Путешествие по Украине на Citroen C3 Picasso Vitamin

Однажды увидеть Украину своими глазами с помощью Citroen C3 Picasso Vitamin

001

Это была моя давняя мечта – увидеть Украину своими глазами.  Живу здесь, страшно подумать, с прошлого тысячелетия, и все как-то не получалось. И вот однажды звезды встали в то самое особое положение, когда происходит сбыча мечт. У нас с женой начался отпуск, а еще мне выдалась отличная возможность проехаться на Citroen C3 Picasso в версии Vitamin. Мы накидали маршрут по Центральной и Западной Украине, а в конце путешествия – море. И с самого начала решили следовать трем правилам: 1) никуда не торопиться 2) ездить по не сильно туристическим местам 3) добираться до желанного места, какая бы дорога к нему не вела.  

Одним прекрасным летним утром мы погрузили в машину сумки и всякую дребедень, которая (как нам тогда казалось) могла пригодиться в дороге. Забегая немного вперед скажу, что здоровенным надувным матрасом, который занял изрядную часть багажника, пользовались всего один раз, да и то в культурных целях- смотрели кино у родителей, в саду под яблонями. Багажник у Витамина оказался вместительный – влезло все. В салоне рассовали всякие мелочи. И, наконец, выехали.

Привыкать к машине не пришлось. Салон удобный, все на своих местах. Сразу стало ясно, что ситроеновские инженеры и дизайнеры недаром ели свои круассаны. Мне, при росте 197, места оказалось достаточно. А еще в этой машине есть приятный бонус – большие панорамные окна позволяют видеть гораздо больше красот по сторонам, что немаловажно в таких поездках.
Первую остановку сделали в Ржищеве — давно хотелось посмотреть на овеянную легендами затопленную церковь. Правда, добираться к ней нужно вплавь, и нас доставить туда взялся Суровый Моряк Олег.

002

Он знает главный секрет хорошего фото – ракурс 3/4. И каждый раз, попадая в кадр, СМ Олег начинал смотреть в сторону, то есть как-бы в грядущее, неумолимо надвигающееся на нас.
Покровская церковь, к которой ходу минут двадцать, оказалась не только не затопленной, а даже наоборот. Место, на котором она стоит, подсыпали, а саму церковь реставрируют. Немного погуляв по островку, двинули назад.

После этого количество интересного на нашем пути начало зашкаливать. Каждый день мы видели  много ностальгических, исторических, атмосферных или просто красивых мест. Но обязательно находилось что-то такое, перед чем меркло все увиденное до того.

Так, первое большое потрясение нас поджидало в селе Мошны, в 170 км. от Киева. Церковь Преображения, которую спроектировал итальянский архитектор Торичелли по заказу графа Воронцова. Потрясающая эклектика- по форме это готический собор (а еще похоже на мечеть) с псевдо-византийскими или даже мавританскими элементами. Ничего подобного вы не увидите больше нигде.

003 

Недалеко от этого места когда-то стоял многоэтажный дворец, окруженный огромным парком. На тот момент это был самый большой английский парк за пределами Англии. Сегодня там уже просто дикий лес.

Пока мы ехали, Витамин увидел все многообразие украинских дорог. И надо сказать, хороших  оказалось много. Как правило, между крупными городами проложены вполне приличные трассы. В селах, конечно, дороги похуже, но вполне терпимые – они даже раскрашивали машину в красивые охристые цвета. А еще заметили, что откровенно плохие дороги, с полным отсутствием асфальта и глубокими ухабами, встречаются там, где есть желание сильно сократить путь, а не ехать в объезд.

004
 
На въезде в Чигиринский район нас встретила казацкая дозорная башня, и с этого момента они стали попадаться нам часто — въехали на бывшие казацкие земли.

005
 
Чигирин оставил самые приятные впечатления. Мы приехали в него в пятом часу, припарковавшись у резиденции Богдана Хмельницкого, но, к сожалению, увидели закрытые ворота (музей работал до половины пятого). Поэтому решили просто погулять по окрестностям. С Замковой горы на городок открывается отличный вид- все как на ладони. А недалеко от монумента Хмельницкому находится интересное сооружение- бастион Дорошенка. Как архитектор скажу вам, что это самый настоящий минимализм. Камень, дерево, пушки. И ничего лишнего.
После Чигирина заехали еще в одно интересное место, где никогда не поздно и всегда открыто. Это город-призрак Орбита, недалеко от недостроенной Чигиринской АЭС. Там сохранились все постройки: несколько девятиэтажек, магазин и какие-то общественные здания. Но главное другое –  в этом месте какая-то особая звенящая тишина.

006

А между тротуарных плит растут цветы – далекие потомки тех самых, которые росли когда-то на ухоженных клумбах.

Весь следующий день провели в селе у родителей. Там тоже тишина, но другая – сельская. В селе главное что? В селе главное не торопиться. Там все и так успеешь.

007
 
Вот в тени яблони сидят люди. Это на первый взгляд они ничего не делают. А они сидят и обсуждают последние новости в селе, стране и мире.

( Подробнее про этот день на моей странице в FB https://www.facebook.com/media/set/?set=a.4244563311609.2179316.1211421325&type=3 )

На следующий день поехали на Хортицу – одно из самых красивых мест, которые мы видели в дороге.

008
 
На острове мы пробыли сутки. За это время проехали его практически весь, с севера на юг (13 км.)

009

010

Мельница возле казацкого конного театра. Скифский музей под открытым небом.

011

Скифские и половецкие бабы, казацкие кресты, каменные жернова, зернотерки. И опять тишина.

012
А это казацкая сторожевая башня, рядом со скифским курганом.

Фото с Хортицы на моей странице в FB

Следующая часть маршрута проходила по Днепропетровской области.

013

Сначала заехали в Новомосковск, посмотреть на одну из старейших казацких церквей. Девятиглавый Троицкий собор интересен тем, что построен без поддерживающих опор. В несущих конструкциях не использовано ни одного гвоздя, а все стены собраны из толстых деревянных брусьев «в лапу» на деревянных шипах. С какой стороны не смотреть на этот собор, всегда будет видно только 8 куполов. Есть здесь еще одна маленькая особенность. Собор построен местным украинским зодчим Якимом Погребняком из Харьковщины, в 1778 году. Все остальные архитектурные памятники, которые попадались нам по пути, всегда строились приезжими архитекторами. Ближе к вечеру, проезжая через село Гречаное, обнаружили симпатичный хутор-музей, в котором сохранилась украинская хата и подворье. Вместе с большим количеством предметов быта.

014 

Подробнее об этом месте читайте здесь

 
015

А вот это чудо попалось нам в селе Ивановка, следующем после Гречаного. Та же хата, но уже без музейной атрибутики. Очень красивая, мистическая хата. Все постройки во дворе сохранились нетронутыми. Есть даже колодец. Весь декор в хорошем состоянии – резные наличники, деревянная резная труба над крышей. Печи внутри в идеальном состоянии, с красными крашенными деталями. Но, к сожалению, хату уже невозможно восстановить – любые попытки что-либо сделать просто убьют ее.

( Фото Днепропетровщины в ФБ https://www.facebook.com/media/set/?set=a.4256645653660.2179510.1211421325&type=3 )

На следующий день выехали в сторону Харькова, по отличной новой трассе. Вот в такие моменты очень полезен круиз-контроль. Выставил скорость на нужную и едь себе спокойно. Надо сказать, что эта опция позволила мне существенно сэкономить. Во первых- на бензине, а во вторых- на штрафах за превышение скорости.

В этом Пикассо стоит роботизированная коробка. На такой я ездил раньше, поэтому привыкать к ней не пришлось. Многие ставят ей в минус некоторую задумчивость, особенно при обгонах, но это скорее просто особенность, к которой быстро привыкаешь. По сути это обычная механика, с автоматическими сцеплением и переключением, поэтому в любой момент можно вмешаться в работу. При обгоне в нужный момент сбрасываешь подрулевым лепестком пару передач вниз, и можно очень резво выстреливать. Никаких задержек. Так что «робот» мне нравится.

016
Это приусадебная церковь Архангела Михаила в селе Ракитное. Теперь здесь Аграрный лицей, который переживает не самые лучшие времена.

В поисках села Буды (которое так и не нашли) мы свернули на проселочную дорогу. Кстати, красное на зеленом- выигрышное сочетание цветов. Надо сказать, что Витамин в этом цвете выглядит очень эффектно не только на природе, а вообще везде, где появляется.

017
 
Сильнейшее впечатление на нас произвела Шаровка, точнее огромное поместье, которое там находится.

018
 
Такой свой вид дворец приобрел уже при немце-сахарозаводчике Кениге, который купил усадьбу в конце XIX века. Кениг был еще и владельцем лесопилок. В общем, мог себе позволить строительство с размахом. Особняк сохранился в отличном состоянии (до 2007 г. здесь был туберкулезный санаторий). Лепнина, резной декор, росписи, изразцы, паркет — все в целости и сохранности, хоть местами и сильно изношены. Печи, камины, деревянные панели и деревянные лестницы (а их там огромное количество) – сохранились идеально. В общем, там есть на что посмотреть.

019
 
Да и погулять есть где. Когда-то парк вокруг дворца занимал 70 гектаров. Его обустройством  занимался брат Леопольда Кенига – Фридрих. Именно он пригласил в Шаровку Георга Куфалдта, который был тогда директором городских парков в Риге. Всего за несколько лет эту землю превратили в чудо — липовые аллеи, дубы-великаны, фонтаны, каскады озер. Сейчас там просто хорошо. Кстати, в парке есть одна достопримечательность, мимо которой просто не получится пройти. Это знаменитая Сахарная горка. Перепад высот 32 метра. Говорят, что однажды жене Кенига захотелось покататься на санках. А поскольку дело было летом, Кениг засыпал для нее всю горку сахаром.

(подробнее про Шаровку на мой странице в FB https://www.facebook.com/media/set/?set=a.4262716765434.2179612.1211421325&type=3 )

На следующий день отметились в Тростянце. Посетили усадьбу Галицына (недавно ее отреставрировали и внутри теперь выставки художников, которые приезжают сюда на пленэры). А это Круглый двор. Когда-то, в сер. XVIII в., это был наш аналог Колизея – арена для выступлений крепостного театра и цирка.

020 

Крепостные актеры были постоянно в режиме ожидания, ведь князь мог нагрянуть совершенно неожиданно, чтобы посмотреть, чем там закончится, например, шекспировский «Отелло»- задушат в конце кого надо или нет? А в тот момент, когда мы приехали, там была фан-зона Евро 2012.
Потом, по совершенно раздолбанной дороге, мы помчали в Пархомовку. В какой-то момент от дороги осталось одно название и ехать пришлось очень медленно. Иногда попадались поздне-советские остановки, но было ясно, что автобусы здесь не ходят очень давно. И когда мы на скорости в 20 км/ч влетели в Пархомовку, местные жители смотрели на нас как на марсиан в ярко-красном марсоходе. В местный художественный музей (о котором мы были наслышаны) успели за 15 минут до закрытия.  Т.е. у нас было 13 минут чистого времени (2 минуты нам продавали билеты). В общем, в залы мы ринулись сломя голову. Еще никогда в жизни я не осматривал экспозицию музея настолько быстро, но при этом вдумчиво и внимательно. Эскизы Владимира Маяковского, работы Шишкина, Серова, Врубеля, Пиранези, Малевича, Ходасевича. Один из «голубей мира» Пикассо висит в залах этого музея!
Совсем рядом с музеем – домик для рабочих сахарного завода (конец 19 в), который принадлежал Харитоненко (как и дом, в котором сейчас музей, где была когда-то его усадьба). Вероятно, именно здесь жила когда-то ничем не примечательная семья Малевичей (Казимиру тогда было 11).

021
 
А на закате 8-го дня, возле единственного обозначенного пункта на карте с. Мурафа, мы доехали до села Владимировка с усадьбой Натальевка. Это огромное поместье (принадлежавшее, кстати, тоже Харитоненко) по проекту того самого Щусева (который спроектировал еще и Мавзолей в Москве), с конюшнями, теплицами, водонапорной башней, деревянными домиками для прислуги и совершенно потрясающей приусадебной Спасской церковью (она сейчас действующая, но открыта в редкие часы служб, и нам невероятно повезло – как раз заехал по своим божественным делам отец Александр, пустил нас внутрь, но не разрешил снимать – снимали все на внутреннюю камеру: фрески Савинова и каменный резной декор).

022
 
До недавнего времени здесь, в усадьбе, находился санаторий для туберкулезных больных, но в середине двухтысячных он был закрыт.  На некоторых фасадах еще остались номера и названия корпусов. И везде тишина. Людей не было совсем.

023
 
Именно после Владимировки мы поняли, что в таких местах нужно быть очень осторожными со своими мыслями и желаниями. Они сбываются, причем практически сразу.  Пока мы гуляли по парку, Кристина сказала мне, что уже подустала ездить, да и увиденного так много, что нужно сделать небольшой перерыв, хотя бы на день. Решили ехать в Полтаву. Но это еще не все. Когда мы сели в машину и начали выбираться из усадьбы, у меня почему-то возникла мысль «не пробить бы сейчас колесо».

В общем, в сумерках, на подъезде к Диканьке, я влетел в небольшую яму и пробил передее левое колесо настолько качественно, что покрышке настала смЭрть. Низкопрофильная резина – яма Диканьки 0:1. В Полтаву мы приехали на докатке поздно вечером в субботу. В воскресенье выяснилось, что такой резины нет и ситуация на выходных не прояснится. Так что до понедельника мы остались в Полтаве. И времени на осмотр города был вагон. В общем, получилось, как и заказывали. Так что еще раз настоятельно рекомендую – следите за  мыслями и желаниями, особенно в таких поездках)

Хороший город Полтава. Чистый, ухоженный. Неплохие дороги. Много парков. Спокойно. И в то же время нет ощущения, что время остановилось. Это город с чувством собственного достоинства. Его нужно посетить обязательно, и не проездом, наспех, а на пару дней. Сходите в краеведческий музей, в дом-музей Котляревского, да просто погуляйте по улицам. И не нужно спешить все увидеть. Время там идет с человеческой скоростью. В общем, мы так и сделали.

(Фотоотчет о Полтаве на моей странице в FB https://www.facebook.com/media/set/?set=a.4277292649822.2179912.1211421325&type=3 )

024

025
 
В понедельник выяснилось, что низкопрофильной резины в ближайшее время не будет. Поэтому  мне просто переставили докатку назад, а на ведущую переднюю ось – два целых задних колеса. Так и поехали в Киев, с корректной скоростью – 75 км/ч.  В дороге еще раз порадовался тому, что есть круиз-контроль. К сожалению, не получилось поездить по Полтавской области, на которую мы отводили два последних дня перед Киевом. Но это мы еще обязательно сделаем в другой раз.

Автор: Никита Власов

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.