X

Эксперты провели масштабное исследование «девяносто пятого» бензина

По данным официальной статистики, доля белорусских бензинов в Украине в общем импорте достигла 80 процентов. Как известно, нефтеперерабатывающие заводы нашего соседа основательно модернизированы, и выпускают топливо стандарта Евро 5. Выходит, проблем с качеством быть не должно? Это решили проверить эксперты Института потребительских экспертиз, проведя рейд по наиболее популярным сетям АЗС. И оказалось, что заправка «пятым» бензином всё еще может быть квестом с печальными последствиями.

Основное внимание эксперты уделили большим всеукраинским сетям, но также «под прицел» попали средние и региональные сети, позиционирующие себя на рынке как дискаунтеры. В недавнем исследовании дизельного топлива, проведенном  Институтом, последние показали достойный результат, предлагая качественное топливо по цене ниже основных игроков.   Как будут обстоять дела с бензином? В этом исследовании были отобраны образцы 13 сетей – БРСМ-нафта, WOG, МОТТО, КЛО, OKKO,  Amic, Chipo, GLUSCO, ANP, Marshall, Sun Oil, Shell, и Avantage.

Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Образцы были проверены по основным параметрам – октановое число, содержание серы и объемные части ароматических углеводородов и бензола. Результаты не порадовали – три образца оказались не кондиционными.

Первым делом был проверен самый главный для работы двигателя параметр – октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации — преждевременному  сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по исследовательскому методу. Согласно ему норматив установлен на уровне не ниже 95 единиц. Все образцы, кроме одного, уложились в норматив, более того, практически все имели «запас» в две и более единицы!  «Девяносто седьмым» бензин оказался у сети БРСМ-нафта и КЛО (97,2 и 97 единиц).  А вот в бензине от сети Avantage и Marshall «октана» «не хватило» – 93 и 88 (!) единиц соответственно, что не соответствует нормативу.

Далее эксперты проверили ещё один важнейший показатель – содержание серы.   Если этого вредного вещества в топливе слишком много, это  приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и «смерти» катализатора. К тому же становится «грязнее» выхлоп и в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы. ДСТУ для А-95-Евро5 требует не более 10 мг/кг. И здесь также ситуация оказалась неплохой, но были и неприятные исключения. У сети Avantage бензин оказался с содержанием серы 393 мг/кг! Также превышение содержания серы было обнаружено в образце топлива Marshall. Это очень существенные превышения, способные нанести смертельный удар двигателю. Для сравнения, у лидеров количество серы было минимальным –  БРСМ-нафта, (5 мг/кг), КЛО, ОККО (5,2 и 5,9 мг/кг соответственно).

Ещё один немаловажный параметр – содержание бензола. Это вещество способно смывать масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. ДСТУ нормирует объемную часть содержания бензола на уровне не более 1%. В этом параметре нарушители –Marshall и Avantage бензола было 15 раз(!)  больше установленного норматива! Меньше всего вредного вещества оказалось у проб, отобранных на АЗС Shell (0,51%) и БРСМ-нафта – 0,40 процента.

Что касается содержания ароматических углеводородов, ДСТУ регламентирует содержание ароматических углеводородов в бензине 5-ого экологического класса не более 35% по объему. Превышение грозит увеличенным  процессом образования нагара. В этом параметре все испытуемые уложились в норматив, нарушений не обнаружено.

Итоги исследования в целом очень схожи с результатами дизельного топлива – у сетей «второго» эшелона (по количеству станций) – например, БРСМ-нафта, КЛО или GLUSCO, качество топлива стабильно и зачастую превышает показатели больших «премиальных» сетей, при меньшей стоимости литра. Более того, уже практически полностью нивелирован фактор сервиса или ассортиментов питания или магазинов – теперь у тех же БРСМ-нафта вообще изменилась концепция с «АЗК с магазином» на «магазин с возможностью заправиться». А КЛО строит новые и реконструирует комплексы с упором на премиум-обслуживание. Но вместе с тем, в некоторых сетях все ещё ставят прибыль выше репутации и продают некондиционное топливо, зачастую по очень низкой цене.