X

Polaris: Верхом на ветре

Для большинства украинцев этот экзотический вид транспорта – всего лишь экстремальный аттракцион. Однако накануне Нового года пара снегоходов попала к нам в руки – и рассекая снег и ветер в маленьком заполярном поселке, мы представили, что просто поехали на снегоходе на работу.

Для большинства украинцев этот экзотический вид транспорта – всего лишь экстремальный аттракцион. Однако накануне Нового года пара снегоходов попала к нам в руки – и рассекая снег и ветер в маленьком заполярном поселке, мы представили, что просто поехали на снегоходе на работу.

Для большинства украинцев этот экзотический вид транспорта – всего лишь экстремальный аттракцион. Однако накануне Нового года пара снегоходов попала к нам в руки – и рассекая снег и ветер в маленьком заполярном поселке, мы представили, что просто поехали на снегоходе на работу.

Первое впечатление: «Ого!» Большой яркий аппарат внушал уважение и одновременно как бы приглашал поиграть с ним, нарядными и блестящим. Захотелось вскочить в седло и «притопить», вздымая вихри сухого колючего снега, среди реденьких лапландских сосен и карликовых березок…

Олени не лучше

Заводится наш снегоход по-автомобильному – ключом зажигания. На холостом ходу двигателя почти не слышно, нет и заметных вибраций. По привычке, оставшейся от езды на мотоцикле, рука пытается крутить правую ручку, но «газ» не добавляется. На снегоходах «газуют» иначе – клавишей-маньеткой, расположенной под большим пальцем правой руки. Но для этой гашетки палец должен быть «накачан», иначе после десятка километров он начинает дубеть, а мышцы сводит судорогой. Но более яркие впечатления – от динамики. Ох и дергает железного оленя вперед, едва только прижмешь эту железную гашетку! Ускорение просто бешеное, в киевском транспортном потоке на снегоходе со светофоров уходил бы первым, но… Единственной резиновой гусенице (сзади) и двум пластиковым лыжам (спереди) противопоказан голый асфальт, да и ПДД всех стран мира таких заездов тоже не рекомендуют.

Вместо коробки передач – вариатор, регулирующий тягу и обороты в зависимости от скорости машины и нагрузки. Он же позволяет тормозить двигателем, так что дисковым тормозом, действующим на гусеницу, пользуешься нечасто – только при потребности полной остановки. Нам ни разу не удалось почувствовать блокировки гусеницы, которой пугали бывалые снегоходчики. Дескать, при длительном торможении под нее набивается снег, и получается своего рода «снегопланирование».

Правила дорожного движения всех стран мира не предусматривают или прямо запрещают движение на  снегоходах по дорогам общего пользования. А жаль.

Забор воздуха для двигателя осуществляется около приборного щитка – из зоны, защищенной от снежной пыли.

Большинство органов управления (1) доверены… большому пальцу левой руки. Справа – только гашетка акселератора (2).

Оседлать профилированное кресло нелегко из-за ширины и высоты, но сидеть в нем удобно даже в дальней дороге.

В случае необходимости в одиночку поднять снегомобиль подобного класса не удастся – это вам не одноместный «спортсмен».

Требуется противовес

По укатанному снегу машина идет легко, лишь натужный рев мотора говорит о том, что скорость на спидометре зашкалила за городской предел, т. е. 60 км/ч. Для 300-килограммовой машины и двоих седоков его мощи достаточно. Интересно еще и то, что на целине с увеличением скорости прямо пропорционально растет и звук двигателя, поэтому когда на электронном спидометре цифры скачут около сотни, звуковой фон не из приятных – хоть наушники надевай.

Но вот заканчивается длинная прямая – самое время учиться поворачивать. Руль нетяжелый, острый, на разумной скорости позволяет без труда удерживать траекторию но… Снова – как ни далеко от Лапландии до берегов Днепра – вспомнились мотоциклы КМЗ с боковым прицепом, норовившие при малейшем превышении скорости в правом повороте встать на два колеса. И наш северный транспорт на виражах тоже несколько раз отрывал от снега то одну, то другую лыжу, добавляя экипажу самых разнообразных эмоций. Машина тяжелая, но склонность к кувырканию демонстрирует охотно, особенно если дорога в повороте неровная. Немудрено: центр тяжести расположен высоко, а колея лыж достаточно узкая. Пожалуй, если каждое утро по дороге к офису получать такие яркие «впечатления», рядом с рабочим кабинетом впору оборудовать душ и сушилку для одежды. Опытные люди советуют экипажу при скоростных маневрах смещаться телом к центру поворота, как это делают мотоцик­листы, но с широким сиденьем это не так легко. Чтобы использовать управляемый занос на туристическом, а не спортивном снегоходе, нужны особые навыки и гарантированно ровная трасса.

На обледеневших участках проблемы с рулением иного порядка – управляемые лыжи скользят, игнорируя повороты руля, несмотря на подрезы – отформованные продольные выступы на подошве. По этой же причине нужно аккуратно пересекать отрезки оголенного асфальта – на них снегоход управляется по курсу очень плохо.

В «продвинутой» местности снегоходы имеют свои собственные транспортные развязки.

Несомненное преимущество – заправляться в час пик могут сразу два снегохода.

Чисто автомобильный недостаток: управлять снегоходами «под хмельком» нельзя! Даже в самых холодных странах…

Снегоход способен легко двигаться в общем потоке транспорта – был бы снег на дороге. Но ни в одной стране Европы это не разрешается. В населенных пунктах для снегоходов есть свои «трассы».

Сильное звено

Большого уважения заслуживает ходовая часть снегомобиля (snow mobil – так называется этот транспорт в англоязычных странах). Энергоемкая, с большими ходами подвеска отлично отрабатывает неровности пути – а они, несмотря на ровный снежный покров, могут быть весьма существенными. Однако ни одного пробоя за все время теста не было. Выдерживает подвеска и небольшие прыжки с «трамплина».

При быстрой езде на часто повторяющихся волнах тряска все же ощутима, особенно на заднем сиденье. В таких случаях водителю лучше привставать на подножках по-мотоциклетному, а наш задний пассажир такие участки проезжал, опираясь руками на специальные ручки.
Порадовало еще одно обстоятельство. Благодаря энергоемкости подвески аппарат не выглядит «холодцом» – не раскачивается, держится собранно при маневрах, не приседает, если по-мушкетерски прыгнуть в «седло».

Климатический комфорт пассажира сводится к двухрежимному подогреву ручек и ветрозащитному щитку.

Чтобы использовать управляемый занос на туристическом снегоходе, нужны особые навыки и гарантированно ровная трасса.

С комфортом проблемы…

Климат-контроля и стереосистемы на этом транспорте никто и не ожидал. Однако через десять минут езды заметил, что рукам даже через перчатки стало горячо. Пришлось переключить подогрев ручек на меньший режим – всего их два. Подогревается и гашетка акселератора, но для нее предусмотрен один режим нагрева.

Задний пассажир, облокотившись на регулируемую спинку, поначалу лихачил – ехал без перчаток, укрывая пальцы за удобными пластиковыми кожухами. Однако уже после разгона до 30 км/ч он отбросил городское пижонство и потребовал рукавицы, а затем и подогрев ручек (он у пассажира тоже есть) включил на максимальный режим: набегающий поток морозного воздуха – не шутка. При этом аэродинамика транспортного средства в целом заслуживает похвалы. Даже на скорости более 80 км/ч воздух не задувает за пластиковый обтекатель, и экипаж сидит, будто в невидимом коконе. Естественно, шлем при этом обязателен, хотя опущенное «забрало» для заднего седока – дело добровольное. Кстати, организующее воздушный поток лобовое «стекло» на самом деле изготовлено из эластичного даже на морозе акрилового пластика, который не ломается при случайном контакте с препятствиями.

С багажниками у мотонарт негусто – кофр позади сиденья и бардачок у ноги водителя. 

Под капотом – мощный 4-тактный двигатель с распределенным впрыском топлива.

Третья точка опоры мотонарт – прочная резиновая гусеница, подвешенная на рычагах.

Пригоден!

Заглушив моторы и стянув с головы мокрые от пота подшлемники, мы пришли к единому мнению: снегоход можно назвать универсальным зимним транспортом, который пригоден и для активного отдыха, и в качестве средства передвижения по делам и для поездок на работу, особенно если вы – лесник, егерь или геолог. Необходим только один важный природный фактор – обилие снега, которого у нас, к сожалению, практически нет. Кстати, в Заполярье для этого вида транспорта предусмотрены даже специальные прицепы.

Резюме

Плюсы

Минусы

  • Динамика
  • Относительная компактность
  • Удовольствие от вождения
  • Необходимость наличия снега
  • Невозможность двигаться по дорогам общего пользования
  • Отсутствие крыши

Polaris

Общие данные

Тип кузова

открытый

Дверей/мест

-/2

Габариты, Д/Ш/В, мм

3277/1219/1346

Колея лыж, мм

1080

Масса сухая, кг

287

Объем багажника, л 

Емкость бака, л

38,6

Двигатель

Тип

бензиновый четырехтактный

Система охлаждения

жидкостная

Расп. цил.

R2

Объем, см куб.

750

Мощность, л. с.

80

Трансмиссия

Тип привода

задний

КП

вариатор

Ходовая часть

Тормоза задние

гидро, дисковые

Подвеска передняя/задняя

независ./независ.

Эксплуатационные показатели

Максимальная скорость, км/ч

120

Стоим. тест. снегохода, грн.

96 000

Игорь Широкун
Фото автора и Юрия Дацыка