О нравственной деградации украинских автолюбителей
В 2008 году мне довелось побывать в Китае. Удивительная страна, скажу я вам. Китаем принято восторгаться, причем восторгаться без оглядки на собственные ценности. Либералы и сторонники сильной руки, потомственные коммунисты и рыночники – все они готовы подолгу рассуждать о стремительном взлете главного Азиатского Дракона. Потому что Китай и в самом деле велик.
Велик и могуч былинный город Шанхай, расположенный на берегах реки Хуанпу. Правый берег Шанхая заполонили архитектурные формы XXI века, в то время как левый напоминает панораму довоенного Детройта. Неудивительно – говорят местные. Ведь его застройка была завершена еще в середине 90-х годов. Как же давно это было!
Правый берег реки Хуанпу
Левый берег реки Хуанпу
Но, как это часто бывает, безоблачно в Поднебесной только со стороны фасада. Тому есть множество свидетельств, однако мой рассказ – о привычках китайских водителей. Дело в том, что смиренные подданные ЦК Компартии, которые по-идее должны бояться чихнуть громче положенного, за рулем превращаются в настоящих анархистов. Впервые я об этом узнал переходя через дорогу – в положенном месте, разумеется. Был знак, была зебра, был, в конце концов, белый турист! Но была также пара китайцев, которые, видимо, решили устроить дрэг прямо на улице. Им не было никакого дела до моих амбиций, поэтому вторую половину пути мне пришлось преодолевать стремительным сайгаком, рассекая воздух и подпрыгивая на высоту собственного роста. Только потом я начал замечать, что аборигены также подолгу стоят на переходах, пропуская все машины в пределах видимости.
Знакомство с местными обычаями продолжилось днем позже, когда глубоким вечером нас перевозили автобусом из города Цинь в город Юнь. Тогда мы с удивлением обнаружили, что китайские водители никогда и ни при каких обстоятельствах не пользуются ближним светом. Все ездят исключительно с дальним – легковые машины, античные грузовые динозавры, автобусы. Недовольно мигать в такой ситуации, сами понимаете, нечем. Разве что полицейской мигалкой, но даже копы здесь в общей струе. В этот момент я очень ясно осознал, насколько мы близки к Европе, насколько тепло наш человек готов заботиться о незнакомом, но все же ближнем.
К сожалению, три года спустя я вынужден констатировать, что наши водители все больше напоминают своих китайских коллег. Мы так долго боролись за свои права с ГАИ и прочей милицией, что стали забывать друг о друге. Ну, положим, включенные в полнолуние задние противотуманки – просто признак плохого вкуса и пубертатности владельца. Видимо данная категория драйверов просто не в состоянии представить, что они могут кого-то слепить. Или, скажем, совершенно идиотская привычка ездить с включенными габаритами и выкрученными в зенит передними противотуманками. Потому что так красивее? Впрочем, есть более угрожающая тенденция: в последнее время на трассе ночью слишком часто встречаются машины, которые ездят по-китайски, со включенным дальним. Это уже настоящие отморозки, ясно сознающие, что они делают. Такие не реагируют на просьбы, и хочется приделать к крыше своего экипажа пару мощных фонарей.
Кого-нибудь остановит простая мысль о том, что своим дальним они могут ослепить коллегу по потоку, который в свою очередь не заметит пешехода и либо собъет его, либо вывернет в сторону ослепительного кретина, спровоцировав лобовое столкновение? Сколько таких случаев уже было, и сколько их будет? И куда нужно торопиться, чтобы оправдать такое поведение? В морг?
Ах да, у нашей китайской истории было продолжение. Водитель нашего автобуса смещался с левой полосы в правую и каким-то образом не заметил, что в правой полосе притаился целый грузовик. Грузовик, неистово бибикая, прижался к отбойнику на обочине и как-то обошлось. Впрочем, уже через минуту этот грузовик догнал нас, намеренно подрезал и сбил нашему водителю навесное зеркало, после чего спокойно отбыл в сторону горизонта.
Видимо, скоро в Украине нас ожидает нечто подобное.