X

Вперед в будущее: какими были концепт-кары 20 лет назад

За 20 лет дизайн автомобилей кардинальным образом изменился. Мы решили вспомнить наиболее интересные проекты, презентованные на мировых автошоу в 1997 году, и проанализировать, какие именно идеи тех лет воплощены в жизнь в современных автомобилях.

Вторая половина 90-х была весьма непростой для многих украинцев и не только. Но за границей в этот переломный период автопроизводители активно разрабатывали машины будущего, показывая все новые и новые прототипы.

Какими были концепты, когда только появился “Автоцентр” – смотрите сами.

«Крылатый» металл – от концепта в серию

В 1997 году на автошоу во Франкфурте компания Audi презентовала инновационный концепт Al2 – компактный городской хэтчбек, выполненный из алюминия. В кооперации с американским производителем изделий из алюминия Alcoa Audi создала интегральный алюминиевый кузов. Уникальная конструкция была запатентована и получила название Audi ASF (Aluminium Space Frame).

Впоследствии наработки и технологии легли в основу флагманской модели Audi A8. В том же году на автошоу в Токио была показана двухдверная версия концепта Al2 Open End с модульной конструкцией задней части кузова. Через три года в Некарсульме компания начала серийное производство на заводе компактного хэтчбека Audi A2, который стал первым в мире серийным компактным автомобилем с алюминиевым кузовом.

Сегодня кузова из «крылатого» металла активно внедряются автопроизводителями всего мира. Например, флагманский седан Audi А8 имеет несущий кузов из алюминия, со­зданный на основе технологии ASF.

Audi A8 (2017)

Mультимедиа

На домашнем автосалоне в Токио компания представила футуристический седан Mazda MS-X. Он отличался большой площадью остекления, панорамным задним стеклом и 18-дюймовыми колесными дисками. Переднеприводный седан оснащался 2-литровым бензиновым мотором, независимой подвеской всех колес и АКП, управление которой осуществлялось с помощью кнопок на руле. К услугам водителя и пассажиров предлагалось 4 индивидуальных кресла. На стоянке передние сиденья можно было развернуть на 180°. Задний ряд кресел легко складывался, образуя большую площадку для багажа. Щиток приборов – по центру торпедо. Но самой интересной особенностью машины стала подвижная центральная консоль с откидным дисплеем, отображающим информацию о работе всех систем машины, – своеобразный прообраз нынешних мультимедийных систем. На стоянке он прятался внутрь приборной панели, а щиток приборов закрывался крышкой.

Дизайн современной линейки автомобилей Mazda выглядит гораздо более стильно и элегантно, чем 20 лет назад. Но еще большую трансформацию претерпел салон, в котором появилась мультимедийная система с сенсорным экраном и HMI-интерфейсом, а также всплывающий дисплей перед взглядом водителем.

Путешествуем с комфортом

Французские автопроизводители всегда умели удивить яркими концептами. Летом 1997 года перед посетителями автошоу в Лондоне предстал Peugeot 806 Runabout. За основу для проекта дизайнеры Peugeot взяли популярный минивэн Peugeot 806, но в процессе работы по примеру Микеланджело «отсекли все лишнее». В результате получился весьма оригинальный симбиоз пикапа и родстера. Деревянная палуба с электроприводом закрывает багажное отделение, в котором прячется компактный водный мотоцикл. Доступ к нему обеспечивают две распашные двери в задней части кузова, а миниатюрная лебедка облегчит его погрузку.

Багажник отделен от салона двумя небольшими дверцами, открыв которые можно достать складные кресла еще для двух пассажиров. Переднее водительское сиденье разворачивается на 180°, а в карте дверей предусмотрена ниша для бутылки шампанского, бокалов и закуски. Внутри салона – комбинированная отделка из кожи, алькантары и дерева, а руль стилизован под корабельный штурвал.

У этого современного авто для активного отдыха – Peugeot Traveller – есть все необходимое, включая навигацию и мультимедийную систему. А возможности трансформации салона позволят удовлетворить любые потребности владельца.

Городские малыши

В 1994 году концерн BMW стал владельцем активов британской Rover Group. Главной целью данного поглощения стало приобретение культового бренда MINI. Детище сэра Алека Иссигониса, появившееся в далеком 1959 году, требовало замены, поэтому сразу после сделки перед командой дизайнеров поставили задачу подготовить современный аналог MINI. Весной 1997 года на Женевском автосалоне показали компактные прототипы MINI Spiritual и MINI Spiritual Too.

Команда британских дизайнеров попыталась сохранить в концептах идею легендарного MINI, а именно: минимальные размеры и вес. Длина 700-килограмового Spiritual – 3 м, а его четырехдверный собрат весил 900 кг и был 3,5 м в длину. Оба автомобиля получили 3-цилиндровый 0,8-литровый мотор мощностью 60 сил. Он расположен под сиденьями второго ряда и приводит в движение задние колеса. Запаску и аккумулятор отправили вперед под капот, а бензобак разместили под сиденьем водителя.

Сегодня линейка автомобилей MINI насчитывает большое количество моделей и модификаций, включая 3- и 5-дверные хэтчбеки. Правда, современные требования относительно комфорта и безопасности заставили конструкторов увеличить габаритные размеры продукции культового британского бренда.

Кроссовер из Милана

В начале марта на автосалоне в Женеве состоялся европейский дебют первого серийного кроссовера Alfa Romeo, получившего название Stelvio. Но мало кто помнит, что 20 лет назад здесь же, в Женеве, демонстрировался SUV с эмблемой итальянской марки. Этот автомобиль назывался Alfa Romeo Sportut, а создали его в итальянском кузовном ателье Bertone. Концепт был лебединой песней основателя компании Нуччио Бертоне, которого не стало 26 января 1997 года. Тогда кроссоверы только зарождались как класс, но маэстро, как все называли Бертоне, уже предвидел коммерческий успех таких машин.

В основе проекта лежала платформа хэтчбека Alfa Romeo 145. Автомобиль оснастили 2-литровым 150-сильным бензиновым мотором, работавшим в паре с 5-ступенчатой механикой. Внедорожные характеристике машине обеспечивал внушительный клиренс и полноприводная трансмиссия. Среди оригинальных дизайнерских решений модели – большая панорамная дверь багажного отделения, спрятанные в зад­ние стойки ручки дверей, а также наружные зеркала на крыльях с повторителями поворотов.

Финансовые трудности, которые в то время испытывал концерн Fiat, лишили концепт шанса отправиться на конвейер. Но, как знать, возможно, Sportut мог бы стать для Alfa Romeo тем, чем появившийся несколькими годами ранее RAV4 стал для Toyota. Серийный кроссовер в модельной линейке итальянского бренда появился только в прошлом году. Новинке, получившей имя Stelvio, прочат большой коммерческий успех.

Alfa Romeo Stelvio (2017)

Американское барокко

Американские дизайнеры всегда тяготели к большим роскошным авто, черпая вдохновение в облике машин 30-х годов прошлого века. Концепт Phaeton, представленный на автошоу в Детройте, был создан с оглядкой на исторические модели Newport Phaeton и Imperial Parade Phaeton. Автомобиль получил уникальный 4-дверный кузов кабриолет со складным жестким верхом. Пассажирский и водительский отсеки разделены массивной перегородкой с выдвижным ветровым стеклом.

Несмотря на внушительные размеры (длина авто 5,4 м) Chrysler Phaeton имел 4-местный салон, богато декорированный кожей и экзотическим африканским деревом Зебрано. Интересной и очень удобной особенностью концепта стала также дополнительная приборная панель для задних пассажиров. В соответствии с флагманским статусом модели под капотом установили 5,4-литровый V12 с алюминиевым блоком цилиндров, который развивал 425 л.с. Для максимального комфорта езды подвеска всех колес была независимой.

Chrysler Phaeton (1997)

Спустя 20 лет интерес к большим мощным седанам в США до сих пор не ослабевает. Нынешний флагман Chrysler 300 достигает 5,04 м в длину, а в списке опционных моторов предлагается также 6,4-литровый двигатель HEMI V8 мощностью 476 л.с.

Экономный дальнобой

Луиджи Колани, несомненно, можно назвать одним из самых экстравагантных промышленных дизайнеров ХХ века. В 1978 г. на выставке IAA во Франкфурте он представил революционный по своему дизайну грузовик Colani Truck 2001. Благодаря оригинальной форме кабины автомобиль обладал рекордным коэффициентом аэродинамического сопротивления Сх – 0,4. Но смелость и необычность концепта сыграли с ним злую шутку: никто из автопроизводителей не рискнул воплотить идеи Колани в серийное производство. Однако это не остановило талантливого дизайнера, который с завидной регулярностью являл миру очередную версию концептуального тягача.

Так, в 1995 году во Франкфурте была показана третья генерация модели, получившей имя Vision 2005. Коэффициент Сх был снижен до 0,32. Донором шасси стал Mercedes-Benz 1844 с 435-сильным турбодизелем. Кабина Vision 2005 получила собственную подвеску, что позитивно повлияло на комфортность езды. Кроме того, автомобиль получил ABS, систему контроля тяги TSC и опытную версию ESP. В 1997 году по заказу компании по производству бытовой электроники TechiSat был создан еще один грузовик с иным, более агрессивным, оформлением передней части кузова.

Vision 2005 (1997)

Современные магистральные тягачи существенно превосходят детище маэстро Колани по своим техническим характеристикам. Примером тому может служить новый IVECO Z Truck, представленный на автошоу в Ганновере. При создании этого автомобиля было запатентовано 29 (!) технических решений. Автомобиль оснащен 460-сильным мотором, работающим в паре с 16-ступенчатой коробкой передач. В качестве топлива используется биометан, а 1200 л газа хватит, чтобы без дозаправки преодолеть до 2200 км.

Iveco Z Truck (2017)