X

«Відкрий країну»: Малиевцы

В Дунаевецком районе Хмельницкой области на трассе М20 Черновцы-Хмельницкий, в районе села Мицивци есть поворот налево. Направляемый GPS-штурманом Garmin, я свернул, и через семь километров пыльная дорога с остатками старого асфальта привела меня, и мой новенький Mitsuishi Pajero Sport в село Малиевцы. Здесь меня ожидало немало интересного.

В Дунаевецком районе Хмельницкой области на трассе М20 Черновцы-Хмельницкий, в районе села Мицивци есть поворот налево. Направляемый GPS-штурманом Garmin, я свернул, и через семь километров пыльная дорога с остатками старого асфальта привела меня, и мой новенький Mitsuishi Pajero Sport в село Малиевцы. Здесь меня ожидало немало интересного.

То, что мы увидели в селе Малиевцы, в первую очередь впечатлило контрастом: небольшое село, разбитые пыльные дороги, заброшенный парк,  прочие малооптимистичные картинки западноукраинской глубинки – и вдруг внушительный дворец, да еще хорошо сохранившийся!
С полминуты все это как-то не укладывалось в мозгу, но потом, когда вспомнил уроки истории и литературы в школе, да и в университете, все стало на свои места. Дворец-то чей? Панский, точнее шляхтичей – польских дворян. Тех самых, которые, как нас учили, угнетали и эксплуатировали и  украинских селян, наживаясь на их труде.

Так что откуда такая роскошь среди сел и полей, стало понятно. Да потом еще почитал кое-что конкретно  про владельцев дворца – господ Орловских: они были настоящие магнаты, владели множеством украинских территорий вместе с сельхозугодьями, лесами, реками, озерами и селами. Были своими людьми при дворе польского короля, очевидно, большую часть  времени проводили в богатых городах, а в Малиевцах обустроили свое семейное гнездо – чтобы было, где отдохнуть нам природе, попировать, поохотиться. Ну, и найти прибежище на старости лет – уже подальше от суеты цивилизации.

Так и стоит имение рода Орловских в Малиевцах на Подолье уже около двух с половиной веков – с 1788 года.

Сразу понятно, что место для имения выбирали исходя из его красоты – и выбрали живописное, около речки Ушица, на краю глубокого яра. Это объясняет, поэтому здание с одной стороны выглядит ниже, чем с другой: с одной стороны оно получилось двух-, а с другой трехэтажным. Стиль архитектуры называется классицизм, подготовил проект один из модных архитекторов того времени – по одним источникам иммигрант-итальянец, по другим – талантливый поляк. Стены выложены из местного камня – песчаника, внутри помещения расписали фресками и отделали лепниной. Комнаты и залы спланировали анфиладой – одна за другой. Украшали их картины лучших польских художников того времени, были во дворце и работы европейских авторов – даже «Святое семейство» кисти самого великого Рафаэля.

Картин, конечно, я уже тут не увидел – в счастью или к сожалению, во время гражданской войны 1917-1921 гг. самую ценную часть своего имущества последний хозяин имения сумел спасти от разграбления, воспользовавшись приходом на Подолье белой армии и отправив ценности в Одессу, откуда морем перевез во Францию. Кроме картин, во дворце еще хранилось  собрание книг из 10 000 томов, и кроме того, семейный архив Орловских содержал исторические документы, переписку государственных деятелей Европы – королей и римских пап. Вот как раз часть библиотеки, архива и картин  последний их живших тут Орловских успел спасти.

Остальное добро попало к местным жителям. Местные говорили, что будь у меня время, мог бы увидеть в некоторых крестьянских домах ближайших сел уникальные образцы старинной мебели – стулья, столы, и утварь помельче. Явление в принципе, типичное для местности, где до революции были расположены такие богатые имения – на Кировоградщине мне приходилось видеть даже вывезенных из «панських маєтків» мраморных львов. Самое существенное отличие Малиевцев в том, что прекрасно сохранился сам дворец.

Представители разных поколений Орловских немного достраивали свой дворец. Одна из хозяек в XIX веке с восточной стороны пристроила зимний сад с оранжереей, с западной (очевидно, кем-то из мужчин) была добавлена конюшня для породистых лошадей и экипажей. В северной части под первым этажом был прохладный подвал для хранения вин и запасов продуктов. Также во дворце была своя часовня – католическая, по рассказам знатоков, одно время она была открыта даже для свободного посещения.

В наши дни во дворце Орловских располагается областной детский санаторий, и  такое ощущение, что именно благодаря медикам здание неплохо сохранилось. Можно увидеть элементы старой отделки на стенах, в том числе фрагменты росписей, лепнины под потолком, в одной из зал уцелели бронзовые перила – литые, ажурные, они украшали лестничные пролеты.

В Малиевском дворце я увидел проявление тогдашней моды среди «можновладців»: при дворце обязательно должен быть сад или парк, и чем больше и вычурнее, тем лучше. У Орловских парк был  немал – площадью более 17 га, с прудами, дорожками, живописными полянками, выписанными, как тогда говорили, из других стран деревьями, парой фонтанов и даже водопадом. С уманской Софиевкой не сравнить, конечно, но ход мыслей ландшафтного дизайнера, что называется, ясен. Да, еще в парке малиевецкого дворца были стилизованные античные руины и замковая  башня, служившая по совместительству водонапорной – ее я видел, стоит целехонькая.

Конечно, нынче парк местами похож на лес: там заросли, там давно не обрезали, не прореживали и т.п. Многим деревьям сто и больше лет, честно говоря, не хватало образования, чтобы определить названия, но местные потом рассказывали: тут растут липы, дубы и ясени, туи нескольких видов, серебристые ели, разные лиственницы.

Произвел впечатление водопад, текущий с вершины скалы. Под ним, прямо за струями воды, скрываются пещеры – небольшие, но хорошо «замаскированные». Давным-давно, в эпоху становления православия на Руси, тут был пещерный монастырь, правят службы здесь и в наше время. Было время, одна из пещер служила прибежищем для беглого каторжника, знаменитого разбойника,– такого себе украинского Робин Гуда – защитника обездоленных Устима Кармелюка. Да, как ни странно, водопад на высокой скале – отнюдь не рукотворное сооружение, он природный, хотя в некоторых местах около него потоки воды облагорожены желобами из дерева и металла.

Жаль, мне не удалось застать в Малиевцах еще одну святыню и наверняка – яркий образец архитекторы, Воздвиженскую церковь: я опоздал почти на 80 лет. Храм стоял на самой вершине скалы с водопадом, простоял два с половиной века – с 1673 г., но в 1933 был разрушен, известное дело, кем. На этом месте теперь стоит памятный крест. К счастью, в парке все же есть еще на что посмотреть.
Напоследок немного о техническом обеспечении поездки в Малиевцы. Возил меня крепкий и комфортабельный Mitsubishi Pajero Sport второго поколения – его возможностей с головой достаточно для преодоления весьма проблемных дорог в глубинке Хмельницкой области. Устойчивую связь с редакцией («Ты где? Блог пишешь?») и родными («Ты где? Когда приедешь – огурцы на даче спеют!!!) обеспечивал брендированный сенсорный телефон МТС 547, подключенный, понятно, к сервису соответствующего оператора.

Несмотря на наличие под рукой внушительной «зеркалки», пару пригодилась  встроенная в телефон 2,0-мегапиксельная камера – так было удобнее отправлять друзьям фото увиденных достопримечательностей. Держать правильный курс мне помогал навигатор Garmin Nuvi 2460 LT. Причем без малейшего преувеличения – с первых же километров, начиная с давно знакомых дорог столицы. Функция Line Asisit, относительно недавно обретенная Garmin’ом, очень реалистично рисует транспортные развязки и подсказывает полосу движения, которую нужно выбрать для правильного поворота. Интересно, что в абсолютно противоположных условиях движения и на противоположном конце маршрута – уже в Хмельницкой области – навигатор тоже показал себя молодцом: проложил дорогу по проселкам и уверенно вел по ним.

И еще – насчет подкрепиться для водителя и его попутчиков. Если нужна просто еда,  то ее можно купить в магазинчиках в Малиевцах. А вот ближайшие кафе и гостиницу можно найти только на трассе М20 Черновцы-Хмельницкий.