X

Honda Civic: На краю земли

Намотав несколько кругов по португальскому автодрому Эшторил, поскрипев покрышками на серпантинах горного массива Синтра, глушу мотор машины в точке с координатами: 38°47' северной широты и 9°30' западной долготы на высоте 140 метров над уровнем моря – дальше только Атлантический океан, а за ним – Америка. Но нам туда не надо. Обжигающе горячий хэтчбек Honda Civic Type R предназначен исключительно для европейского рынка. И мы в числе первых знакомимся с этой машиной.

Намотав несколько кругов по португальскому автодрому Эшторил, поскрипев покрышками на серпантинах горного массива Синтра, глушу мотор машины в точке с координатами: 38°47' северной широты и 9°30' западной долготы на высоте 140 метров над уровнем моря – дальше только Атлантический океан, а за ним – Америка. Но нам туда не надо. Обжигающе горячий хэтчбек Honda Civic Type R предназначен исключительно для европейского рынка. И мы в числе первых знакомимся с этой машиной.

Намотав несколько кругов по португальскому автодрому Эшторил, поскрипев покрышками на серпантинах горного массива Синтра, глушу мотор машины в точке с координатами: 38°47' северной широты и 9°30' западной долготы на высоте 140 метров над уровнем моря – дальше только Атлантический океан, а за ним – Америка. Но нам туда не надо. Обжигающе горячий хэтчбек Honda Civic Type R предназначен исключительно для европейского рынка. И мы в числе первых знакомимся с этой машиной.

Во всем мире мыс Рока (Cabo da Roca) известен как самая западная точка европейского континента, где, как сказал знаменитый португальский поэт Луис де Камоенс, «кончается земля и начинается океан», и откуда дух Веры, Любви и жажда приключений побуждали португальских мореплавателей отправляться в путь в поисках новых миров!

Мы же, наоборот, приехали в Португалию, чтобы открыть для себя новый мир здесь. Мир, наполненный низким, потрясающе красивым, сочным звуком выхлопа, динамикой, скоростью и тем удовольствием от послушания и отзывчивости, которые дарит спортивный автомобиль. И этот мир называется Honda Civic Type R.

Высокооборотистые моторы всегда были коньком компании Honda – это ее ответ турбированным оппонентам. Причем какой ответ! Проигрывая по максимальным показателям мощности и момента двигателя, Civic Type R «наказывает» конкурентов при разгоне.

Попасть в него стремятся многие, но может это не каждый, так как самая «злая» серийная версия хэтчбека все же не столь массовая, как обычные «гражданские» машины. Да и стоит дороже. К тому же, она обладает довольно внушительным потенциалом и своеобразным норовом. А чтобы познать всю красоту этого мира, нелишне пройти специальную подготовку. Именно поэтому первым делом с утра заезжаем на гоночный трек Эшторил.

Боезаряд

В то время как все конкуренты используют для заряженных версий своих хэтчбеков «турбодопинг», новый Civic Type R остается верен атмосферному мотору. 2,0-литровую «четверку», установленную на машине предыдущего поколения, просто усовершенствовали.

Новые настройки сделали силовой агрегат еще отзывчивее и резче в реакциях. Двигатель откликается на малейшее движение педали акселератора. Полностью он раскрывается при таких высоких оборотах, которые на моторах других машин вообще недоступны. А для Honda это нормальный режим работы!Вместо индикатора экономайзера (как в обычных Civic восьмого поколения) в Type R другой указатель. При 5400 об/мин загорается красная лампочка, подсказывающая, что у двигателя Type R появляется второе дыхание. Мотор становится еще острее в откликах. Это система i-VTEC подставляет высокопрофильные кулачки распредвала, которые позволяют впускным клапанам открываться больше и на более продолжительное время.

Максимальный крутящий момент 193 Нм снимается аж на 5600 об/мин, а мощность 201 л. с. – при 7800 об/мин. И это при максимальных 8000 об/мин! Несмотря на столь внушительные показатели оборотов, мотор ни разу не заставил посетовать на эластичность. Ведь 90% крутящего момента (174 Нм) двигатель выдает уже при 2500 об/мин. Такая пологая кривая позволяет легко ехать с небольшой скоростью на высокой передаче.

Honda Civic Type R, как и ранее, выпускается только с трехдверным кузовом. При неизменной базе (2635 мм) он на 27 мм длиннее (4275 мм), на 20 мм шире (1785 мм) и на 15 мм ниже (1445 мм), чем обычная «пятидверка».

В то же время раскрутить мотор Civic Type R до максимума совсем не сложно. Это делается с такой легкостью, что уткнуться в ограничитель оборотов проще простого. Только успевай «отстреливаться» короткоходным рычагом 6-ступенчатой обновленной механической КП. Любая ступень теперь включается с четкостью затвора! В этой коробке синхронизаторы первых двух передач трехконусные. Остальные изготовлены с использованием карбона. Кроме того, за счет иного подбора передаточных чисел первая передача стала длиннее, чем облегчается медленная езда в тянучках, а остальные – короче, что положительно сказывается на разгоне. Динамические и скоростные характеристики по сравнению с предшественником не изменились. Civic Type R по-прежнему разменивает первую «сотню» за 6,6 секунды, что не под силу ни одному из турбоконкурентов, а «максималка» заканчивается на 235 км/ч.

Вот. Новый поворот…

Изюминку в тест привнес дождь, обильно смочив полотно трека. Демонстрируя потрясающую быстроту реакции на движения педали акселератора и руля, на мокрой и скользкой дороге Civic Type R становится довольно вертлявым. Под газом хэтчбек легко выскальзывает наружу поворота передней осью, но при легком сбросе послушно возвращается на траекторию. Из-за более загруженного передка (на него приходится 64% веса) и полузависимой задней подвески с балкой кручения машина в ответ на резкие действия водителя стремится уйти в занос. Удержать ее очень эффективно помогает система курсовой устойчивости Vehicle Stability Assist (VSA). Впрочем, тот, кто уверен в своих возможностях, может кнопкой отключить электронику. Без нее Type R ведет себя еще понятнее и резче, но и от драйвера требует определенных навыков.В ответ автомобиль дарит огромное удовольствие от управления в критических режимах. Острейший руль (2,29 оборота), в меру жесткий и упругий, с уверенным нарастанием усилия в поворотах, позволяет очень тонко ощущать и корректировать малейшее отклонение от курса! Обратной связи достаточно в любой момент и на любой скорости. На такое в основном способны гидроусилители, потому-то они и не сдают своих позиций на спортивных машинах. И только в момент парковки на пит-лейн возле боксов падение усилия на баранке напоминает, что усилитель на Civic Type R электрический. Просто у него великолепные настройки.

На остроту реакций машины при маневрах также благотворно влияют жесткий кузов и специальная спортивная подвеска. Убедиться в этом мы смогли на горных серпантинах. Из-за близости океана погода в этом районе меняется по нескольку раз на день. Так что узкие извилистые дороги встречают нас сухим гладким асфальтом и «слепыми» поворотами. С потрясающей поперечной устойчивостью Civic Type R позволяет «открывать» их на огромной скорости! Опираясь на широченные низкопрофильные шины 225/40 R18, машина великолепно держится на сухом покрытии, предупреждая о своих предельных возможностях легким писком передних колес. В то же время такая подвеска и покрышки не скрывают ни одного дефекта дороги. Хотя каменистую мостовую при подъезде к построенному в 1772 году на мысе Рока маяку Type R преодолевает хоть и с тряской, но сбито.

Грозное оружие

И вот, стоя на высоком обрыве, серебристый Civic Type R, словно заточенный клинок, ловит острыми гранями кузова яркое солнце. Его проницательный взор направлен вдаль – туда, где в XV–XVII столетиях таяли паруса судов португальских завоевателей. Даже в покое Type R не дает повода усомниться, что это самое грозное «оружие» в гамме модификаций Civic. И создано оно, чтобы покорять сердца поклонников активного драйва и завоевывать кубки кольцевых чемпионатов. И, конечно, Type R разительно отличается не только от пятидверного хэтчбека Civic восьмого поколения, но даже от другой «трехдверки» – Type S.

Со своим «космическим» дизайном «восьмой» Civic, безусловно, является самой яркой машиной среди хэтчбеков гольф-класса. Но не всем дизайнерские изыски пришлись по душе. И создатели «заряженной» версии Type R словно подслушали мысли таких людей. В результате автомобиль расстался с передней «люстрой» и неокрашенным пластиком на бамперах, колесных арках и порогах, прикрыл выступ заднего стекла спойлером, обзавелся шикарными колесами и на 15 мм припал к земле на заниженной спортивной подвеске. Облик машины стал сдержаннее и одновременно агрессивнее.

Краснеть хозяин не будет

Honda Civic Type R – настолько яркий автомобиль, что остаться незамеченным на дороге не удастся. А чего стесняться? При мощных ускорениях Type R лидирует в классе! Выигрывает он и по объему багажника (485 л), если для кого-то этот показатель в такой машине важен. А вот грузоподъемность японской машины самая маленькая – всего 399 кг.

В Украине Type R будет стоить на 35855 грн. (7100 долларов) дороже базового Civic с 1,8-литровым мотором. Цена Civic Type R составит 181800 грн. Машины поступят к украинским дилерам в апреле. Опытному водителю, желающему, а главное, умеющему правильно ездить, Honda Civic Type R доставит огромное удовольствие. Вот только для реализации потенциала такой машины нужны дороги поизвилистей и с хорошим покрытием. А где такие в Украине? Подскажите!

 
Honda Civic Type R
Конкуренты

Ford Focus ST

Seat Leon FR

VW Golf V GTI
Общие данные
Тип кузовахэтчбекхэтчбекхэтчбекхэтчбек
Дверей/мест3/43/55/53/5
Габариты, Д/Ш/В, мм4275/1785/14454360/1840/14454323/1768/14584215/1760/1465
База, мм2635264025782580
Колея передн./задн., мм1506/15301535/15301527/15081540/1530
Клиренс, мм134н. д.155130
Масса снаряж./полная, кг1301/17001392/18601334/19041350/1900
Объем багажника, л485/1352385/1245341/1166350/1305
Объем бака, л50555555
Двигатель
Типбенз. с распр. впр.бенз. с распр. впр. турбобенз. с непоср. впр. турбобенз. с непоср. впр. турбо
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R4/4R5/4R4/4R4/4
Объем, см куб.1998252219841984
Мощность, кВт (л. с.)/об/мин148(201)/7800166(225)/6100147(200)/5100147(200)/5100
Макс. кр. мом., Нм/об/мин193/5600320/1600280/1800280/1800
Трансмиссия
Тип приводапереднийпереднийпереднийпередний
КП6-ст. мех.6-ст. мех.6-ст. мех.6-ст. мех.
Ходовая часть
Тормоза передние/задниедиск. вент./диск.диск. вент./диск.диск. вент./диск.диск. вент./диск.
Подвеска передняя/задняянезав./полузав.незав./незав.незав./незав.незав./незав.
Усилительэлектроэлектрогидроэлектромехан.электро
Шины225/40 R18225/40 R18225/45 R17225/45 ZR17
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч235241229235
Разгон 0–100 км/ч, с6,66,87,37,2
Расх. трасса-город, л/100 км7,0–12,76,8–13,87,9-11,26,2–11
Гарантия, лет/км3/1000003/без огр. проб.2/без огр. проб.2/без огр. проб.
Периодичность ТО, кмн. д.200001500015000
Стоимость ТО, грн.н. д.н. д.530350
Мин. стоимость181800 грн.180201 грн.*165145 грн.*164110 грн.*
*По курсу НБУ на 22.02.07

Резюме «Автоцентра»

Лучшая в классе динамика
Острые и точные реакции
Великолепный стиль
Самый просторный багажник

Высокая цена
Жесткая подвеска
Малая грузоподъемность

Заряженная версия хэтчбека предлагается как с 3-, так и с 5-дверным кузовом. Пятицилиндровый мотор имеет больший объем, поэтому он мощнее, чем у оппонентов. Для авто специально разработаны «звучащая» выхлопная система и цвет Electric Orange.В отличии от конкурентов, «заряженная» версия Leon предлагается только в пятидверном варианте. Силовой агрегат аналогичный тому, что установлен на Golf GTI. Подробнее о машине читайте в ближайших номерах «Автоцентра».Кузов может быть 3- и 5-дверным, но версию GTI легко узнать по черному передку и более агрессивным бамперам. Руль на малых скоростях тяжеловат, но в скоростных виражах – то, что надо. Подвеска особенно не любит ям и выбоин.

 Нам допинг не нужен, нам обороты давай!

В отличие от всех конкурентов, использующих наддув, Civic Type R демонстрирует соизмеримую мощность атмосферного двигателя, а благодаря фирменной системе i-VTEC, меняющей фазы газораспределения, – хорошую эластичность. Двигатель легко крутится до 8000 об/мин (ранее он развивал 7900 об/мин). Максимальный крутящий момент даже уменьшился со 196 Нм при 5900 об/мин до 193 Нм при 5600 об/мин. Главное, чего хотели достичь конструкторы, – лучшей отзывчивости и уравновешенности двигателя. И этого удалось добиться благодаря электронной системе управления дроссельной заслонкой и облегченному холоднокованому маховику из хромомолибденовой стали. Новые балансирные валы снижают вибрацию. Спортивный выпускной коллектор 4 – 2 из нержавеющей стали облегчает «дыхание» мотору.

Киев – Лиссабон – Киев

Дмитрий Чабан
Фото автора и Honda

Редакция благодарит компанию «Honda Украина» за помощь в организации поездки