X

Nissan GT-R: Мой финиш – горизонт

Для почитателей «заряженных» японских спортивных купе он всегда Skyline – линия горизонта. Фанатам в континентальной Европе оставалось лишь сожалеть о том, что нет его леворульной модификации...

Для почитателей «заряженных» японских спортивных купе он всегда Skyline – линия горизонта. Фанатам в континентальной Европе оставалось лишь сожалеть о том, что нет его леворульной модификации…

Для почитателей «заряженных» японских спортивных купе он всегда Skyline – линия горизонта. Фанатам в континентальной Европе оставалось лишь сожалеть о том, что нет его леворульной модификации…

И вот возрожденная икона японского автопрома – Nissan GT-R существенно отодвигает горизонты, увеличивая зону своего влияния. В это было бы трудно поверить, если бы я сам не опробовал европейскую версию Nissan GT-R.


Nissan Skyline десятого поколения выпускался с 1998 до 2001 год.

Я должен первым быть на горизонте!*

Оказаться первым за рулем Nissan GT-R хотелось многим. Ведь он еще до своего появления стал бестселлером. Еще бы – Nissan пообещал, что эта модель раздвинет широкими плечами-крыльями ряды Porsche, Ferrari и иже с ними и, мощно оттолкнувшись всеми четырьмя колесами, устремится к горизонту. Для этого у него есть 480 л. с., 588 Нм крутящего момента и новейшая роботизированная трансмиссия с двумя «сцепами». А самое главное, Nissan GT-R не потребует за свои возможности слишком уж много. Стоимость Nissan GT-R в Европе составит примерно 75 тыс. евро, что в два раза дешевле Porsche 911 Turbo.

Будущие владельцы, оплатившие GT-R, смогут поучаствовать в ряде мероприятий, изучая свое авто и тренируясь в его вождении.

Стоит ли удивляться, что через месяц после того, как европейским покупателям открыли доступ к заказам, они «выбрали» более чем 1500 купе GT-R. Из них только в Англии, где просто обожают японские авто, забронировали 950 штук.

В Эшториле (Португалия), где проходил журналистский тест автомобиля, заглянуть за горизонт организаторы позволили одним лишь глазком: три круга за рулем Nissan GT-R – безумно мало. Но, с другой стороны, выпадет ли еще возможность сесть за руль этой машины? Ведь ее продажи в Украине ожидаемы, но перспективы туманны – даже при самом благоприятном стечении обстоятельств отечественным поклонникам GT-R придется подождать.

* В статье использованы слова песни В. Высоцкого «Горизонт»

И я сжимаю руль до судорог в кистях!

В апреле Nissan GT-R уже установил рекорд, пройдя «Северную петлю» Нюрбургринга за 7 минут 29 секунд, что на 9 секунд быстрее предыдущей модели. Это доказывает, что Nissan GT-R – один из самых быстрых серийных автомобилей в мире! При этом он остается довольно удобным и, не побоюсь этого слова, практичным. К примеру, у него есть некое подобие задних сидений, на которых с удобством разместится небольшая собака, и 315-литровый багажник. У ближайшего конкурента, 480-сильного полноприводного Porsche 911 Turbo он в три раза меньше. За руль GT-R не приходится вползать, проявляя чудеса гибкости. Да и сидеть комфортно и удобно.

Боковая поддержка кресел хороша, но даже ей не совладать с могучей силой перегрузок.
Сиденья регулируются круглым джойстиком. Отдельными клавишами включается подогрев (1) и изменяется наклон подушки (2).

Аккуратно двигаясь по пит-лейну в автоматическом режиме работы коробки, успеваю оценить еще одно удобство Nissan GT-R – плавность и мягкость переключения коробки, словно я качу на каком-то большом седане. Механическая КП для него не предусмотрена – только роботизированная коробка с двумя сцеплениями японской фирмы Aichi. Свою «козырную карту» GT-R разыгрывает очень грамотно. И как только 480 «лошадей» под капотом терпят такое «издевательство»? А 588 «ньютонометров» только и ждут момента, чтобы, впечатав в асфальт трека широченные покрышки (255/40 спереди и 285/35 сзади), обернутые вокруг 20-дюймовых дисков, бросить спорткар пожирать асфальт.

При таком угловатом кузове у машины отличный коэффициент аэродинамического сопротивления – 0,27. У визуально более обтекаемого Porsche 911 Turbo он составляет 0,31.
Четыре круглых фонаря – прямое напоминание о Skyline.

Уже на треке тяну на себя подрулевой переключатель, переведя коробку в ручной режим. Все, теперь без сантиментов. GT-R молниеносно разгоняется. А я-то, наивный, думал, что смогу посмотреть, как меняются продольные и поперечные ускорения или пропорция распределения крутящего момента. За это отвечает фирменная система электронного управления распределением крутящего момента между осями ATTESA (Advanced Total Traction Electronic System All-Terrain).

И плавится асфальт, протекторы кипят!

Вот только взглянуть, как все это отображается на большом экране по центру торпедо, некогда. Впрочем, как и посмотреть на спидометр, сиротливо приютившийся рядом с огромным тахометром. А стрелка на нем просто беснуется, раз за разом отскакивая от порога красной зоны на 7000 об/мин.

Задний ряд – это отдельные сиденья для двоих седоков. Но места для ног практически нет.
Под полом 315-литрового багажника нет запаски, так как шины Runflat позволяют протянуть после прокола 80 км при скорости до 80 км/ч.
Неудобства ради аэродинамики? Чтобы открыть дверь, надо сначала нажать на заднюю часть ручки, а потом уже тянуть.

В повороте Nissan GT-R легко отправить в дрифт. Ведь максимальные 588 Нм мотор выдает уже на 3200 об/мин. Но инструктор зорко следит за тем, как ты выполняешь его указания. Попробовал я было похулиганить – на второй передаче чуть бочком пройти поворот. И тут же сидевший справа co-driver сам дернул за лепесток, включив третью. Дотянулся-таки. Жаль, что повышающий ступень переключатель находится справа.

Левым же при замедлении начинаю понижать передачу, но сидящий справа советчик предлагает не помогать тормозам. И действительно, тормозные механизмы Brembo позволяют отлично гасить скорость. Вот теперь отпускаю педаль, парой щелчков сбрасываю две передачи и вкладываю Nissan GT-R в очередной вираж. Как по рельсам. Ничуть не хуже, чем Ferrari F430. Та же цепкость, а вот комфорта больше. И рулевое управление точное, хотя и не такое прямолинейное, а подвеска не такая «дубовая».

Впрочем, убедиться в том, как великолепно Nissan GT-R ведет себя на сумасшедших скоростях, я смог. Для этого пришлось надеть шлем и занять привычное место слева, но… в праворульной машине. Управлять ею будет профессиональный гонщик. Он сказал, что не знает, какие функции выполняют украшенные иероглифами кнопки. Лукавил, конечно. Все они отвечают за интерфейс бортового компьютера – навигацию, телефон, маршрутную информацию и т. п. На треке все это не пригодится, а вот то, что пилот перевел коробку и подвеску в «гоночный» режим работы и отключил систему стабилизации, обещало яркие впечатления.

Клавишами меняем характер машины. R (race) – гоночный режим, S (Sport)-спортивный. Можно увеличить скорость переключения передач, изменить жесткость амортизаторов Bilstein DampTronic, ослабить вмешательство системы стабилизации VDC (или отключить ее совсем).
GT-R оснащен очень хорошо. Тут и раздельный климат-контроль, и навигация, и Bluetooth с hands free, и акустика Bose.
Оцифровка спидометра начинается с правой стороны. На щитке доминирует тахометр. Поэтому на его электронный экран можно вывести еще и показания скорости.
Рычажок от себя – и КП переходит в «ручной» режим. Его также можно включить, нажав подрулевой переключатель.
  
На экран выводится масса информации – от расхода топлива, показаний тахометра и спидометра, давления масла и наддува до продольных и поперечных ускорений, распределения крутящего момента и скорости замедления. Все подано очень красиво, вот только от дороги отвлекает.

В первом же повороте, который GT-R прошел боком, я понял, что боковая поддержка не способна удержать мое тело, уже наполовину вытащенное из сиденья могучей рукой перегрузок. А GT-R продолжает атаковать. На очередной «эске» он взлетел одной стороной на правом поребрике, проскользил боком, оттолкнулся другой стороной от левого, опять короткое скольжение, загрузка передка перед виражом и великолепный дрифт на отсечке!

Трудно представить, что автомобиль, который может так ездить, большую часть времени будет проводить в городских тянучках. Иначе зачем его делать таким удобным в повседневной эксплуатации?

И можно ли раздвинуть горизонты?

Nissan GT-R раздвигает не только горизонты продаж, охватив ими и континентальную Европу, но и сферы обслуживания. Пока его GT-R на сервисе, владельцу обеспечат такси, проезд на поезде, прокатный автомобиль, гостиницу и т. д. Так что, продавая Nissan GT-R, дилер берет на себя определенные обязательства. Впрочем, для того, чтобы получить право на продажу, придется открыть Центр высокой эффективности Nissan (Nissan High Performance Centres), чтобы обеспечить высокотехнологичному автомобилю соответствующий сервис. Посмотрим, появится ли GT-R в Украине. Если да, то его цена составит примерно 120 тысяч долларов. Не такая уж и большая сумма для спорткара подобного уровня.

Спецтехника

Жесткость амортизационных стоек Bilstein DampTronic повышена с помощью дополнительных креплений из алюминиевых сплавов.
В Nissan GT-R используется коробка передач с двойным сцеплением (система аналогична DSG на Volkswagen).
Элементы в зонах поглощения удара при столкновении спереди и сзади – из углеволокна.Это повышает прочность и облегчает конструкцию кузова, наделенного великолепной жесткостью на кручение.
Хитроумная система с двумя параллельными карданами: первый, из углеволокна, передает весь крутящий момент мотора через коробку на задние колеса. Второй, металлический, может возвращать до 50% тяги передним колесам.
Собирают Nissan GT-R на японском заводе в Точиги, а моторы – в Йокагаме. Благодаря двум турбонагнетателям с индивидуальными большими фронтальными интеркулерами V-образная «шестерка» объемом 3,8 литра (VR38DETT) выдает 480 л. с. при 6400 об/мин и 588 Нм в диапазоне от 3200 до 5200 об/мин.

В целях лучшего распределения массы японцы выбрали разнесенную компоновку. От двигателя, расположенного над передней осью, крутящий момент передается через карданный вал, изготовленный из углеволокна, к коробке, находящейся перед задней осью, и дальше на задние колеса. При риске их пробуксовки до 50% тяги через второй вал передается передней оси. Хитроумная система эффективна, но увеличивает вес автомобиля. Высокая скорость переключения коробки достигается тем, что как только размыкается сцепление, отвечающее за нечетную передачу, тут же замыкается второе сцепление четной передачи, и наоборот. Таким образом, минимизируются потери времени и прерывание крутящего момента. При переходе на пониженные ступени двигатель делает перегазовку, чтобы снизить нагрузку на синхронизаторы. Отсутствие гидротрансформатора помогает экономить топливо. В заднем мосту установлен самоблокирующийся дифференциал. Он помогает уверенно проходить повороты на высокой скорости. От заноса обезопасит электронная система стабилизации. Но она настроена на позднее срабатывание, что позволяет водителю проявить свои навыки.

 
 

Nissan GT­R
Конкуренты

BMW М3

Ferrari F430

Porsche 911 Turbo
Общие данные
Тип кузова
купе
купе
купе
купе
Дверей/мест
2/2+2
2/4
2/2
2/2+2
Габариты, Д/Ш/В, мм
4655/1895/1370
4615/1805/1420
4512/1923/1184
4450/1850/1300
База, мм
2780
2760
2600
2350
Колея передн./задн., мм
1590/1600
1540/1540
1669/1616
1490/1550
Клиренс, мм
110
130
120
110
Масса снаряж./полная, кг
1740/1960
1580/2080
1450/1700
1620/1980
Объем багажника, л
315
430
250
105
Объем бака, л
н. д.
63
100
67
Двигатель
Тип
бенз. с распр. впр. битурбо
бенз. с непоср. впр.
бенз. с распр. впр.
бенз. с распр. впр. битурбо
Расп. и к­во цил./кл. на цил.
V6/4
V8/4
V8/4
Н6/4
Объем, см куб.
3799
3999
4308
3600
Мощн., кВт (л. с.)/об/мин
353(480)/6400
309(420)/8300
360(490)/8500
353(480)/6800
Макс. кр. мом., Нм/об/мин
588/3200–5200
400/3900
465/5250
620/1950­5000
Трансмиссия
Тип привода
пост. полный
задний
задний
пост. полный
КП
6­ст. роб.
6­ст. роб.
6­ст. роб.
5­ст. авт.
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.
диск. вент./диск. вент.
диск. вент./диск. вент.
диск. вент./диск. вент.
диск. вент./диск. вент.
Подвеска передн./задн.
незав./незав.
незав./незав.
незав./незав.
незав./незав.
Усилитель
электрогидро
гидро
гидро
гидро
Шины передн./задн.
255/40 ZR20/ 285/35 ZR20
245/40 ZR18/ 265/40 ZR18
235/35 R19/ 295/35 R19
235/35 R19/ 305/30 R19
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч
300
250
315
310
Разгон 0–100 км/ч, с
3,6
4,7
4,0
3,7
Расх. средн., л/100 км
12,2
11,9
18,3
12,8
Гарантия, лет/км
н. д.
2/без огр. пробега
н. д.
2/без огр. пробега
Мин. стоим., грн.*
582408 **
531621
1500000**
1300000
* По курсу НБУ на 20.06.08 ** Ориентировочная

Резюме «Автоцентра»

Отличная динамика разгона
Надежное поведение при скоростных маневрах
Точная управляемость
Достаточно удобен для спорткара

Тесный задний ряд
Малая грузоподъемность
Неизвестно, попадет ли в Украину

На фоне конкурентов «эмка» – самый практичный автомобиль. Представлен также седаном и кабриолетом. Мотор хоть и большего объема, но атмосферный. Привод только задний, зато 7­ступенчатая автоматическая коробка передач облегчает езду в городе.Машина стоит особняком благодаря своей среднемоторной компоновке и двухместному салону. Предлагается также в открытой версии Spider. Доступна и с 6­ступенчатой «механикой». Вот только в Украину официально не поставляется.Установленный сзади оппозитный мотор наделяет машину специфической управляемостью. Ведь «полка» его огромного крутящего момента просто впечатляет своей длиной. Есть в версии кабриолет. Коробка может быть 6­ступенчатая механическая.

Киев – Эшторил – Киев

Дмитрий Чабан
Фото автора и Nissan

Редакция благодарит компанию «Ниссан Мотор Украина» за помощь в организации поездки