«Відкрий країну»: Керченская крепость

Каждая страна и каждый период в истории создают и переписывают свои каноны строительства как гражданских построек, так и военных сооружений.

Каждая страна и каждый период в истории создают и переписывают свои каноны строительства как гражданских построек, так и военных сооружений. В средневековье залогом успеха для крепости была высота стен и глубина рвов, в веке ушедшем главными для фортификационных сооружений были дальность и точность выстрелов артиллерии, радиус действия собственной разведки. В веке же девятнадцатом с появлением мощной артиллерии крепости были тем безопасней для гарнизона, находящегося внутри, и долговечнее, чем менее они были заметны на расстоянии. Далее речь пойдет о Керченской крепости, которой не суждено было повоевать за государство, строящее ее, но которая браво повоевала за СССР.

«Відкрий країну»: Керченская крепость

«Відкрий країну»: Керченская крепость

Сегодня она честно служит независимой Украине – только уже как музей. По словам экскурсоводов, строительство объекта началось после Парижского мирного договора по итогам Крымской войны 1855-1856 гг., который постановил, что Черное море является нейтральным и Российской империи запрещается в нем размещать свои военно-морские базы. Архитектором  крепости был Эдуард Тотлебен. Его именем назван главный форт в крепости. Строительство было начато в 1857 году. Всего на возведение укреплений со специального фонда государственной казны было потрачено около 1,3 миллионов рублей (при цене коровы в 12 рублей). О важности стройки для третьего по площади из когда-либо существовавших государств говорит тот факт, что контролировать процесс трижды приезжал император Александр ІІ.

«Відкрий країну»: Керченская крепость

«Відкрий країну»: Керченская крепость

Можно предположить, что будь в те времена скоростной интернет, подобный тому, что был у нас с собой – от МТС, то высочайших визитов могло быть меньше. Используя 3G-модем или телефон с мобильным интернетом, государь мог бы понаблюдать за стройкой на расстоянии в режиме реального времени. А если серьезно, Крым в очередной раз порадовал нас наличием устойчивой мобильной связи (тот же МТС) и едва ли не повсеместным наличием интернета.

«Відкрий країну»: Керченская крепость

«Відкрий країну»: Керченская крепость

Крепость стала в строй «нерушимых солдат» к началу русско-турецкой войны 1877 года. До 1910 года батареи крепости модернизировались по последнему слову техники. Но в том же 1910 году многотысячный гарнизон был расформирован в связи с потерей актуальности крепости как оборонной точки. Как нам рассказал сотрудник музея, примерно в то же время на базе крепости в одном из казематов был создан дисциплинарный батальон. Вплоть до распада СССР он считался одним из самых суровых подобных учреждений. Сейчас по тем казематам можно пройти без проблем, из-под толстых стен связаться по телефону МТС с близкими, что мы и делали. Раньше же для заключенных, да и просто для служащих, единственным средством связи была бумажная почта. Хотя, прошу прощения, был еще, пожалуй, аналог чата – более быстрая голубиная почта.

«Відкрий країну»: Керченская крепость

«Відкрий країну»: Керченская крепость

По-настоящему довелось повоевать ветерану обороны Крымского полуострова в кровопролитном сражении с гитлеровскими захватчиками в Великую Отечественную. Всего через Керчь линия фронта проходила 4 раза. Во время первой эвакуации Красной армии успели вывезти все орудия, а 4000 тонн боеприпасов осталось. Но воспользоваться ими немцы не смогли – не подошли калибры снарядов. До наших дней на стенах крепости читаются «граффити» с фамилиями защитников родины со времен основания оборонного пункта и до его расформирования. Мало где, но видны,  просвечиваются надписи периода фашистской оккупации.

«Відкрий країну»: Керченская крепость

«Відкрий країну»: Керченская крепость

Одним словом, не самая веселая получилась экскурсия, но – это тоже наша история, и ее не просто стоит – ее нужно знать. Хочется, чтобы такие малоизвестные ячейки народной памяти хранились без изменения еще долго и служили воспитанию еще не одного поколения соотечественников.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.