Toyota Land Cruiser 200 Т2: Марафонец
Пока мы готовили этот материал к печати, данный автомобиль участвовал во II этапе Кубка мира по ралли-рейдам в ОАЭ. Но об этом вы узнаете в следующем номере «АЦ», а сейчас разберемся, что собой представляет Toyota Land Cruiser 200 Т2, подготовленная украинской командой Sixt Ukraine.
Пока мы готовили этот материал к печати, данный автомобиль участвовал во II этапе Кубка мира по ралли-рейдам в ОАЭ. Но об этом вы узнаете в следующем номере «АЦ», а сейчас разберемся, что собой представляет Toyota Land Cruiser 200 Т2, подготовленная украинской командой Sixt Ukraine.
В любой спортивный автомобиль посадка не самая удобная, но это связано с безопасностью, без которой в автоспорте нельзя.
Эргономика? Чистый спорт!
Чтобы усесться в спортивный «ковш» Toyota LC 200 Т2, сначала необходимо перемахнуть через трубу каркаса безопасности, а далее самое сложное – зафиксировать себя шеститочечным ремнем безопасности. На все про все уходит не менее минуты, ведь здесь пристегнуться мало, нужно еще подтянуть лямки ремня, «впечатав» тело в кресло. Если этого не сделать, то после нескольких десятков километров в «боевом» режиме синяки от ремней обеспечены, да и в процессе езды, они немного ослабевают, и их необходимо периодически подтягивать.
Что касается оснащения салона, то от серийной модели здесь масса отличий. Так, на месте демонтированной музыкальной системы установлен блок с дополнительными приборами. Он включает в себя указатели давления и температуры масла в двигателе, уровня топлива в огромном 300-литровом бензобаке, а также отключения питания и активации системы пожаротушения. На торпедо перед правой «скамьей» размещено крепление навигационного оборудования, которым оперирует штурман. А над головами пилотов – блок переговорного устройства. Без него услышать друг друга в режиме гонки практически невозможно. На место штатных установлены спортивные сиденья, в которых отсутствуют привычные нам регулировки. Нужно что-то изменить в настройках кресла? Придется вооружиться гаечным ключом, как в некоторых старых грузовиках. Штатное рулевое колесо заменено спортивным, а подушки безопасности, как и шумоизоляция салона, демонтированы за ненадобностью. В остальном здесь все стандартно, даже запуск мотора происходит с помощью штатной кнопки.
Возвращение к истокам
По правилам категории Т2, во впускной системе установлен рестриктор (шайба, ограничивающая поток воздуха, поступающего в двигатель) диаметром 39 мм, что негативно сказалось на мощности 217-сильного турбодизеля. Рестриктор уравнивает спотсменов. Его диаметр зависит от многих факторов – типа привода, конструкции двигателя и даже статуса пилота. Чемпионам полагается меньше мощности. Рестриктор в тестируемой машине привел к тому, что примерно на 20% упал крутящий момент. После дебютного этапа Кубка мира 2010 года стало очевидно, что мощностные параметры, которые ниже стандартных, не позволяют уверенно чувствовать себя в песках, да еще и конкурировать с соперниками. В итоге программу управления двигателем перепрошили, причем спортивные и стандартные настройки мотора можно переключать одним нажатием клавиши. Стандартная прошивка используется, например, во время переездов со спецучастка к лагерю отдыха и наоборот, ведь в этом режиме автомобиль экономичнее. Чип-тюнинг дал возможность вернуть мощностные показатели к заводским, несмотря на рестриктор.
Но пора испытать машину в деле. Для этого мы отправились на кроссовую трассу в Пирогово. На Toyota LC 200 Т2 ее грунтовое «кольцо» можно проезжать, не переключаясь, все время на третьей передаче. Мотор не выходит из диапазона 1200–3600 об/мин, в котором как раз и развивается максимум тяги. А она здесь «паровозная» – уже с 1200 об/мин, то есть практически с холостых оборотов, доступен ее максимум в 438 Нм. Как заверил нас пилот этого автомобиля Вадим Нестерчук, из двигателя можно было выжать и больше, но это неизбежно уменьшило бы ресурс трансмиссии.
Аналогичный автомобиль, подготовленный на базе стандартной Toyota LС 200, в этом году финишировал 12-м(!) в абсолютном зачете «Дакара-2011».
По направлениям
Один из главных узлов в раллийном автомобиле – подвеска. Здесь ее позволенно менять для любого из классов, ведь стандартные амортизаторы не способны выдержать сумасшедшие нагрузки. В тестируемой Т2 штатные амортизаторы заменили Reiger Racing. И вместо одного на каждое колесо установлено по два, да еще с выносными баллонами. Кстати, амортизаторами именно этой фирмы оснащают свои машины «дакаровская» команда BMW X-raid и российские непобедимые КамАЗы.
Оценить достоинства раллийной подвески удалось в полной мере. Она проглатывает все – ямы, выбоины, небольшой трамплин. Удивительно, что после прыжка машина может так мягко приземляться. Правда, прыжками злоупотреблять нельзя, ведь автомобиль категории Т2 слишком тяжелый и, по сути, стандартный.
Очень понравилась управляемость автомобиля. Даже в режимах, близких к «боевым», он остается очень послушным и понятным, легко ставится боком в повороте и вытягивается газом. Даже не верится, что он такой огромный. Управляешь Toyota LC 200 Т2, не напрягаясь. Не обращать внимание на препятствия, непосильные для стандартного автомобиля, помогают и мощные защиты двигателя, коробки передач и картеров мостов. Так, за одним из поворотов нас ждал замерзший брод. Прочности льда не хватило, чтобы выдержать вес огромного внедорожника, но провалившись, машина, как ледокол, проломила перед собой оставшийся лед и помчалась дальше.
Болеем за наших
О том, насколько конкурентоспособной получилась спортивная Toyota LC 200 Т2 отечественной постройки, узнаем в ходе этого сезона, по прошествии нескольких этапов Кубка мира по ралли-рейдам. И может быть, именно за этот автомобиль с украинцем на борту мы будем болеть в легендарном «Дакаре» 2012 года.
Вадим Нестерчук Автоспортсмен, участник «Дакара» 2010 и 2011 года. Выступая за рулем техники категории Т2, важно найти баланс между скоростью и аккуратностью. Ведь в отличие от Т1, на котором мы проехали два «Дакара», в Т2 нельзя менять основные узлы и агрегаты. Сломал коробку или редуктор? Сход. Из разрешенных под замену во время гонки деталей – сцепление, приводы, поворотные кулаки и навесное оборудование. А основные узлы – мотор, КП и «раздатка» – пломбируются. И не дай Бог сорвать пломбу, например, о корягу – доказать ничего не удастся, снимут с гонки. Предстоящий Кубок мира покажет, на каком авто мы отправимся на «Дакар-2012». Если тест Land Cruiser 200 Т2 пройдет удачно, велика вероятность того, что его мы выберем основной боевой единицей на главный марафон года.
В отличие от Т1 в категории Т2 самое главное в гонке – не сломать автомобиль!
Резюме
Кузов и комфорт | |
Пристегнувшись шеститочечным ремнем безопасности, становишься с автомобилем единым целым. Подвеска жесткая, но потрясающе энергоемкая. | Неудобная посадка и отсутствие регулировок стеснят только обычного водителя, но не спортсмена. |
Силовой агрегат и динамика | |
Отличная тяга силового агрегата позволяет реже переключаться, сконцентрировавшись на управлении. | Из-за отсутствия шумоизоляции мотор очень хорошо слышен в салоне. В гонке это не проблема, экипаж общается с помощью переговорного устройства. |
Финансы и оснащение | |
Построить автомобиль категории Т2 для автоспорта недорого. Для этого необходимо приобрести стандартный авто и вложить в него до 1 млн. грн. | Цена схода в гонке для авто категории Т2 высока, поэтому для выступления на высоком уровне необходимо на каждую гонку устанавливать все новые узлы трансмиссии, что довольно дорого. |
Toyota LC 200 Т2 | |
Общие данные | |
Тип кузова | универсал |
Дверей/мест | 5/2 |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 4950/1970/н. д. |
База, мм | 2850 |
Клиренс, мм | 250 |
Масса снаряженная/полная, кг | н. д./3300 |
Объем багажника, л | н. д. |
Объем бака, л | 300 |
Двигатель | |
Тип | диз. с непоср. впр., битурбо |
Расп. и к-во цил./кл. на цил. | V8/4 |
Объем, см куб. | 4461 |
Мощность, кВт(л. с.)/об/мин | 160(217)/3600 |
Макс. кр. мом., Нм/об/мин | 438/1200–3600 |
Трансмиссия | |
Тип привода | пост. полный |
КП | 5-ст. мех. |
Ходовая часть | |
Тормоза передние/задние | диск. вент./диск. вент. |
Подвеска передняя/задняя | независ./завис. |
Усилитель | гидро |
Шины | 265/70 R17 |
Эксплуатационные показатели | |
Максимальная скорость, км/ч | 160 |
Разгон 0–100 км/ч, с | н. д. |
Расх. в режиме гонки, л/100 км | до 30 л. |
Гарантия, лет/км | отсутствует |
Периодичность ТО, км | 1 гонка |
Стоимость ТО, грн. | до 400 000 |
Mин. стоим., грн.* | 551 771** |
Стоим. тест. авто, грн.* | 1 592 000 |
*По курсу НБУ на 04.04.2011 г. **Куплен и ввезен в Украину частным образом |