X

Чтобы дизель не подводил: как выбрать топливный фильтр

Все преимущества дизеля благодаря его особой топливной системе. Поэтому так важно, чтобы она была в полном порядке. А состояние этой прецензионной аппаратуры напрямую зависит от топлива – и от его первоначального качества, и от того, как оно было подготовлено к “употреблению”. Речь идет о топливных фильтрах дизельных моторов.

Почему мы так много говорим о топливных фильтрах именно дизельных двигателей? Потому что загрязненное топливо здесь может натворить больших неприятностей для владельца.

Бензиновый мотор в случае с неочищенным горючим просто заглохнет, и, чтобы устранить проблему, нужно будет только почистить сетку топливного насоса и досрочно поменять фильтр. В то время как в дизеле загрязнения выводят из строя такие дорогие узлы как топливный насос и форсунки, которые не всегда можно отремонтировать.

Дело в том, что давление горючего в магистрали современного дизеля с системой Common Rail настолько велико (1800 – 2000 бар), что любая твердая частица в потоке топлива становится неуправляемым космическим болидом. Который из-за массы и скорости буквально не вписывается в повороты топливных каналов и оставляет микровыбоины на всем, что попадается ему на пути. Например, на высокоточных поверхностях клапанов форсунок. Кроме вышеупомянутого эрозионного износа, мелкие частицы включений вызывают также абразивный износ, в первую очередь это касается деталей насосов высокого давления.

Также губительно действуют на форсунки и насос ТНВД примеси воды, и кроме того, в присутствии влаги начинается коррозионный износ деталей. Поэтому очень важно вовремя удалить ее из системы. Соответственно, топливные фильтры дизельных машин имеют, так сказать, целую “осушительную” систему.

Словом, в дизтопливе не должно быть никаких включений, а значит, фильтр в топливной магистрали дизеля должен работать безупречно.

Как устроен топливный фильтр

Конструктивно фильтр может быть разборным или нет, соответственно иметь сменный фильтрующий элемент или, являясь одноразовым, заменяться полностью. В любом случае главное в нем – фильтрующий элемент, который собственно и отделяет в себе все, что может навредить двигателю. Это специально изготовленный из синтетических микроволокон материал особого качества, и он должен отвечать следующим требованиям:

  • Создавать минимальное гидравлическое сопротивление при прохождении через него горючего;
  • Эффективно задерживать мельчайшие частицы. К примеру, топливные фильтры марки Bosch задерживают до 95% включений размером 3 – 5 микрон (и это, кстати, очень высокий показатель);
  • Задерживать не менее 93% воды, встречающейся в потоке топлива;
  • Не разрушаться под действием нефтепродуктов;
  • Не терять форму под влиянием высокого давления;
  • Иметь достаточную емкость, то есть не забиваться полностью до срока регламентного ТО.

Совместить столь противоречивые свойства в одном материале очень непросто, поэтому качественное сырье для изготовления фильтров стоит довольно дорого. Это и есть одна из причин, почему дешевые фильтры оказываются не столь эффективными, как более дорогие от ведущих производителей. Их конструкторы прибегают к особым решениям, обеспечивающим высокие показатели фильтрации при доступной конечной цене изделия.

В частности, многослойные фильтрующие материалы фильтров Bosch имеют дополнительную пропитку смолой – в результате их главный элемент сочетает отличную эффективность, влагостойкость и прочность на растяжение. Кроме того, для длительного срока службы этот материал научились складывать в особую “гармошку” с большой площадью поверхности. Соответственно, в ее микропорах может накапливаться большое количество загрязнений, а сопротивление потоку топлива сохраняется низким.

Пример правильного подхода к конструированию топливных фильтров: высококачественные материалы, точная обработка, четкие правила проверки качества и стандарты ОЭ. Bosch производит системы дизельного впрыска, потому знает, как их защитить.

Что будет, если фильтр плохой

Фильтры низкого качества, не говоря уже об откровенных подделках, несут особую опасность для двигателя – их вред так сказать, не мгновенный, а отложенного действия. Даже с самым плохим фильтром двигатель сначала работает нормально, и только со временем начинаются проблемы. Которые, между прочим, не все водители или механики связывают с неадекватностью фильтрации, потому что после замены фильтра прошло время.

А последствия использования некачественного фильтра дизтоплива могут быть следующие:

  • Преждевременный износ ТНВД и форсунок;
  • Выход из строя ТНВД и форсунок из-за полного отсутствия фильтрации, когда вследствие деформации фильтрующего элемента поток топлива идет в обход;
  • Падение мощности двигателя из-за быстрого заполнения микропор фильтра – вплоть до полной остановки двигателя.

Отметим, что некоторые из таких симптомов могут появляться и при качественном фильтре, который забыли своевременно заменить. Да и вообще, по замене есть серьезные оговорки.

Дело профессионалов

Относительно топливного фильтра дизельного автомобиля есть еще одно важное обстоятельство. Во многих случаях его замена – это несложная на первый взгляд операция, обусловленная определенным алгоритмом, нарушение которого приводит к поломке двигателя.

Если не вдаваться в подробности, нужно просто сказать, что при замене топливного фильтра дизеля следует избегать так называемого «завоздушивания» топливной системы. У разных моделей авто это могут быть разные действия, расписанные автопроизводителем, в том числе включение специального режима работы двигателя через диагностический сканер и соответствующую программу. Если же правила будут нарушены, двигатель во многих случаях успешно запустится и машина поедет, но некоторые детали будут повреждены, что приведет к преждевременному и дорогому ремонту, в частности, топливного насоса.

Таким образом, покупая качественный топливный фильтр для своего дизеля, вы должны сразу позаботиться и о месте его замены. Это должна быть мастерская, где не только знают всю процедуру по пунктам, но и где можно верить, что мастера у вашего автомобиля ее неукоснительно соблюдают.

А в идеале было бы сразу поехать туда, где фильтр и продадут, и установят. Например, на СТО Bosch Service с их отлаженной системой складов и поставок комплектующих. Таким образом вы получите гарантию под ключ – на деталь и выполненную работу.