X

Maserati Birdcage 75th: Птичья клетка

В нынешнем году кузовному ателье Pininfarina исполняется 75 лет. А на юбилеи принято дарить подарки. Даже себе. В Женеве юбиляр показал футуристический Maserati Birdcage 75th, с помощью которого одновременно и заглядывает в будущее, и оглядывается назад.

В нынешнем году кузовному ателье Pininfarina исполняется 75 лет. А на юбилеи принято дарить подарки. Даже себе. В Женеве юбиляр показал футуристический Maserati Birdcage 75th, с помощью которого одновременно и заглядывает в будущее, и оглядывается назад.

В нынешнем году кузовному ателье Pininfarina исполняется 75 лет. А на юбилеи принято дарить подарки. Даже себе. В Женеве юбиляр показал футуристический Maserati Birdcage 75th, с помощью которого одновременно и заглядывает в будущее, и оглядывается назад.

Презентуя концепт-кар, креативный директор Pininfarina доктор Кен Окуяма назвал его «ничем не ограниченным полетом фантазии». И действительно, своими неземными обводами Birdcage 75th возвращает нас в 50-60-е – период расцвета космического дизайна. Никогда ни до того, ни позже поклонение красоте и скорости не находило столь яркого и полного выражения. Стиль определял содержание, дизайнеры находились как минимум на одном уровне с конструкторами и компоновщиками. А кузовные ателье (по-итальянски – Karosseri) не боялись строить концепты и прототипы «из любви к искусству», презрев законы маркетинга и конъюнктуру. В итоге на свет появились одни из самых красивых и поразительных, как их тогда называли, дрим-каров (dream car переводится с английского как «автомобиль-мечта»): Bertone Carabo, Ferrari Modulo, ItalDesign ISO Grifo, Lamborghini Marzal, Lancia Stratos Zero, Maserati Ghibli.

Ведущий футуролог

Кстати, одним из пионеров, создававших такие футуристические концепты на гоночных шасси, как наш Birdcage 75th, стал именно Серджио Пининфарина: в 1954-м он разработал Maserati A6 GCS. Но наш герой – однозначно не еще один просто красивый неходовой макет, которыми нет-нет да и грешат «кароссери». Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что купе создала та же команда дизайнеров, которая сконструировала Ferrari Enzo. Поэтому у 75-го буквально все, от концепции и ТТХ до зеркал заднего вида, доведено до границ возможного.

Возьмите хотя бы «донора». В качестве отправной точки выбрали самую дорогую и экстремальную в истории Maserati модель – MC12, все экземпляры которой проданы еще до начала производства. От нее 75-й унаследовал бесполезные для концепт-кара 6,0-литровый V12 (более того, у 75-го 880-сильная кольцевая версия), гоночные 6-ступенчатый «секвентал» и подвеску. Причем силовой агрегат сделан в виде сменного модуля: за шесть минут его можно «заменить» силовой установкой, работающей на топливных элементах.

Чаще всего гоночные аэродинамики стремятся придать своим детищам формы капли (спортивные прототипы) или перевернутого крыла (болиды «Ф-1»), наиболее оптимальные для автомобиля с точки зрения сопротивления воздуху и создания прижимной силы. В Birdcage 75th применены сразу обе концепции. Шасси и часть карбонового кузова выполнены в виде антикрыла. А «сердцевине» – кокпиту, установленному за ним моторному отсеку и накрывающему их гигантскому колпаку – придали каплеобразную форму.

Кстати, зеркала заднего вида отсутствуют по определению: они и обтекаемость ухудшают, и чистоту линий нарушают, кроме того, при 1,1-метровой высоте от них мало толку. Функции зеркал выполняют камеры, работающие как в обычном, так и в инфракрасном диапазоне. Сигнал от них, поступающий на «вшитый» в рулевое колесо монитор, улучшает обзор при ограниченной видимости.

Помимо зеркал, у Birdcage 75th отсутствует и приборная панель. Ее заменяет прозрачный проекционный дисплей под лобовым стеклом, куда выводятся данные о состоянии различных узлов и систем автомобиля. Одновременно она является экраном для мультимедийного коммуникационного центра iDEN от Motorola, обеспечивающего навигацию, телефонию и доступ во Всемирную сеть. Центром можно управлять как кнопками на баранке, так и штатным мобильным телефоном, занимающим центральное положение на кокпите. Кстати, Pininfarina и Motorola – давние союзники: итальянцы в свое время «нарисовали» сразу несколько «мотороловских» телефонов. В свою очередь, американцы уже работают над линией трубок, стилизованных под определенные марки или даже модели автомобилей. Первые в очереди – Ferrari 360 Modena и Сhevrolet Corvette.

 При чем здесь птичья клетка?

Birdcage в переводе с английского – птичья клетка. Так пилоты прозвали Maserati Tipo 63 (1961 г., V8, 260 л. с.) за характерную форму рамы. Он предназначался для популярнейшего в те годы чемпионата мира по многочасовым гонкам вроде «24 часа Ле Мана» или «1000 км Нюрбургринга». В поисках сверхжесткого кузова, способного выдержать супердлинные заезды, инженеры из Модены создали принципиально новую пространственную трубчатую ферму, опоясывающую весь кузов, включая кокпит пилота. Получалось, что гонщик как бы сидит в клетке.

 Pininfarina Birdcage 75th
Общие данные
Габариты, Д/Ш/В, мм4656/2020/1090
База, мм2800
Масса, кг1500
Двигатель
Типбенз. с распр. впр.
Расп. и к-во цил./кл. на цил.V12/4
Объем, см. куб.5998
Мощность, кВт (л.с.)/об/мин515(700*)/7000
Трансмиссия
Тип приводазадний
КППсеквентальная 6-ст.
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.диск. вент./диск. вент.
Подвеска передн./задн.незав./незав.
Шины передние245/35 R20
Шины задние245/35 R22
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч300*
* Ограничена электроникой

Сергей Суховский
Фото автора и Pininfarina