Транспорт Дедушки Мороза

0

Не каждому мужчине выпадало в жизни хоть раз побыть Дедом Морозом. И тем более не всем доводилось управлять его штатным транспортом – оленьей упряжкой. Ну а вдруг придется – как тогда не ударить в грязь лицом перед честной компанией: Снегурочкой ли, супругой или детьми?

Не каждому мужчине выпадало в жизни хоть раз побыть Дедом Морозом. И тем более не всем доводилось управлять его штатным транспортом – оленьей упряжкой. Ну а вдруг придется – как тогда не ударить в грязь лицом перед честной компанией: Снегурочкой ли, супругой или детьми?

Квалификация журналистов «Автоцентра» позволяет давать и не такие уроки мастерства, поэтому мы решили обобщить опыт наших тест-пилотов, которым когда-либо – по долгу службы или по зову сердца – приходилось управлять «дедморозовским» транспортным средством.

Полудикое знакомство

Поездку на оленях начинают не с настройки зеркал и не с подгонки сидений. Для начала нужно познакомиться с оленем, и дело это небыстрое. Норовистое, трудно поддающееся дрессировке животное будет упорно отворачиваться, с укором кося на вас глазом – крупным, круглым, выразительным. Все наши тест-пилоты, кому удалось поймать взгляд северного оленя, сошлись на одном: тяжелый, неуважительный, как будто зверь думает о вас что-то нехорошее. Собственно, трудно ожидать другого от существа, которое вы собираетесь использовать исключительно как тягловую силу…

А вот с устройством за рулем – никаких проблем. Потому что ни руля, ни сидений, ни тех же зеркал, педалей… Одну оленью шкуру – под… ну, под себя, в общем, вторую – на ноги сверху. Это – и крыша, и двери, и подогрев, и климат-контроль… И диван для Снегурочки, и спальное место на случай ночевки в пути, и багажник, и бардачок…

ABS, ESP, ремней и подушек мы в оленьем транспорте не нашли – хотя искали долго и настойчиво. Во время тестов мы неоднократно пожалели об отсутствии на борту хотя бы элементарных средств безопасности – они могли нам не раз пригодиться…

Альтернатива

Слон

Грузоподъемность и проходимость хороши, но эргономика водительского места не выдерживает никакой критики. Где гарантия, что такой вид транспорта будет воспринят украинскими детьми адекватно? Сидений нет, привязывать (пристегивать) Снегурочку также не к чему.

Железная дорога

В активе – высокая скорость и независимость от погоды. Увы, постоянно дорожающие билеты исключают планирование поездки на следующий Новый год. Еще минус – запрет на употребление спиртных напитков (шампанского) в вагонах.

Маршрутка

Недорого, нехолодно, нехлопотно, есть возможность надежно поместить елку и мешок с подарками. Но доступность нивелируется ограниченным радиусом действия: в заснеженном лесу маршрутки не поймать. Еще минусы: могут помять Снегурочку, наверняка испортят бороду. Количество адреналина – как при езде на оленьей упряжке.

Скутер

Адресуется эгоистичным Дедам Морозам, отрицающим Снегурочек в принципе. По прибытии на место понадобится время на распутывание бороды. Необходимость регистрации скутеров малой кубатуры исключает посещение Украины европейскими Дедами Морозами.

Огрехи управления

Для власти над оленем есть поводья и длинный шест – хорей. Поводьями Дед Мороз осуществляет повороты и торможения, хорей же предназначен для прибавления скорости. Однако на деле хореем пользуются редко, поскольку выпустить из рук поводья практически невозможно ни на секунду. Дело в том, что из-за неспокойного характера оленя упряжке требуется постоянное подруливание. Поэтому роль акселератора чаще всего выполняют те же поводья – ими нежно постегивают оленя по бокам.

Кроме того, есть еще один важный фактор, который нелегко постичь автомобилисту. На управляемость дедушкиных санок сильно влияет курс, которым они следуют. Но на этот параметр одновременно влияет и курс, которым следуют оленьи самки. Объясняем.
Своенравный олень любит бежать домой и не любит – из дому. Поэтому в первой части путешествия олений экипаж обычно ожидают сложности – ленивое животное может настолько затосковать по стойлу, что начнет ни с того ни с сего замедляться, вплоть до полной остановки. Но еще задолго до появления GPS и ГЛОНАСС олень всегда знал, где его дом. Поэтому на обратном пути также нужно быть начеку – желая поскорее попасть в родное стойло, рогатый тягач стремится срезать путь через труднопроходимые овраги, кустарник, под низкими ветками колючих елей и пр. Однако сбить точнейший олений «навигатор» очень легко: достаточно где-нибудь (хоть в полукилометре) показаться хорошенькой самочке. Наш мачо наверняка ее учует, и если водитель проворонит данное обстоятельство, олень, пустившись в погоню, наберет скорость, и вернуть транспорт на прежний курс будет нелегко.

Воспетые в сотнях сказок олени на деле оказались не столь уж хороши. Впрочем, то же самое можно сказать о некоторых легендарных автомобилях.

Нюансы динамики

В сани (они же нарты) можно запрягать как одного оленя, так и нескольких. С несколькими – быстрее, но это не значит – лучше. Например, пять оленей могут разогнать легкие деревянные нарты до 70 км/ч, при этом водитель управляет лишь одним из них – вожаком. Остальные должны следовать за ним, но в силу несогласованности действий и ограниченной смекалки это у оленей не всегда получается. Ощущение такое, как будто у вас на спидометре 140 км/ч, а у вашей машины – руль с люфтом эдак в полоборота-оборот!

Но «многомоторные» нарты с упряжкой из нескольких оленей Дед Мороз использует редко, и мы можем объяснить вам, почему. Главная задача дедушки – доставить подарки детям и вместе со Снегурочкой порадовать взрослых своим присутствием. Между тем, управление целой командой полудиких животных на высокой скорости, в клубах пара и снежных вихрях несущих вас напролом по кустарникам, косогорам, меж стволов деревьев по маршруту Крайний Север – новогодний утренник, не располагает к последующему веселью с детьми и их подвыпившими родителями. Да и кому из нас, скажите, нужен на празднике запыхавшийся Дед Мороз с торчащей клочьями бородой и взмокшая, онемевшая от страха Снегурка со спутанными локонами? Одним словом, экстрим – это не наш, не новогодний метод. А значит, только прочные легковые санки и один олень.

Итак, рекомендовать олений транспорт в качестве повседневного мы бы не рискнули. Но в том режиме, в котором его использует уважаемый Дед Мороз – разовая поездка с последующим годичным перерывом, – олень вполне приемлем. При случае рекомендуем воспользоваться.

Резюме

Кузов и комфорт

Кузова нет, поэтому говорить о его недостатках неуместно. В плюсах – легкость экипажа, высокая проходимость, тепло, исходящее от оленьих тел. Очень плохо, что отсутствуют средства безопасности. Без них страшно.

Силовой агрегат и динамика

Динамические характеристики на высоте. Недостаток тяги на максимальной скорости компенсируется субъективными ощущениями – страхом, холодом, встрясками на наледях. Отвратительная управляемость: никто, даже сам олень, не знает, куда экипаж проследует через секунду. Узкие дороги и тесные парковки противопоказаны.

Финансы и оснащение

Из предметов роскоши – только ветвистые рога, но это достоинство в мире людей весьма сомнительно. Олень с большими рогами больнее бодается. Расход пищи от размеров рогов не зависит. Определить главное достоинство оленя – послушность – можно только во время пробной поездки.

Упряжка оленья

Общие данные

Тип кузова

родстер

Дверей/мест

0/2

Габариты, Д/Ш/В, мм

4200/1000/1760 (по рогам)

Масса снаряженная/полная, кг

230/350 (с накормленным оленем)

Объем багажника, л 

1 мешок подарков

Объем бака, л

ведро ягеля

Двигатель

Тип

парнокопытное  млекопитающее

К-во оленей/копыт на оленя

5/4

Объем, см куб.

Мощность, кВт (л. с.)

5х0,6 (0,8)

Ходовая часть

Тип привода

постоянный полный

Подвеска передняя/задняя

жесткая/жесткая

Эксплуатационные показатели*

Максимальная скорость, км/ч

70

Разгон, 0–70 км/ч, с

15

Расход, трасса–город, сена/100 км

2 мешка ягеля*

*Для упряжки из 5 оленей

Сергей Тарнавский, Игорь Широкун

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.