Ледошлифовочная машина Destarol L1: Ледовый танк

Для некоторых автолюбителей лед на дороге если не стихийное бедствие, то как минимум повод отказаться от поездки. Но сегодня мы тестируем машину, которая льда не только не боится, а даже производит его! Представляете, что будет, если такое транспортное средство появится на дорогах общего пользования?

Destarol L1 Destarol L1. Пытаясь контролировать прохождение машины по «змейке», приходится левые конусы проезжать наугад или попытаться их разглядеть. Destarol L1 Destarol L1. Двухспицевый (!) руль напоминает классические «баранки» спортивных автомобилей – например, Nardi. Destarol L1. На месте второго «пилота» закреплен аккумулятор. Выше – рычаг, при помощи которого можно откинуть бункер, когда мотор заглушен и «гидравлика» не работает. Destarol L1. Щиток – образец минимализма. Выводится только информация о работе систем двигателя. Выкрашенный в цвет кузова циферблат с ажурным вырезом на стекле рассматриваем как элемент отечественного тюнинга. Destarol L1. Рычагами поднимается бункер (1), запускается шнек (2) и опускается/поднимается суппорт (3). При помощи двух боковых (4) управляется АКПП (включаются передачи и пониженный ряд). Destarol L1. Если использовать бункер как багажник, то туда лучше грузить продукты, предназначенные для салата. Destarol L1. Движущая сила «эл первого» – 4-цилиндровый дизельный двигатель Skoda – находится под бункером. Так что последний одновременно выполняет роль капота. В отличие от других автомобилей, Destarol L1 ездит исключительно на «шиповках». Причем как зимой, так и летом.

Для некоторых автолюбителей лед на дороге если не стихийное бедствие, то как минимум повод отказаться от поездки. Но сегодня мы тестируем машину, которая льда не только не боится, а даже производит его! Представляете, что будет, если такое транспортное средство появится на дорогах общего пользования?

На фоне этой громады даже грозные Hummer'ы с Gelandewagen'ами выглядят, как детища биодизайна. Признаться, я и сам ожидал увидеть что-нибудь менее монументальное. А тут… Безусловно, чешские дизайнеры Destarol L1 руководствовались практическими соображениями, но не исключено, что вдохновение они черпали в технике времен Первой мировой войны. Вспомните хотя бы советские фильмы о Макаре-следопыте и Чапаеве, в которых показывают первые английские танки. Только чехи создали «эл первый» для мирных целей. Как показал тест, общие черты у броне- и ледовой техники есть не только то внешности.

Ледовая прогулка

По типу кузова Destarol L1 ближе всего к родстерам, причем прогулочным, а не спортивным. Кузов полностью открытый (вариант с крышей даже не предусмотрен), а дизельный мотор небольшой мощности не наделяет машину завидной динамикой и конкурентоспособной скоростью. Максимальных 20 – 25 км/ч вполне достаточно для созерцания окрестностей. Примерно с такой скоростью двигались по ровной дороге и первые модели танков. Только для управления ими требовался целый экипаж, а с «эл первым» справляется один человек. Причем без малейшего труда.

Машина без промедления реагирует на добавление и сброс газа адекватным и плавным разгоном и замедлением. При этом «работают» только спаренные задние колеса (как в грузовиках, тракторах и погрузчиках). Они являются как ведущими, так и тормозящими. При этом благодаря плавному нарастанию крутящего момента и шипованым покрышкам риск заноса сведен к минимуму. Мощный гидроусилитель обеспечивает «чистую» взаимосвязь с передними управляемыми колесами. Им не «мешают» ни тормозные механизмы, ни всевозможные электронные системы и приводы. Руль острый, но выворот получается небольшим.

«Баранка» расположена справа, и это помогает легко двигаться вдоль бордюров и припаркованных машин. Прохождение Destarol L1 легко контролировать, всего лишь наклонившись вбок. Без проблем выполняются и правые повороты. Зато левые, как и объезд препятствий, находящихся с этой стороны, выполняю практически наобум. Так, кто там слева? Поберегись! Убирай свой лакированный черный борт и хром!

А вот назад обзорность вообще шикарная. Ничто не мешает оглянуться и с полутораметровой высоты контролировать траекторию. И это хорошо меньше риск наехать при парковке на кого-нибудь такой громадой.

большой, большой компанией

Производитель позиционирует Destarol L1 как одноместную машину, но габариты и форма бункера позволяют разместиться прямо на нем всему экипажу. Можно заодно и праздник отметить. Плавность хода вполне для этого приемлемая. Несмотря на достаточно короткую базу и жесткую подвеску, многие ямы просто перестают существовать, особенно под задним мостом.

Толчков при переключении полностью автоматической трансмиссии нет – у нее только одна ступень вперед и одна назад. Для самых сложных участков или когда, скажем, захочется получше рассмотреть окрестности, предусмотрена пониженная передача. А вот за нами ехать никому не советую. Ведь за собой «эл первый» оставляет еще более скользкую полосу. Лично проверял!

 Комплектация

Регулировка продольного направления сиденья и угла наклона спинки Двухцветная окраска Гидроусилитель руля Дистанционный подъем бункера и опускание суппорта «Одеяло»

Легкость в управлении
Оригинальный запоминающийся дизайн
Простота конструкции
Можно лишь примерно контролировать левый габарит
Малая скорость движения
Не предусмотрено отопление и светотехника

 Destarol L1
Общие данные
Тип кузова близок к родстеру
Дверей/мест 0/1
Клиренс, мм изменяемый до минусового
Масса снаряжен./полн., кг варьируется
Объем бункера, л 3000
Двигатель
Тип дизельный
Расп. и к-во цил./кл. на цил. R4/2
Трансмиссия
Тип привода задний
КПП 1-ст. авт.
Ходовая часть
Тормоза передние/задние отсутствуют/бараб.
Подвеска передняя/задняя зав./зав.
Усилитель гидро
Шины 7.00 – 12 (от погрузчика)
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч 20-25
Разгон 0 – 100 км/ч, с отсутствует
Расх. трасса-город, л/100 км по ним не ездит
Гарантия, лет/км давно закончилась
Периодичность ТО, км по необходимости

Кому тут не скользко?

Поворачивая ручку, меняем угол атаки ножа и, соответственно, величину срезаемой кромки льда. Destarol L1 В специальном суппорте находятся: нож для срезания льда (1) и шнек для его подачи на конвейерную ленту (2)… … которая и отправляет ледовую кашу в бункер.

Можно сказать, что работа Destarol L1 и ей подобных ледоуборочных машин основана на принципе замещения. Острым ножом «эл один» срезает исчерченный коньками и поколотый слой льда.

Шноркель забирает его и по конвейерной ленте отправляет в 3-кубометровый бункер. Иной раз тот заполняется полностью, и на лед приходится выезжать два раза. Какой слой льда срезать, решается на месте. После тренировки хоккейной команды его толщина будет меньше, если покатались две сотни начинающих фигуристов больше.

Одновременно из 800-литрового бака равномерно вытекает вода – теплая, чтобы не замерзла сразу и успела смочить специальное «одеяло». С его помощью обеспечивается равномерное распределение воды по льду. Водителю остается контролировать скорость движения автомобиля, чтобы слой заливался ровный и без проплешин.

В основном машина передвигается на пониженной передаче со скоростью до 10 км/ч. Лед после ее прохождения действительно чистый, а также более ровный и скользкий, чем до обработки.

Дмитрий Чабан
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит спортивный комплекс «Атек» за помощь в подготовке материала

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ