X

Тест кареты: Вперед в прошлое!

С чего начинался автомобильный транспорт? Правильно, с карет. Этих больших закрытых комфортабельных четырехколесных экипажей на рессорах, с окнами, дверцами и ступеньками. Давайте обратимся к истокам и выясним, как далеко ушел современный автомобиль от своего прародителя. А для этого перенесемся в первую половину XVIII века и протестируем конный экипаж.

С чего начинался автомобильный транспорт? Правильно, с карет. Этих больших закрытых комфортабельных четырехколесных экипажей на рессорах, с окнами, дверцами и ступеньками. Давайте обратимся к истокам и выясним, как далеко ушел современный автомобиль от своего прародителя. А для этого перенесемся в первую половину XVIII века и протестируем конный экипаж.

С чего начинался автомобильный транспорт? Правильно, с карет. Этих больших закрытых комфортабельных четырехколесных экипажей на рессорах, с окнами, дверцами и ступеньками. Давайте обратимся к истокам и выясним, как далеко ушел современный автомобиль от своего прародителя. А для этого перенесемся в первую половину XVIII века и протестируем конный экипаж.

Даймлер с Бенцом, создатели автомобиля, и изобретатель двигателя Отто еще пешком под стол ходили, когда по дорогам мира носились шикарные конные экипажи. О них могли упомянуть в светской хронике, но специализированной прессы не было. Нам очень уж захотелось оценить ходовые качества кареты, а заодно представить, как бы выглядела работа тест-пилота в прошлом. К счастью, отличные экземпляры этого гужевого транспортного средства сохранились и до наших дней. Мы отправились в загородный конно-спортивный клуб «Ранчо Боливар».

Для господ и дам

Выбранная для тест-драйва карета, поблескивая черным лаком, производит достойное впечатление. Пожалуй, даже лоснящийся черными бортами «шестисотый» с его 517-ю «лошадьми», упрятанными под капот, проиграет в сравнении с парной упряжкой в черной сбруе, запряженной в наш экипаж. И уж наверняка даже лимузин не предоставит столько места в салоне. Сказать, что здесь просторно, значит не сказать ничего. Садитесь хоть в цилиндре, и запросто можете закинуть ногу на ногу! Пассажиры могут расположиться рядом или визави, пересесть прямо в движении. И для этого не требуется каких-то хитрых трансформаций, которыми сегодня так любят хвастаться конструкторы минивэнов – только простота и функциональность!

А вот конфигурацию кузова у тестируемого экземпляра изменять можно. Полностью закрытый экипаж легко превратить в полуоткрытый пафосный ландоле, сложив кожаный тент над вторым рядом сидений. В этом случае жестким верхом закрыта только передняя часть салона. Но и ее можно сложить вместе со стеклами, сделав карету полностью открытой. А теперь назовите мне хоть один современный серийный автомобиль, с которым могут происходить такие метаморфозы!

Никакой шум мотора не мешает вести непринужденную беседу под мерное покачивание экипажа. Так что дополнительной шумоизоляции не требуется. А цокот копыт даже убаюкивает. Все для комфорта пассажиров. Карета однозначно ориентирована на человека, предпочитающего ездить с личным «шофером». Для любителей драйва – верховая езда или место кучера.

Пара гнедых

Ничто не перекрывает обзорность с места «водителя»! Высокая посадка позволяет просматривать дорогу поверх крыш легковушек. Что там сзади, непосредственно за каретой, видно не очень. Современному водителю помогают зеркала и задние видеокамеры. Впрочем, в давние времена не было проблем с парковками. Да и сегодня не так уж часто каретному экипажу приходится двигаться задним ходом. Ведь несмотря на большие размеры, его маневренность заслуживает всяческих похвал. Передняя ось хоть и целиком, но поворачивается почти на 90 градусов. Так что радиусу разворота позавидуют даже машины А-класса!

Разгон приносит удовольствие гнедым. Видно, что застоялась парочка. Спешит отбить копытами очередные километры. Управление очень острое и чувствительное. Малейшее движение вожжами находит отклик в сердцах и действиях гнедой пары в упряжке. А ведь как прост механизм! Он одновременно заменяет руль, педали и рычаг КПП. И все это имеет лишь один, но очень эффективный усилитель – узду! Она, конечно, причиняет коням боль, но и заставляет их лучше слушаться и быстрее выполнять команды. Без нее порой трудно удержать эту махину в повиновении. Тут одной лаской не обойдешься. А вот усилить эффект голосовыми командами можно. А попробуйте приказать современному автомобилю поворачивать резче или ехать быстрее! Как ни ломают инженеры головы, но пока могут научить автомобильные компьютеры выполнять лишь простейшие голосовые команды, но никак не управлять машиной.

Длинное дышло обеспечивает жесткую связь коней с каретой, и на затяжном спуске она начинает подталкивать гнедых. Что ж, поможем им. Замедлить экипаж позволяют две (!) педали тормоза, каждая из которых тормозит колеса своей оси. Похожий принцип распределения тормозного усилия применяется на современных болидах Формулы-1. Все четыре дисковых тормоза отлично справляются со своей работой даже без помощи ABS и других электронных «штучек»!

Дефекты дороги, конечно, ощущаются, но не в такой мере, как ожидалось. Подвеска, хоть и полностью зависимая, имеет не по одному (как на пикапах, некоторых внедорожниках и грузовиках), а по два пакета рессор на каждое колесо. Работая на встречных курсах, они неплохо демпфируют неровности. Огромные колеса, на сликах, не заставляют выбивать зубами дробь на наших дорогах. Вот только слишком больших выбоин стоит остерегаться – низкопрофильная резина хорошо пропускает удар на обод, а он деревянный, может повредиться. Кстати, шины цельные, поэтому совершенно не боятся проколов и не требуют контроля давления! Покрышка не подминается в крутых виражах и отлично продавливает снег и грязь. Так что используется она круглый год.

Экологические особенности

В современный образ жизни конные экипажи уже не вписываются. По динамике разгона, максимальной скорости и комфорту они не соперники автомобилю, да и содержание последнего не требует столь специфических условий. Зато для управления конным экипажем не обязательно иметь водительское удостоверение, а техпаспорт заменяет паспорт ветеринарный. К тому же, даже самые продвинутые компьютерные и навигационные приборы не располагают столь совершенным автопилотом – кони доставят владельца домой в любом состоянии.

Современные авто проигрывают битву за экологию. Все производители стремятся сделать моторы, соответствующие Евро 4. Гужевой же транспорт отвечает таким экологическим стандартам, которые недоступны самому «чистому» авто с ДВС. Даже «выхлоп» – и тот временный, а его запах быстро уносит свежий ветерок. Мало того что конный экипаж использует растительное «топливо», так он еще и вырабатывает удобрение. Правда, иногда оно производятся в общественном месте, и это вызывает неудобство.

 Комплектация тестируемой кареты

Кожаные крылья и часть крыши Окраска «черный лак» Золотистый кант Опускающиеся стекла в дверях Складной верх Велюровый салон Фары «Ручник» Отделка из натурального дерева

Высокая экологическая чистота
Неприхотливость и простота конструкции
Отличная маневренность
Требует особых условий содержания
Невысокие динамика и скорость

 Для дальних путешествий

Помните дилижансы из фильмов про ковбоев? Их тип кузова еще называют берлина. В принципе, ничем не отличается от кареты. Кузов только закрытый и максимально приспособленный для длительных поездок на большие расстояния.

 Слетанная пара

Правый конь (по ходу движения, на фотографии слева) называется «бороздный», левый – «подручный». Если лошади с самого начала ходят в паре, то их слаженной работе может позавидовать иной гоночный экипаж. Если коня использовать в упряжке как с одной, так и с другой стороны, то он сможет работать в любом месте. Заставить же постоянного «бороздного» идти слева, а «подручного» – справа очень сложно.

 Карета
Общие данные
Тип кузоватрансформер
Дверей/мест2/6 – 8
Габариты Д/Ш/В, мм4200*/1820/2080
База, мм2820
Колея передн./задн., мм1430/1430
Клиренс, мм28
Масса снаряж./полн., кгзависит от упитанности коней
Объем багажника, лнебольшой
Объем бака, лне нужен
Двигатель
Типмышечная тяга
Мощн., кВт (л. с.)/об/мин1,47(2)/со старта
Макс. кр. мом.,зависит
Нм/об/мин от породы коней
Трансмиссия
Тип приводавнешний
КППбесступенчатая
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.диск./диск.
Подвеска передн./задн.зав./зав.
Усилительмеханический
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/чзависит от силы коней
Разгон 0 – 100 км/ч, счем круче гора, тем быстрее
Расх., кг/время15 кг сена + 4 кг овса/день
Гарантияпожизненная
Периодичность ТО, кмежедневно
Стоимость ТО, грн.бесплатно
Стоимость тестируемой кареты, грн.72793 **
*Без учета длины лошадей и дышла
**Только кареты (по курсу НБУ на 30.03.06)

Конкуренты

 Телега
Древнейший тип гужевого транспорта широко используется и по сей день. В основном – для перевозки груза. У кочевых народов распространена закрытая версия – кибитка.

 Тачанка
Рессорная конная повозка с открытым легким кузовом для парной упряжки. С усиленной упряжкой (3-4 лошади) в Гражданскую войну использовались как подвижные площадки под пулеметы.

 Фаэтон
Легкий 4-колесный рессорный спортивный экипаж, который, в отличие от тачанки, оборудован откидным верхом. Запрягают парой лошадей или четверкой цугом. Спортивный вариант – багги.

Дмитрий Чабан
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит конно-спортивный клуб «Ранчо Боливар» за лошадей и кареты, предоставленные для теста, а также за помощь в организации съемки