При помощи переключателя Manettino, расположенного на руле, можно настроить Ferrari F430 под определенные условия эксплуатации, выбрав один из пяти фиксированных уровней:

ICE – характеристики машины значительно ограничены вмешательством системы стабилизации и противобуксовки. Рекомендуется для стабильного поведения Ferrari на снегу и льду.

LOW GRIP – обеспечивает максимальную устойчивость на сухой и мокрой дороге. Рекомендуется применять в дождь или неровной песчаной дороге.

SPORT – в дорожном режиме подвеска и рулевое управление меняют настройки, чтобы обеспечить идеальный баланс между устойчивостью машины и управляемостью.

RACE – гоночный режим рекомендуется только для закрытых трасс. Вмешательство системы стабилизации и трэкшн-контроля сведено к минимуму. Они душат мотор только в случае самой крайней необходимости.

CST – когда отключены системы стабилизации и противобуксовки, реакции машины максимально остры. Контроль над машиной – на совести водителя. Работают только системы ABS c EBD.

 В красном спектре
Попасть в город, въезд в который венчает такой знак, – мечта каждого поклонника Ferrari.
Обилие красного в Маранелло привычно. Фирменные цвета буквально на каждом углу.
Ресторан Cavallino принадлежит Ferrari и расположен напротив главных ворот завода. Но Михаэля Шумахера или кого-нибудь из его соратников больше шансов встретить в ресторане Мontana , расположенном прямо возле испытательной трассы.

Обилие красного цвета в городке Маранелло на севере Италии не вызывает агрессии, а наоборот – успокаивает. Ведь ты находишься в самом сердце Ferrari, прикасаешься к святая святых. Кажется, даже у воздуха здесь красноватый оттенок. И речь не только о выкрученных до красной зоны моторах, но и об обилии на улицах людей в красных комбинезонах Ferrari – работников завода. Да и просто фанатов формульной команды, а также дорожных машин GT. Их как раз на улицах городка не много, но каждая вызывает неизменные приветственные возгласы и улыбки.

Кажется, что трек и завод просто окружили город. В какой бы точке ты не находился, отовсюду слышен звук моторов проносящихся по треку машин. Воздух пропитан парами высокооктанового топлива Shell V-Power и спрессован в тугой комок мощным упругим звуком высокооборотистых моторов Ferrari. Глаза людей горят фанатичным блеском. И ты сам легко, безропотно и с огромным удовольствием поддаешься этим чарам. Ведь «наркотик», который ты принимаешь, незримо витает в воздухе. А состоит он из скорости, мощи, славы и спортивных побед!

Человеческий фактор

Кими Райкконен рад, что финнов в Формуле-1 все больше. Это он про Хейкки Ковалайнена.
Жан Тодт пришел в Ferrari в 1993 году. И представить команду без этого легендарного француза невозможно.
С Марком Жене «готовим» топливо для гонки. Оно должно обеспечить мотору максимальные показатели и за рамки FIA не выходить.
Cпортивный директор Ferrari Стефано Доменикали отмечает взаимовыгодность сотрудничества Shell с командой F-1.
Карло Тацциоли мы прозвали «Дедушка Феррари». Он более 40 лет с командой и знает множество историй из жизни Энцо Феррари, Ники Лауды, Джоди Шектера и других легендарных людей.

Каждый человек здесь причастен к чему-то великому. Простая уборщица, работающая на Ferrari, и та косвенно имеет отношение к славе великой команды. А люди, которые непосредственно работают на треке, вообще фанаты своего дела. Марк Жене и Лука Бадоер пропадают на тестах сутками, создавая для команды плацдарм, с которого она стартует в гонках.

Pilota Ferrari

Перед заездами знакомимся с инструкторами Pilota Ferrari.

Курсы вождения Pilota Ferrari организованы в 1993 году. Они созданы для того, чтобы люди могли понять, как ведет себя машина класса Gran Tourismo с гарцующим жеребцом на эмблеме. Кроме того, что клиенты могут в полной мере оценить спортивные характеристики автомобиля на гоночном треке, их учат, как избежать опасности в нештатных ситуациях на обычных дорогах. Уже более 4000 человек получили дипломы Pilota Ferrari. Школа включает больше десятка курсов разных уровней сложности. Занятия проходят на Ferrari F430, 599 GTB Fiorano и F430 Challenge. Курсы проходят на треках Mugello и Fiorano. Трасса около завода построена в 1972 году. Оригинальный круг составлял 2948,5 м. Но в 1996 году во время модернизации добавили новые повороты. Таким образом, протяженность «круга» увеличилась на 27,91 метра (до 2976,41 метра). Трек используется для тестов машин Формулы-1 и GT.

Звездные партнеры

Участие в самом первом международном чемпионате Формулы-1 (1950 г.).

Одержана первая победа в Формуле-1 (1951 г.).

Завоевано 12 Кубков пилотов и 9 Кубков конструкторов.

Заработано около 2 тысяч очков на международных чемпионатах.

За всю карьеру Михаэля Шумахера в Ferrari компания Shell предоставила ему более 181 тысячи литров топлива.

Топливо Shell V-Power для Формулы-1 содержит более 200 различных компонентов.

Участие более чем в 395 гонках Формулы-1. Выиграно 147 из них.




Ежегодно концерн Shell производит для Scuderia Ferrari более 200 тысяч литров топлива.

Гидравлическая жидкость Shell, используемая в болидах Формулы-1, фильтруется до 3 микрон, что в 20 раз тоньше человеческого волоса.

Потоки масла Shell Helix двигаются по магистралям двигателя быстрее, чем болид по трассе, а путь, который проходит масло, больше того, что проезжает Кими за гонку.

Во время гонок инженеры Shell проводят анализ более 40 образцов топлива и масел.

На каждой гонке Формулы-1 присутствуют 5–7 специалистов Shell.

В техническое сотрудничество с Ferrari вовлечены до 50 сотрудников Shell.

Киев–Маранелло–Киев

Дмитрий Чабан
Фото автора, Сергея Суховского, Shell и Ferrari

Редакція вдячна компанії Shell Retail Ukraine за допомогу в організації поїздки