X

Эффект косинуса и сертификация TruCAM – мифы и реальность

Эксперт военной радиосвязи пояснил, что такое эффект косинуса у трукамов, и как приборы по измерению скорости проходят сертификацию в Украине и иных странах.

Мы продолжаем публиковать интервью о TruCAMах с инженером военной радиосвязи, кандидатом технических наук Кривенко Владимиром Александровичем. 

В первой части разговора мы выяснили, почему трукамы не являются радарами, в чем состоит их коренное отличие от российского ВИЗИРа, почему именно на этих приборах остановила свой выбор Украина, а также, насколько шифрование информации в трукамах можно считать надежным. Теперь настала очередь поговорить об “эффекте косинуса” и сертификации этих устройств.  

“Эффект косинуса” TruCAM

А.Ц.  Разъясните, пожалуйста, что это за «эффект косинуса», которым объясняют ошибочную работу лидаров TruCAM?

Утверждается, что, во-первых, якобы, TruCAM давно в США не используется из-за сильных погрешностей и возможности манипуляций с его результатами измерений.

Во-вторых, дескать, в украинской версии инструкции по эксплуатации TruCAM гораздо меньше страниц, чем в американской. Объясняют это сокрытием данных об «эффекте косинуса». Будто бы в недостающих страницах поясняется, как данное явление искажает результаты измерений. Что «эффект косинуса» зависит от кривизны дороги, дальности нахождения TruCAM от края дороги, а также от расстояния между прибором до движущегося автомобиля. Также говорят, что TruCAM всегда «ошибается» не в пользу водителя.

Польский полицейский с трукамом

В.А.  Во-первых, больше 6000 измерителей скорости TruCAM сейчас применяют в более, чем 100 странах мира. В том числе и в США. Эти приборы успешно прошли сертификацию в самых именитых метрологических центрах мира. 

Во-вторых, измышления об “эффекте косинуса” появились, когда в американской версии инструкции неким «умником» было найдено словосочетание «Roadside offset» – «Смещение от дороги», а дальше он поделился собственными фантазиями и измышлениями по поводу влияния эффекта косинуса на результат измерений. Причем конкретных расчетов так и не привел. Брякнул ерунду, а массы любителей скоростной езды подхватили и растиражировали эту глупость.

На самом деле, ввод параметра «Roadside offset» появляется на экране TruCAM ТОЛЬКО в режиме «Distance between Cars» – DBC (дистанция между машинами). Предназначен он только для этого режима, и ни на какой другой режим измерения этот параметр не влияет. 

Но, в Украину ни одного прибора TruCAM с функцией DBC не завезено, так как для нас это не актуально, а эта функция стоит дополнительных $500 на каждый прибор. Вот поэтому и страниц в украинской версии инструкции меньше.

В-третьих, эффект косинуса работает исключительно в «пользу» нарушителя. Поэтому все, что может сделать оператор при измерении — это правильно выбрать позицию, чтобы результат не занижался. Согласно рекомендациям OIML R91, угол должен быть не более 10 градусов, чтобы существенно не влиять на результат. А в мануале к TruCAM рекомендуется позиция 1 м смещения на 10 м дистанции. Arctan (0,1) = 5,7 градуса.

В-четвертых, на каждое измерение предоставляется видеоклип всего процесса от начала до конца измерения, где видны позиции измеряющего и нарушителя.

И наконец, каждый файл измерения имеет GPS координату с позицией измеряющего с точностью до 3 м. Так что для любителей тригометрических экзерсисов есть поле для деятельности.

Читайте также:
Все подробности о радаре контроля скорости TruCam и его использовании в Украине

Сертификация TruCAM

А.Ц.  Как Вы думаете, почему часто подвергают сомнению соответствие TruCAM регламентируемым техническим параметрам?

В.А.  Всем псевдоэкпертам хочется сказать одно: не тратьте время и не морочьте людям головы. Сертификат должен быть действующим только на момент ввоза или реализации. Для дальнейшей эксплуатации нужно иметь только действующее свидетельство о поверке. Срок действия сертификатов – это вопрос процедур легализации конкретных приборов или их партий.

Читайте также:
Опубликована карта размещения радаров контроля скорости TruCam

  1. Сертификат выдается после занесения в реестр, а не наоборот.
  2. Исключение из реестра происходит, например, если заявитель не подает заявку на очередные госиспытания в отсутствие заказов в ближайшей перспективе.
  3. Главное – это состояние разрешительных документов в момент реализации приборов на рынке.

До 04.09.2016 года на законодательно регулируемые средства измерительной техники (ЗР СИТ) необходимо было иметь: свидетельство о государственной метрологической аттестации и действующее свидетельство о поверке или Сертификат утверждения типа и действующее свидетельство о поверке. Закон обратной силы не имеет, поэтому все приборы, которые были легализованы до 04.09.2016, могут использоваться без ограничений на законных основаниях при наличии действующего свидетельства о поверке.

 

После 04.09.2016 года на ЗР СИТ необходимо иметь:

  1. Сертификат проверки типа по модулю В.
  2. Сертификат по модулю F или D. А после первого года эксплуатации еще и действующее свидетельство о поверке.

Продолжение интервью – в третьей части.

В нем обсуждаюся вопросы об использовании TruCAM при температурах ниже -10оС, о вреде прибора для глаз водителей, а также, что за ремонт требуется трукамам, находящимся на балансе украинской Нацполиции.

Читайте также:
Украинские автомобилисты активно попадают под прицел радаров TruCam