X

Чем вреден плохой бензин в Украине: популярные поломки и как их избежать

Бензин и дизтопливо – товар, чье качество больше всего пострадало из-за войны в стране. А вслед за горючим пострадали и автомобили тех, кто имел неосторожность заправиться не там, где нужно. Но выясним предметно, чем именно может навредить машине некачественное топливо.

К сожалению, дефицит горюче-смазочных материалов вернул к жизни проблемы с горючим, о которых помнят разве что автомобилисты с большим опытом. Снова подняли голову разного рода «бодяжники», подпольные мини-НПЗ и мелкие перекупщики, поставляющие водителям бензин и дизель, неадекватные как по химическому составу, так и по физической чистоте.

Грязь

В военное время поставками бензина иногда занимаются случайные люди и компании, которые банально не имеют достаточно чистых бензовозов и цистерн. Мелкие частицы ржавчины, старый осадок и подобные механические включения забивают фильтры в топливных магистралях и сетки топливных насосов. Но это мелочи, ведь двигатель всего-навсего заглохнет. Гораздо дороже обойдется ремонт или замена форсунок у дизельных моторов: частицы загрязнений портят их распылители и клапаны, что рано или поздно приведет к отказу двигателя. Особенно уязвимы к качеству горючего дизели с электронным впрыском типа Common Rail. Но обойти эту угрозу несложно – в сетях автозаправочных станций с хорошим именем вопрос чистоты в приоритете. Например, в сети Socar топливо по пути от нефтеперерабатывающего завода до бака клиента фильтруется 5 раз – на каждом из этапов перегрузки и хранения.

Присадки

Пакет присадок есть в каждом бензине, но проблема в том, что безответственные производители иногда экономят на них, закупая дешевый суррогат. Примитивные антидетонаторы ферроцены, которыми иногда повышают октановое число бензина, содержат слишком много железа. При сгорании топлива в цилиндре железо оседает на свечах, нарушая образование искры. Но падение мощности двигателя – еще полбеды, хуже то, что из-за этого красного налета могут выйти из строя катушки зажигания.

Передозировка дешевых присадок-антидетонаторов также снижает скорость сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах. Поэтому во-первых, падает отдача двигателя, а во-вторых, перегреваются детали системы впуска и поршни. Иногда это приводит к их оплавлению или разрушению. Наконец, дешевые присадки загрязняют двигатель дополнительными отложениями, которые становятся причиной потери характеристик мотора, а затем – преждевременного капремонта.

Смолы

Чрезмерное содержание смол и углеводородов в бензине и дизтопливе вызывает отложение клейкого нагара на поршнях и клапанах. Если проблему вовремя не заметить, это может завершиться залеганием поршневых колец, а то и зависанием клапанов – а это, как ни крути, встреча клапанов с поршнями и капитальный ремонт в придачу. У дизелей кроме того из-за смол могут закоксовываться форсунки, как минимум их придется промывать.

Октановое число бензина

Топливные системы с электронным управлением сглаживают отрицательное влияние низкого октанового числа на двигатель. Но злоупотреблять возможностями электроники нельзя, отклонение октанового числа допустимо лишь в редких случаях. Иначе детонация в конце концов разрушит поршни и двигатель потребует серьезного ремонта с полной разборкой.

Цетановое число дизтоплива

От этого показателя зависит легкость запуска дизеля. При отклонении цетанового числа от стандарта возрастает расход горючего, повышается дымность и токсичность выхлопа, усиливается жесткость работы двигателя и процессы износа в нем. У низкосортного дизтоплива, кстати, есть еще одна проблема – повышенное содержание парафинов, сказывающееся на морозе. Забитый парафином фильтр и трубки можно просто оттаять, но доставить машину на эвакуаторе в теплый бокс обойдется в копеечку.

Как избежать повреждения машины из-за некачественного топлива

  • Заправляться на АЗС уважаемой брендовой сети.
  • Не заливать горючее в пустой бак. Остаток старого горючего 0,5 – 0,25 бака разбавит «свежее» некачественное горючее, и к цилиндрам двигателя оно попадет в менее вредной концентрации.
  • Планируйте свои заправки и поездки, особенно далекие, чтобы покупать горючее только на проверенных АЗС. Не стесняйтесь взять с собой запас качественного топлива.

  • Если вы их используете, канистра и шланг должны быть чистыми. Не переливайте горючее под дождем, используйте лейку с плотной сеткой, которая отфильтровывает грязь и воду.
  • После заправки из подозрительного источника следите за двигателем и при малейшем подозрении на неполадки направляйтесь на СТО для проверки свечей, топливной системы и компрессии.
  • Для дизельного автомобиля зимой по умолчанию используйте антигель – депрессорную присадку. Причем ее тоже надо покупать не где угодно.

В заключение – наш универсальный совет. Если у вас нет возможности в условиях войны постоянно заправляться на брендовой станции с гарантированно качественным бензином или дизтопливом, посетите автомеханика, которому доверяете. Он знает, какие детали и параметры проверить, чтобы заметить факт недавней заправки некондиционным продуктом. Но мы искренне желаем, чтобы такого с вами никогда не случилось.