X

Porsche 911 GT3 SuperCup/Cayenne Turbo: Сквозь огонь, тосол и выхлопные трубы

Porsche 911 GT3 SuperCup/Cayenne Turbo

Так можно перефразировать крылатое выражение, чтобы охарактеризовать партнерство Mobil 1 и Porsche. На бешеной скорости и пределе человеческих возможностей мне посчастливилось ощутить, как они празднуют 10-летие сотрудничества.

Мы едем в Лейпциг, но не на матч нашей футбольной сборной. Сегодня мы попадем на завод Porsche, а что еще интереснее – на закрытые полигоны, где на разных моделях этой марки попытаемся определить возможности техники и масел Mobil 1.

Камушек в праще

У дороги кружит пара Carrera GT. Когда их моторы взвывают на старте, внутри все сжимается от восторга. Легкий среднемоторный суперкар мигом уносится к первому повороту, где в эффектном скольжении оглашает визгом шин всю округу. Да, жаль, что эти красавцы – уже история. Заказы на Carrera GT не принимают, а производство сворачивается.

А вот и объявляют список везунчиков, которым посчастливится на них поездить. Но оказалось, мне уготована иная участь.

Ба, да это же тот самый рыжий демон 911 GT3 SuperCup! Он приводил меня в недоумение своей поперечной устойчивостью, когда я следил за его «кольцеванием» с верхнего этажа 32-метровой башни Porsche-центра. Как машине удавалось с такой скоростью нестись к выходу из поворота Curve di Lesmo?

Понял я это спустя пару минут. Надеть подшлемник, шлем, пролезть между трубами каркаса… Еще не стартовав, чувствуешь, как кровь превращается в адскую смесь адреналина и любопытства. Сердце колотится едва ли ровнее, чем спортивный мотор, который ненавидит холостой ход. Он плюется топливом, троит и дергается. В салоне гул и тарахтение. Ни дать ни взять – развалюха. Наконец 6-точечный ремень затянули и с жутким грохотом захлопнули дверь.

Гонщик дает газу – дергаясь и кряхтя машина проезжает по питлейну. Может, это списанная машина? Но тут в один миг все меняется. Газ в пол – и 911 GT3 SuperCup… Вас никогда не интересовало, как себя чувствует камушек, выпущенный из суперрогатки? Я это понял в те пять–семь секунд, которые мы неслись к первому повороту Parabolica. Очень хочется вдохнуть, но не получается: грудная клетка с такой силой давит на легкие, что это становится непростой задачей. Быстро понимаю свою ошибку и дышу в ритм. Тормоз – вдох, разгон – выдох. Теперь понятно, почему в гоночных авто коробка переключается следующим образом: вперед – понижение, назад – повышение. Это не просто удобнее, а физически много легче, а иногда – попросту возможно.

А парень-то попался боевой! На выходе из виража еле вписались, захватив кусок газона. Он же как ни в чем не бывало летит дальше. По прямой на третьей гари – и снова мир куда-то пытается убежать, а полотно дороги шириной в 12 м сужается до узенькой тропинки.

Черта с два в тот момент я помнил, что та связка виражей впереди носит имя Mobil 1 S. Это потом я узнал, что ее делали по образцу шиканы в Нюрбургринге. Впрочем, каждый поворот омологированной в FIA тестовой трассы Porsche заимствован у самых известных мировых треков.

Пилот лихо пишет траекторию по поребрикам, и, почти не поворачивая, мы вылетаем на прямую. Впереди та самая дуга, атаку которой я наблюдал с верхотуры. Боковое ускорение оказалось не таким уж и немыслимым. Низкий центр тяжести дает о себе знать. Да и вес машины – чуть более тонны. Но в тот момент меня больше волновало, как мы попадем в вираж Bus Stop. Короткий левый – еще ничего на фоне правого 90-градусного. Плюс какая-то добрая душа положила покрышки по краям поворота. Так что резать углы не получается. Помните, что от виража Mobil 1 S все время, в том числе на дуге, мы ускорялись? Так что к воротам из шин, что называется, «валили не по-детски». Это что-то в районе от двухсот до трехсот. Тормоза в пол, но даже работы «керамики» здесь не хватает. И чтобы заставить широкие слики с циклопическим усилием прижаться к дороге и затормозить мотором, пилот с пятой трижды толкает рычаг вперед. И на второй, с максимально загруженными передними колесами, все же вписываемся между двумя столбиками из шин. Гол! Тьфу ты, как там… Ура! В общем, едем дальше.

Полный ход по прямой. Но в этот раз, пройдя две трети участка, резко уходим вправо с уже знакомым варварским торможением мотором. Каково там ему, бедному? Тут дорога резко задирается к небу, с коротким заносом вылетаем на гору, а там после зигзага Laguna Seca все заново.

Ох и тяжелая это работа – быть автогонщиком, а еще хуже – его гоночным автомобилем. И чтобы в такой дикой скачке каждый раз добираться до финиша, надо быть на все сто уверенным в защите силового агрегата. Видно, не зря уже десяток лет Porsche доверяет судьбу своих машин маслу Mobil 1. Ведь все четыре ключевых козыря технологии SuperSyn здесь очень кстати. Защита от износа даже в экстремальных режимах важна и для обычного водителя, причем не только Porsche. Да и сохранение стабильных параметров масла при температуре от –40° до +204°С для мотора значит многое, как и уменьшение отложений и нагара в двигателе. Спортсменам важно снижение потерь на трение, чтобы сэкономить доли секунд на трассе, а простым водителям – топливная экономичность. После всего случившегося я уже не задаюсь вопросом, зачем покупать Mobil 1 0W-40…

Грязные подвиги

Перед нами отодвигаются явно тяжеленные металлические ворота. Рация шипит и слышится голос инструктора: «Будьте внимательны, не покидайте колонну! Мы въезжаем на полигон, принадлежащий Бундесверу. Частным лицам здесь находиться запрещено. Гости Porsche – единственное исключение». Въезжаем в этот запретный мир, а там… Я с трудом могу себе представить человека, который отдал около сотни тысяч евро за Cayenne и загнал бы свой сверкающий, например 450-сильный Turbo, в такие буераки!

И не успел я опомниться, как передо мной появилось самое впечатляющее препятствие. Инструктор уточняет, все ли блокировки включены и задействована ли пониженная у Cayenne. Все в порядке. А в чем дело-то? В ответ он показывает на гору. Дескать, давай, поднимайся. Признаться, жутко на незнакомой высокой машине вытворять такое. Капот задирается вверх, перед глазами только небо. Я фактически лежу на спинке сиденья. Куда едем, как удается ехать вообще – полная загадка. А каково мотору с коробкой, и думать не хочется. Хотя там же Mobil 1! Его технология SuperSyn призвана спасать мотор при высоких нагрузках. А мне главное рулем не крутить – как-никак уклон 35°. Несколько секунд подъема как прессом впечатались в память.

Еще запомнился штурм пары «хребтов». Въедешь на них прямо, и ни пневмоподвеска, ни клиренс в 27,5 см не спасут. Хотя и по диагонали двигаться страшновато. Но «надзиратель» смело машет рукой. Переднее колесо прошло бугор и зависло в воздухе. Электроника перекинула момент, и Cayenne снова двинулся. Все это черепашьим шагом. И вот машина как на весах закачалась на вершине, зависнув на левом заднем и правом переднем колесах. Качнулись и, мягко приземлившись, едем дальше. Впереди тоже не «семечки», но проще. Тут и раздолбанный проселок, и почти полуметровые «ванны» бурой грязи.

На финише даже не поверилось, что в пути мы были целый час. Кажется, что успели только тронуться и остановиться, но масса впечатлений говорит об обратном. Теперь я верю и в то, что Cayenne – не просто красивый «паркетник», и в то, что высокотехнологичное масло Mobil 1 0W-40 необходимо не только спорткарам. Даже когда мы двигались со скоростью до 10 км/ч, тормозили мотором на крутом спуске или форсировали перекаты, мотор работал с серьезной нагрузкой. А ведь Cayenne Turbo, который только что чуть не на брюхе полз по буеракам, спустя минуту может лететь по автобану со скоростью 266 км/ч!

 Блиц-интервью 

Брюс Кровли (Bruce Crawley)
Технический директор по автоспорту

«АЦ»: Насколько масла Mobil 1 улучшают спортивные результаты?

Б. К.: Это непростой вопрос. Назвать определенные цифры прибавки лошадиных сил или сказать, насколько быстрее едет машина, невозможно. Но в каждом спортивном достижении есть вклад Mobil 1. Это масло обеспечивает работу мотора в предельных режимах настолько, насколько это необходимо.

От работы с гоночными командами мы получаем многое. Ведь в гоночных авто применяются самые современные технологии моторостроения, и, создавая для них масло, мы готовимся к тому, что будет необходимо серийным моторам завтра.

«АЦ»: Какие технологии пришли в серийные автомобили и их масла из мира гонок в последние годы?

Б. К.: Прорыв технологии происходит не так уж часто. Но прогресс постоянный, и развитие масел идет с ним в ногу. Именно для этого мы и применяем в спортивных автомобилях наше масло. Наиболее существенным можно назвать создание нынешнего поколения масла Mobil 1 0W-40 с технологией Super Syn, которая пришла из Формулы. Именно такое масло залито сегодня в моторы экстремально-гоночного прототипа Porsche RS Spyder и 911 Michelin Supercup, а также серийных 911, Carrera GT и Cayenne. Масла у них в самом деле идентичны.

 Porsche 911
Общие данные
Тип кузовакупе
Дверей/мест2/2
Габариты, Д/Ш/В, мм4427/1808/1280
База, мм2355
Колея передн./задняя, мм1486/1511
Клиренс, мм
Масса снаряж., кг1150
Объем багажника, л
Объем бака, л90
Емкость масляной системы, л/масло10,3/Mobil 1 0W-40
Двигатель
Типбенз. с распр. впр.
Расп. и к-во цил./кл. на цил.Boxer 6/4
Объем, см куб.3598
Мощность, кВт (л.с.)/об/мин294(400)/7300
Макс. кр. мом., Нм/об/мин400/6500
Трансмиссия
Тип приводазадний
КП6-ст. кулачковая
Ходовая часть
Тормоза передние/задниедиск. вент. 6 поршн./диск. вент. 4 поршн.
Подвеска передняя/задняянезав./незав.
Усилитель рулягидро
Шины передние/задние24/64-18 / 27/68-18
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч~ 310
Разгон 0–100 км/ч, с~ 3,5
Расх. трасса-город, л/100 км> 20
Стоимость тестируемого автомобиля130000 евро
Цена баз. версии130000 евро

 Porsche Cayenne Turbo
Общие данные
Тип кузова (дверей/мест)универсал (5/5)
Габариты Д/Ш/В, мм4786/1928/1699
База, мм2855
Клиренс, мм157–273
Масса снаряженная/полная, кг2355/3080
Типбенз. с распр. впр. турбо
Расп. и к-во цил./кл. на цил.V8/4
Объем, см куб.4511
Мощность, кВт (л. с.)/об/мин331(450)/6000
Макс. кр. мом., Нм/об/мин620/2250-4750
Тип привода/КПполный/ 6-ст. авт.
Подвеска передняя/задняянезав./незав.
Шины255/55 R18
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч266
Разгон 0–100 км/ч, с5,6
Расх. трасса-город, л/100 км11,9–21,9

Андрей Волощенко
Фото автора, Porsche и ExxonMobil

Редакция благодарит представительство ExxonMobil в Украине за помощь в организации поездки