X

Тест-драйв BMW ALPINA: Большая философия небольшой компании

Как небольшая частная компания прошла путь от изготовителя печатных машинок до производителя быстрых и роскошных эксклюзивных автомобилей, поставщика и коллекционера изысканных вин и победителя кузовного чемпионата АDAC GT Masters, мы узнавали на родине ALPINA – в Бухлое.

Как небольшая частная компания прошла путь от изготовителя печатных машинок до производителя быстрых и роскошных эксклюзивных автомобилей, поставщика и коллекционера изысканных вин и победителя кузовного чемпионата АDAC GT Masters, мы узнавали на родине ALPINA – в Бухлое.

Как небольшая частная компания прошла путь от изготовителя печатных машинок до производителя быстрых и роскошных эксклюзивных автомобилей, поставщика и коллекционера изысканных вин и победителя кузовного чемпионата АDAC GT Masters, мы узнавали на родине ALPINA – в Бухлое.

Ровно 50 лет назад, в 1961 году, Буркард Бовензипен повысил отдачу мотора BMW 1500 с ­80-ти до 90 л. с., установив двойной карбюратор Weber и усиленный коленвал. Именно эти детали, олицетворяющие лозунг «больше мощности и крутящего момента», украшают герб компании ALPINA. Название перешло от компании его отца, которая производила офисную технику.

Философия роскоши

Независимая компания ALPINA c 1961 года сотрудничает с BMW AG. И процесс создания ALPINA интегрирован в процесс производства BMW. В Мюнхене осуществляется продувка обвесов в аэродинамической трубе, покраска и лакировка кузовов, установка комплектующих. О равноправии сторон говорит использование на машинах обоих логотипов и написание BMW ALPINA. Но продукция BMW рассчитана на массового покупателя, а подразделение M GmbH удовлетворяет амбиции тех, для кого превыше всего спортивность. BMW ALPINA же рассчитаны на любителей комфортных и быстрых, но изысканных и роскошных авто, в которых даже самая маленькая деталь тщательно отделана, а используемые материалы по-своему эксклюзивны. Строчки на руле сделаны не крестиком, а идут параллельно, что намного приятнее для рук. Лавровое дерево «Мюрте» доставляется из Калифорнии. Тонкой выделки кожа LAVALINA дышит открытыми порами, так как не подвергается термообработке и красится без химических добавок. Ею вам обтянут любую мелочь, сымитировать могут даже карбоновые панели. Было дело, заднюю часть салона отделали специально для перевозки собаки – шикарный, скажу я вам, получился вид. В общем, в Бухлое пытаются удовлетворить любою прихоть заказчика, если только она не идет в разрез с безопасностью.

Свой вклад в дело компании внесла и Украина. По заказу наших клиентов появились бордовый и темно-синий тенты кабриолетов, окрашенные тормозные суппорты, руль с утолщением обода, двухцветной прошивкой и отделкой, контрастная окраска кузовов…

Аэродинамические обвесы ALPINA не будоражат воображение хулиганским видом и не демонстрируют повышенную агрессию. Но несмотря на скромный вид, передний и задний спойлеры существенно уменьшают подъемную силу, а дополнительные воздуховоды обеспечивают лучшее охлаждение мощного мотора.

Сдвоенные овальные выхлопные трубы играют не только эстетическую роль, но и обеспечивают характерный звук. Жители Бухлое иногда жалуются на шум, ведь каждый, кто садится за руль BMW ALPINA, старается ощутить огромную мощь мотора и силу звука выхлопа. На самом деле даже на максимальных оборотах это скорее бархатистый рокот без истеричных ноток.

В каждой BMW ALPINA ощущается роскошь и высокое качество ручной работы. В салоне вы увидите руль с кнопками переключения передач Switch-Tronic (на «автомате»), ромбы и фамильные гербы в отделке, табличку с индивидуальным номером авто…

… еще одной отличительной чертой ALPINA являются синие циферблаты приборов и шкала спидометра, заходящая за 300 км/ч. Теперь его оцифровка начинается не с 20 км/ч, как обычно, а с 30-ти и идет через 30 км/ч. А зачем скромничать при таких показателях?

Философия мощности

В моторах ALPINA применяются усиленные поршни Mahle и валы, турбины большего диаметра и собственный софт управления. Развитый пакет охлаждения мотора и коробки включает интеркулер, дополнительные водяные и масляные радиаторы, более мощный вентилятор с электроприводом.

Двигатели проходят климатические испытания от –30°С до +40°С и «наматывают» десятки тысяч километров на моторном стенде. Тестовые машины днями гоняют по трекам на максимальной скорости, останавливаясь лишь для заправки и смены водителей, и получают благословение «Северной петлей» Нюрбургринга. Но главный испытательный полигон – это обычные дороги вблизи завода: с неровностями асфальта, извилистыми участками, горными серпантинами, петлями развязок и автобанами без ограничений скорости.

Для комфортной езды и точной управляемости на высоких скоростях лишние килограммы не нужны. По­этому в специально разработанных для ALPINA летних и зимних шинах Michelin не используется технология RunFlat, а колесные диски у ALPINA оригинальные, производства BBS. Они имеют по 20 спиц – собранных в пять лучей (Dynamic) либо равномерно рассредоточенных по всему колесу (Classic). Классический рисунок стал визитной карточкой ALPINA в 1971 году, с появлением облегченной версии BMW 3.0 CSL.

На ALPINA на 10 мм занижают клиренс авто, перенастраивают активную подвеску Dynamic Drive и электронно управляемые амортизаторы, меняют алгоритм работы xDrive на полноприводных моделях, используют спортивные настройки рулевого управления и вспомогательных электронных систем.

 

С 1993 года компания ALPINA предлагает технологию Switch-Tronic, в которой переключение передач осуществляется кнопками на руле. До недавнего времени они размещались с лицевой стороны спиц, теперь же – на тыльной.

С 1993 года компания ALPINA предлагает технологию Switch-Tronic, в которой переключение передач осуществляется кнопками на руле. До недавнего времени они размещались с лицевой стороны спиц, теперь же – на тыльной.

Набивая альпиновский VIN, номер кузова, присвоенный BMW, перечеркивают, но он остается читабельным. Ведь на детали BMW сохраняются гарантийные обязательства.

В былые времена именную табличку «прятали» под пепельницей. Теперь ее крепят под потолком, а в кабриолете В6 S Bi-Turbo –  в центре спинки заднего дивана.

Философия экономии

Представительские седаны BMW ALPINA B7 Bi-Turbo с задним и полным приводами и их удлиненные версии Long показывают, что ограничители могут быть сняты как в плане роскоши и оснащения, так и скоростных возможностей. Новые авто при одинаковых характеристиках стали быстрее и развивают не 280 и 270 км/ч, а 302 и 300 км/ч соответственно.

Еще во времена нефтяного кризиса ALPINA занялась постройкой экономичных бензиновых моторов. В 1981 году она победила в своем классе в марафоне экономичности Shell, а с 1985-го серийно применяет металлические катализаторы. С 1999 года в бизнес-классе присутствует самый мощный дизельный седан – D10 Bi-Turbo. На трассе такую машину на базе новой, 5-й серии легко узнать по противотуманным фарам в переднем бампере. В бензиновом авто на их месте находится воздушный канал для дополнительного масляного радиатора.

Коллектив компании трудится как одна семья. Некоторые мастера работают по 30–40 лет. За 33 года работы Вольфганг Шатц собрал порядка 2500 моторов.

У немцев название Бухлое не вызывает никаких ассоциаций, но когда видишь вязь, которой скульптор изобразил имя города, закрадываются сомнения в его трезвости.

Впервые на BMW ALPINA подъемная сила на задней оси В6 S Bi-Turbo после 150 км/ч стремится к нулю!

Философия удовольствия

Насколько плотно в BMW ALPINA переплелись роскошь и удовольствие, продемонстрировал нынешний «шеф» ALPINA, Андреас Бовензипен – сын основателя компании. Накануне вечером он жаловался на насморк, но уже на следующий день взял ключи от новенького кабриолета В6 S Bi-Turbo, убрал крышу, отключил динамическую систему контроля устойчивости, включил режим Sport+ и, не жалея задних покрышек, скупыми точными движениями отлавливая гуляющую под натиском 730 Нм корму, стал «отжигать по полной». Ведь и для него это авто новое.

Кабриолет В6 S Bi-Turbo первым примерил элементы аэродинамического обвеса из карбона и титановую выхлопную систему Akrapovic. Она легче стандартной из «нержавейки» на 45% и великолепно звучит благодаря так называемому динамическому тахометру, когда специальные заслонки создают глухой хлопок при переключении коробки. Ведь 8-ступенчатый «автомат» ZF не допускает толчков и заминок.

Можно было бы полностью положиться на автоматику, если бы не фирменная система переключения Switch-Tronic. Как только берешь руль хватом «без пятнадцати три», на тыльной стороне спиц пальцы автоматически ложатся на две маленькие кнопки. На правой спице повышаешь передачу, на левой – понижаешь. Но АКП все равно не дает включить слишком высокую ступень и тут же реагирует на кик-даун. Для мгновенного ускорения вместо трех-четырех движений пальцем достаточно одного – правой ногой.

Узкие ленты дорог, извивающихся между полями, стремящаяся к нулю температура и летние покрышки – далеко не оптимальные условия для теста заднеприводных машин, мощность моторов которых превышает 500 л. с., а граница максимальной скорости лежит за отметкой в 300 км/ч. Но все же, включая режимы Sport и Sport+, обостряем реакции автомобиля и «зажимаем» подвеску. После этого BMW ALPINA позволяет на 240 км/ч сделать рулем безрассудные «туда-сюда» и не «собрать» при этом придорожные ограничительные столбики. Быстрее? Пожалуйста! Во всем диапазоне скорости машина словно прилипает к дороге. А в режимах Comfort или Comfort+ можно наслаждаться спокойными, но точными реакциями и плавной ездой в роскошном салоне.

Нынешнее поколение BMW ALPINA D10 Bi-Turbo дебютировало в этом году на автосалоне во Франкфурте. Характеристики универсала – 5,3 с до 100 км/ч, «максималка» – 266 км/ч.

Помимо фирменных цветов ALPINA – Blue и Green, кузов можно окрасить в любой из цветов BMW Individual. Фирменные деколи (наклейки) можно и не заказывать.

Философия семьи

На новом BMW естественно приехать в дом, построенный в стиле хай-тэк, забросить баварские сосиски в ультрамодную печку, достать бутылку баварского пива из навороченного холодильника и усесться перед огромным экраном высокотехнологичного телевизора. А вот BMW ALPINA хочется оставить на дорожке перед небольшим домиком в альпийском стиле и расположиться перед камином с бокалом Chateau Lafite-Rothschild, Sassicaia, Anselmi или Nino Franco. Видимо, и правда, что, кроме повышенной мощности, «чумовой» скорости, высочайшей рос­коши, в каждую машину из Бухлое вкладывают частичку семейных ценностей! И у кого во дворе вы встретите столько новеньких BMW ALPINA, как не у основателя компании Буркарда Бовензипена? Ведь его дом находится прямо на территории предприятия.

Дизельная D10 Bi-Turbo набирает 100 км/ч за 5,2 с, разгоняется до 270 км/ч и обещает в среднем расходовать 6,2 л/100 км.

Новая BMW ALPINA В6 S Bi-Turbo горячим «дыханием» 540-сильного V8 согревает нас в холодный туманный день.

Очередная фишка ALPINA – спрятанный под центральной крышечкой сосок колеса на классическом диске.

За рулем кабриолета В6 S Bi-Turbo нынешний «шеф» ALPINA – господин Андреас Бовензипен – словно сбросил пару десятков лет и «отжигал по полной». Как во времена своей спортивной карьеры в 1987 году в кузовном чемпионате за рулем BMW ALPINA M3 Gruppe A.

BMW ALPINA

B6 S Bi-Turbo

D5 Bi-Turbo

Общие данные

Тип кузова

кабриолет

седан

Дверей/мест

2/4

4/5

Габариты, Д/Ш/В, мм

4894/1894/1374

4905/1860/1469

База, мм

2855

2968

Колея передн./задн., мм

1594/1637

1599/1599

Масса снаряженная/полная, кг

2020/2430

1840/2430

Объем багажника, л

300/350

520

Объем бака, л

70

70

Двигатель

Тип

бенз. с непоср. впр. битурбо

диз. с непоср. впр. битурбо

Расп. и к-во цил./кл. на цил.

V8/4

R6/4

Объем, см куб.

4395

2979

Мощность, кВт(л. с.)/об/мин

397(540)/5500

257(350)/4000

Макс. кр. мом., Нм/об/мин

730/3000–4750

700/н. д.

Трансмиссия

Тип привода

задний

КП

8-ст. авт.

Ходовая часть

Тормоза передние/задние

диск. вент./диск. вент.

Подвеска передняя/задняя

независ./независ.

Усилитель

электро

Шины летние передн./задн.

255/35 ZR20 / 285/30 ZR20

Шины зимние

255/35 R20*

Эксплуатационные показатели

Максимальная скорость, км/ч

317

270

Разгон 0–100 км/ч, с

4,8

5,2

Расх. трасса–город, л/100 км

8,0–15,9

5,5–7,5

Гарантия, лет/км

2/без огр. проб.

* Ограничение скорости – 255 км/ч.

Философия истории

C 1990 года компания ALPINA базируется в новом административно-производственном комплексе в Бухлое. Но фирма ALPINA Burkard Bovensiepen KG была основана в 1965-м в городке Кауфбойрен. Через десять лет, в 1975 году, она презентовала собственные модели BMW ALPINA: B6 2,8 (E21), B7 Turbo (E12), B7 Turbo Coupe (E24). В это же время компания начинает распространять свои машины через официальных дилеров BMW по всему миру. В 1983 году ALPINA получает статус автопроизводителя от Федерального Транспортного Агентства Германии и всем машинам, за исключением поступающих на рынок Америки, присваивает собственный VIN-код. Свои автомобили компания строила на базе практически всех легковых моделей BMW, включая родстеры Z1, Z4, Z8. Сегодня модельный ряд ALPINA базируется на авто 3-й, 5-й, 6-й и 7-й серий. В год производится 1000–1200 BMW ALPINA.

Характеристики B7 Turbo Coupe (E24) – 320 л. с., 520 Нм, 5,8 с до 100 км/ч и 265 км/ч – впечатляют и сегодня.

Даже эксклюзивный родстер Z1 может поднять свою значимость после посещения специалистов ALPINA.

Философия спорта

С 1968 года ALPINA регулярно участвует в автоспортивных состязаниях. За рулем этих машин выступали Ники Лауда, Джекки Икс, Дерек Белл, Джеймс Хант, Ганс Штук. В 1970 году ALPINA победила в европейском кузовном чемпионате, 24-часовой гонке Spa-Francorchamps и немецких чемпионатах. В 1­971-м компании поручили разработать новую облегченную версию купе BMW 3.0 CSL, а в 1973-м на этом авто Ники Лауда выигрывает европейский кузовной чемпионат (ЕТСС) и устанавливает абсолютный рекорд в 6-часовой гонке на Нюрбургринге. В 1977 году команда побеждает в Чемпионате Европы по кузовным гонкам на BMW ALPINA 3,5 CSL. В 1987-м ALPINA участвует в кузовном чемпионате (DTM) по группе A на M3 Gruppe A. Пилоты: Эллен Рор, Андреас Бофензипен, Фабьен Жиро, Петер Оберндорфер и Кристиан Даннер. В 2009-м компания возвращается в автоспорт, в соревнования по классу GT3 с BMW ALPINA B6 GT3. В этом году маленькая компания опередила именитых соотечественников Audi R8, Mercedes-Benz SLS и Porsche 911, итальянских «скакунов» Ferrari 458 Italia и «быков» Lamborghini Gallardo, а заодно и заокеанских «гадюк» Dodge Viper.

Достаточно длинная база «шестерки» дает преимущество в быстрых поворотах. Многие элементы кузова – из углеволокна, поэтому машина на 200 кг легче, чем даже авто 1-й серии. 

Мотор смещен на 13 см назад для лучшего распределения веса. Длинный передний свес позволяет продуктивно работать с аэродинамикой и направлением воздушных потоков.

Философия вина

Во время участия в соревнованиях команда Буркарда Бовензипена часто посещала районы Европы, славящиеся виноделием. Там вино закупалось ящиками и свозилось в погреб фирмы ALPINA. Вскоре его накопилось столько, что упот­реблять его без ущерба здоровью стало невозможно. Так и появился винный бизнес ALPINA. Сегодня он включает экспертный подбор вин для закупок, профессиональное хранение, дистрибьюторские поставки и розничную продажу. В приоритете – вина из Франции и Италии, но в прекрасном винном погребе под офисным зданием в Бухлое мы увидели напитки и из других стран. Как и в машинах, больше всего ALPINA ценит высокое качество дорогого вина – в сегменте от 6-7 и до 30 евро за бутылку. Поэтому клиентами ALPINA очень быстро стали частные ценители вин и дорогие рестораны люкс-класса в Германии. Коллекционированием и дистрибуцией вин Буркард Бовензипен с двумя своими сыновьями занялся в 1979 году. Сегодня 12% из примерно 60-миллионного годового оборота компании составляет винный бизнес, в котором задействованы 13 из 188 сотрудников компании ALPINA.

Постройка мощных моторов, а также коллекционирование и дистрибуция эксклюзивных вин составляют бизнес компании ALPINA.

Резюме

Кузов и комфорт

Практичность и простор кузовов BMW остались без изменений. На любой скорости в BMW ALPINA вы всегда едете с высоким уровнем комфорта. Даже в спортивном режиме на неровной дороге машину не трясет. Специально разработанные летние шины Michelin Pilot Super Sport рассчитаны на «чумовую» гонку за три «сотни» в авто весом более двух тонн с комфортом лимузина.Оригинальные колесные диски 20 и 21 дюймов, заниженные подвески и аэродинамические обвесы требуют более осторожного вождения.

Силовой агрегат и динамика

Мощность и крутящий момент V8 Bi-Turbo от BMW силами ALPINA подняты с 407 л. с. и 600 Нм до 540 л. с. и 730 Нм. Если вам нужны самые быстрые в своих классах авто, то это лишенные ограничителей скорости BMW ALPINA.Где в нашей стране безопасно получить кайф на скорости более 300 км/ч?

Финансы и оснащение

Для BMW ALPINA предлагается все оборудование, доступное для обычных BMW. При этом присутствует качество эксклюзивной отделки (аналогичную кожу можно встретить разве что в Rolls-Royse) и ручного изготовления, а также больше роскоши.Пакет внутренней отделки от ALPINA вполне может потянуть на 15000 евро. Цена BMW ALPINA в Украине стартует от 45900 евро за 214-сильный турбодизельный седан (Е90) D3 Bi-Turbo. Авто в новом кузове (F30) с аналогичным мотором в базовой конфигурации (184 л. с.), обойдется в 35750 евро.

Киев – Бухлое – Киев

Дмитрий Чабан
Фото автора