X

Особое мнение: езда спортивная и гражданская

На зимний трек в Харьков мы с Сережей Холодило прибыли с опозданием: подъехали к автодрому около пяти вечера субботы, когда на дворе уже стемнело, свободные тренировки закончились, и трассу размеренно утюжила только снегоуборочная машина.

Воспользовавшись такой свободой, решили немного пошалить – и проехали кружок по ледяному треку. На обычном гражданском Mitsubishi Space Star, на обычных, не самых свежих, но и не самых убитых зимних нешипованных «матадорах». Не скажу, что это было быстро – скорее, мы крались, чем неслись. Очень аккуратно, очень бережно, просто попробовать – что собой представляет трасса.

Проехали кружок, свернули внутрь  кольца и… тут же попали в лапы организатора всего мероприятия Николая Петровича Чмыха. «Что, журналисты, трассу инспектируете? Ну, давайте теперь вместе проедемся!». Петрович садится за руль нашей машины и без какой-либо раскачки выдает два круга в абсолютно противоположном режиме – напористо, мощно, с постоянным дросселированием, с активной работой рулем, но в то же время ни сантиметром кузова не выходя за пределы трассы. Сказать, что это было небо и земля – не сказать ничего. Именно тогда у меня появилось желание написать эту статью…

Авария – дочь понтов

Проблема украинского дорожного движения заключается в том, что многие его участники пытаются ездить по городу в псевдо-спортивном режиме. Проблема украинского автомобильного спорта, в свою очередь, формулируется иначе: многие стартующие сознательно пыхтят в дорожном режиме, делая ставку на доезд и, как следствие, получение красивой (или не очень) вазочки, гордо именуемой кубком. По сути дела, и то, и другое – непрофессионально: одни не умеют ездить в гражданском режиме, другие представления не имеют о режиме спортивном. В чем же разница?

Чтобы докопаться до истины, надо начать с азов. Зачем люди идут в автошколы? Понятно, что изначально им надо научиться кое-как ездить, чтобы получить, честно или не очень, вожделенное водительское удостоверение. Ну, а потом? Почему одни хотят совершенствоваться, учиться, идут на курсы контраварийной подготовки – а другие так и ездят, как Бог послал? Общаясь на следующий день с Николаем Петровичем, я затронул эту тему – и получил на удивление четкий и неожиданный ответ.

«Чтобы не быть голословным, приведу статистику, которую ведет наша школа водительского мастерства «М-спорт», – говорит Чмых. – Практически сто процентов женщин, которые приходят к нам, хотят научиться ездить так, чтобы избежать проблем на дороге и не попадать в аварии. Ими движет врожденная осторожность в сочетании со страхом разбить или хотя бы просто повредить дорогой автомобиль; в большинстве случаев – семейный. В то же время абсолютное большинство мужчин, которые приходят к нам, УЖЕ побывали в авариях! То есть мужчине надо хотя бы раз не справиться с управлением, улететь с дороги, разбить машину, попасть на ремонт и так далее, чтобы задуматься о повышении своей квалификации. А женщина старается избежать всего этого изначально».

Итак, нам, мужикам, недостаточно знать, что дорожное движение – это процесс, связанный с повышенной опасностью; нам надо проверить эту несложную истину на собственной шкуре. Завышенная самооценка, самоуверенность, убежденность в собственной непогрешимости – вот наши постоянные спутники, которые в большинстве случаев и становятся причиной аварий. Недаром говорят, что на конкурсе фраз, предшествующих ДТП, победила фраза «Смотри, как я умею!». Не располагая необходимым арсеналом водительских приемов, мы в итоге попадаем в ситуации, из которых не умеем выбираться – так происходит большинство аварий на дорогах общего пользования.

Покой нам только снится

В то же время аварии в спорте вызваны совершенно иными причинами. Все на том же треке, наблюдая за очередным заездом, я спросил Чмыха – может ли он показать мне идеальную траекторию прохождения виража? И вновь последовал предельно четкий и столь же неожиданный ответ: идеальной траектории не существует.

«Чисто теоретически на снежно-ледовом покрытии правильнее всего заходить в поворот, прижимаясь к наружной дуге, – объясняет Николай Петрович, – и проходить весь вираж до выхода на прямую, опираясь передним внешним колесом на снежный бруствер. Но это только теоретически. На практике спортсмен должен каждую секунду отслеживать состояние гоночной трассы, учитывать массу переменных – прежде всего, постоянно меняющееся покрытие (и, как следствие, коэффициент сцепления с ним) и возможные траектории соперников. Огромную роль также играют чисто технические моменты: давление в покрышках, развесовка автомобиля, настройки подвески, которые, безусловно, надо тщательно подбирать. С учетом всей этой массы факторов я и говорю – идеальной траектории нет; точнее – она все время разная».

Другими словами, участвуя в соревновании или же просто тренируясь, спортсмен постоянно пребывает в поиске настроек, траекторий, предельной скорости – чтобы в итоге как можно быстрее преодолеть расстояние из точки «А» в точку «Б». И в этом случае вылет с трассы или авария являются не следствием неумелого обращения с автомобилем, а достаточно закономерным итогом скрупулезного поиска. Если ты оказался на обочине – значит, пройти этот поворот быстрее невозможно. По крайней мере, на данном автомобиле, с данными настройками, на данном покрытии и при данной погоде. 

И вот теперь, сложив воедино всю вышеприведенную информацию, мы можем прийти к простому выводу: то, что спортсмену хорошо – гражданскому, скажем мягко, противопоказано. Спортивная езда предполагает управление автомобилем в предельных режимах, на грани риска, на краю того диапазона, который в принципе позволят автомобиль и дорога. В то же время гражданская езда призвана исключать даже вероятность приближения к этой грани. Спортсмен должен владеть инерцией автомобиля, провоцировать его скольжение и пользоваться им с наибольшей для себя выгодой. Гражданский же водитель обязан предугадывать возможное начало скольжения и управлять автомобилем так, чтобы не допустить такого развития ситуации.

Возможно ли одинаково хорошо владеть обоими этими стилями? Безусловно, да – но только при высочайшем уровне профессионализма. Достичь этого уровня, конечно же, можно – но это потребует огромных затрат, как финансовых, так и временных. Если же на этот путь у вас не хватает сил, времени или возможностей – поставьте перед собой задачу-минимум: стать профессиональным и, главное, безопасным гражданским водителем. Поверьте, с точки зрения общества это не менее важно, чем стать профессиональным спортсменом – хотя, безусловно, и не столь почетно…

Фото: Сергей Холодило