X

Volvo XC90: вне времени

Размышления о философии марки на фоне Volvo XC90

Десять лет, которые прошли с начала выпуска, наши дороги не пересекались. За это время Джереми Кларксон успел назвать  Volvo XC90 превосходной машиной, в которой технические характеристики, экономичность, стиль, комфорт, управляемость и сексуальность не имеют ни малейшего значения. Кстати, он – Кларксон –  редкий прохвост. Будучи старше и плодовитей меня, он оттестировал и отписался обо всем, что шевелится. И что теперь делать?

Похоже, я бесконечно устарел. Мне нравится дизайн Volvo. Оправдать мою закостенелость в силах только сэр Уинстон Черчиль, который говорил, что «если в тридцать лет вы не либерал, у вас нет сердца; если в сорок лет вы не консерватор – у вас нет мозгов». Я с удовольствием вглядываюсь в линии этого автомобиля. Хотя, конечно, дизайнеры в Гетеборге заколдованные. Двадцать лет назад был стиль «шведский чемодан». Сегодня он, после яростных доработок, усовершенствований и революционных изменений превратился в «шведский утюг». Попробую к нему притронуться, авось, не ошпарюсь.

Мое восприятие Volvo формируется, в основном, интерьером, а не экстерьером. Великолепная кожа сидений (но плоский профиль), массивные ручки дверей, чистые линии приборов. Очень крепко, добротно и… примитивно. На центральной консоли шведского флагмана – монохромный экранчик размером с пол-пачки сигарет, а двухстрочный информационный дисплей на «приборке» – полный аналог того, который используется в моем личном Ford Focus. Но, извините, где компактный хетч С-класса и где семиместный премиум-кроссовер? После изучения особенностей, узнаешь, что в Volvo XC90 установлены двойные стекла дверей. От этого в машине необычайно тихо. И уютно. После первого часа пребывания в салоне, ощущаешь себя настоящей улиткой. Потому что никогда не покидаешь свой дом. Volvo XC90 – настоящий дом на колесах, дарящий чувство абсолютной защищенности.

Эта марка десятилетиями двигает безопасность вперед. Причем, не только безопасность своих автомобилей; по их стопам шагает вся индустрия автомобилестроения. Ни один из мировых брендов не в состоянии тягаться с Volvo по уровню отождествления марки. О чем я? Задайте в двадцати разных странах несколько вопросов: какой автомобиль самый спортивный? Самый красивый? Самый инновационный? От разнообразия ответов зазвенит в ушах. А спросите – какой автомобиль самый безопасный? Все, как один, скажут – Volvo. Круто.

Но как можно терять рынок с таким имиджем? Я знаю ответ. Инстинкт самосохранения в человеке проявляется с годами; до сорока лет он, по большому счету, спит. В двадцать вы искренне верите, что будете жить вечно. В тридцать знаете, что на войне убивают, но с вами этого не случится. К моменту, когда вы дозреваете до понимания, что ценности Volvo – самые главные, уже куплено-продано у кого пять, а у кого пятнадцать автомобилей. И Вольво среди них нет, если только ваш папа не ездил на «двести сороковой». Откуда же ему – новому Volvo –  взяться в вашем гараже?

Тестовый автомобиль – с дизельным мотором, объемом 2.5 литра. Характеристики более чем обнадеживающие – 420 Nm в диапазоне 1900-2800 оборотов и 200 л.с. мощности. Этот мотор носит индекс D5 (есть также версия D3 с аналогичным объемом и более скромной отдачей за счет снижения давления наддува). Но Volvo поставила в пару к такому мотору 6-ступенчатый «автомат» Geartronic. Очень мягкая с точки зрения переключений, эта трансмиссия не может характеризоваться понятием «быстродействие». Это «медленодействие», и никак иначе. В результате, когда весь транспортный поток уже трогается со светофора, Volvo XC90 еще бормочет дизелем и сжимает пакеты фрикционов в коробке. Очнувшись, принимает старт небыстро, но с ощутимой внутренней энергией. Возможно, субъективное ощущение от разгона скрадывается на фоне тишины внутри автомобиля, о которой я уже говорил выше. Объективные данные производителя – 10,3 секунды до «сотки». Имея практически пятиметровую длину и снаряженную массу 2208 кг, Volvo XC90 напоминает по повадкам метателя молота. Раскручивается, раскручивается, раскручивается и – шварк! Металлическая болванка улетела к горизонту. Тяга здесь приложена не в динамику, а в возможности принять на борт семерых пассажиров, нагрузить до 100 кг багажа на крышу, надеть на фаркоп прицеп весом до 2250 кг (больше собственной снаряженной массы!) и со всем этим хозяйством двигаться вдаль.

Постоянный полный привод реализован с помощью электронноуправляемой муфты Haldex. Никаких опций по принудительной блокировке не предусмотрено, да и вряд ли нужно. Для фотосессии машина пробралась через песок глубиной 10-15 см без малейшей натуги, а также легко справилась с диагональным вывешиванием.

Но все это не главное. Volvo ухитрилась создать очередную вечную штуку. Крепкий, как скала, XC90 стал продолжателем родословной, в которой двести сороковая серия выпускалась без серьезных изменений 19 лет. Volvo XC90 на конвейере десять лет. За это время некоторые марки выдали «на гора» три поколения своих машин, которые были временщиками на рынке, временщиками и остались. Рождаются и умирают люди, распадаются и объединяются государства. А шведские автомобилестроители продолжают ставить человеческие ценности выше рыночной целесообразности. Меняются хозяева марки, но Volvo хранит свою философию и остается вне времени.

Фото Вадима Беева