В новом фильме «Гонка» – правда о Формуле 1
Кажется странным, что при наличии огромной телеаудитории и общей популярности автогонок Формулы 1 во всем мире, фильмов про «королеву автоспорта» за все эти годы было снято не так и много. Собственно говоря, достойных фильмов только два – оскароносный «Большой приз», снятый еще в 1966 году и «Сенна», вошедшая в число лучших документальных картин. Все мы долго этого ждали, наконец, наши ожидания вознаграждены!
Лента «Гонка» (Rush) основана на реальных событиях и рассказывает о легендарном противостоянии гонщиков Формулы 1 Ники Лауды и Джеймса Ханта, чья напряженная борьба за победу в сезоне 1976 года едва не обернулась гибелью Ники.
В центре сюжета два абсолютно разных человека, первичной целью которых является возвышение над соперником. Рациональный, расчетливый и всегда действующий с позиции логики австриец Ники Лауда – с одной стороны. И разгульный, эмоциональный тусовщик и ловелас, готовый на все ради победы британец Джеймс Хант – с другой. Схватка этих двух заклятых друзей – главная движущая сила фильма. Характеры обоих героев блестяще переданы. Они оба достойны зрительского сопереживания. Харизматическое противостояние на трассе и за ее пределами – одно из самых ярких открытий этого киногода.
Описываемый сезон 1976 прошел под знаком соперничества не только двух выдающихся пилотов, но и легендарных команд Ferrari и McLaren и был отмечен множеством скандалов самого разного калибра. А решилось все в самой последней гонке, при весьма интересных обстоятельствах – и не в пользу фаворита (Ники Лауды).
Начиналось же все, впрочем, достаточно спокойно. После прошлогоднего успеха Ники Лауда не собирался останавливаться и с помощью Клея Регаццони довел выигрышную серию Ferrari 312T до пяти Гран-при подряд. Тем временем обозначился и главный соперник пилотов Скудерии.
Лидер команды McLaren с каждым этапом сокращал свое отставание от «красных». Но был это вовсе не предыдущий фаворит конюшни – Эмерсон Фиттипальди. На его место глава McLaren, Тедди Мейер, пригласил Джеймса Ханта. Команда Hesketh обанкротилась, и британец, лишившись места, не раздумывал над предложением ни секунды. Лауда продолжал победную серию, но его соперник вновь победил во французском Поль-Рикар, воспользовавшись поломкой Ferrari, а затем повторил этот успех на домашнем Брэндс-Хэтч. Неудивительно, что в такой ситуации атмосфера в паддоке была далека от благополучия, и даже огромный отрыв от преследователей не позволял Ники вздохнуть свободно. Из Брэндс-Хэтч команды перебрались на Нюрбургринг.
После череды трагических происшествий в минувшие сезоны безопасность уже не была пустым словом. Новый сезон пока обходился без трагедий, но все понимали, что ждать их можно в любую минуту. Когда перед стартом начал накрапывать дождь, это во много раз повысило вероятность происшествий. Третий круг зрители так и не увидели.
Лауда стремился отыграть время, потерянное на замене резины, и именно это послужило причиной потери контроля над машиной в повороте Бёргверк. Ferrari протаранила отбойник, врезалась в земляную насыпь и отскочила обратно на трассу. Из-под днища показались языки пламени. Следом за австрийцем по трассе мчалось трое пилотов, которые бросились выручать коллегу из беды. Общими усилиями гонщики вызволили потерявшего сознание Лауду из кокпита. Реконструкция событий достойна продолжительных оваций. Страшные кадры этой аварии специально воссоздавали с помощью 3D моделирования. Сценарист картины Питер Морган 20 раз встречался с Ники Лаудой в Вене для более детального воспроизведения событий. На экране царит атмосфера 70-ых. Умело воссозданные гоночные болиды того времени.
Режиссер с неторопливой драматичностью подводит нас к тем нескольким дням, когда жизнь лидера чемпионата висела на волоске, но тренированный организм справился с серьезными ожогами лица и рук. Угроза миновала. Джеймс Хант выиграл возобновленный Гран-при Германии, отмеченный многочисленными авариями и разворотами, обошедшимися, к счастью, лишь разбитой техникой.
Ники Лауда поразил мир Формулы 1, вернувшись за руль через полтора месяца после трагедии. С перебинтованной головой и руками он финишировал в Монце четвертым – после финиша бинты были пропитаны кровью. Хант выиграл в Моспорте и Уоткинс-Глене, и имя чемпиона должна была назвать финальная гонка – первый в истории Формулы 1 Гран-при Японии. Над трассой Фудзи лил проливной дождь, Ники уже после первого круга гонки свернул в боксы и прекратил борьбу – продолжать движение было слишком опасно. После множества перестановок Хант все же смог финишировать третьим и с преимуществом в одно очко стал новым чемпионом мира. Но Лауду просто язык не поворачивается назвать в этой ситуации проигравшим.
Стержнем любого качественного фильма является хороший сценарий. И у «Гонки» он выдающийся. История получилась эмоциональной и честной. Она затрагивает самые разные жизненные вопросы и не оставит никого равнодушным. Огромная заслуга в этом принадлежит актерам. Крис Хемсворт и Даниэль Брюль не просто играют, они живут своими героями. Не покидает ощущение, будто перед тобой настоящий Джеймс Хант и Ники Лауда. Перевоплощение удалось на славу. Стоит, кстати, похвалить украинский дубляж. Работа проведена вполне качественно и актер озвучивший Лауду даже привнес в свою речь легкий акцент, как того и требовала роль. Стоит отметить, что создатели фильма уделили недюжинное внимание деталям.
Сами гонки переданы сногсшибательно для фильма со сравнительно небольшим бюджетом – 38 млн. долларов. Происходящее выглядит очень захватывающе и зрелищно. Особенно стоит отметить блестящую работу оператора, который радует зрителя самыми разными ракурсами съемки. «Гонка» делает серьезную заявку на звание лучшего фильма года, все необходимые для этого компоненты присутствуют. В фильме не к чему придраться. Все его составляющие: сценарий, саундтрек, чувство ритма, игра актеров и режиссура – на высшем уровне. «Гонка» преподносит своему зрителю отличную драму, зрелищные соревнования, качественный юмор и драйв. Она наглядно демонстрирует тот факт, что реальная жизнь может дать фору любому вымыслу. Блестящее кино, возможно лучшее в этом году. Обязательное к просмотру.