X

Готов ли автосервис к обслуживанию электромобилей?

Простота электромобиля по сравнению с авто с ДВС - вещь обманчивая. Хотя сервис и ремонт им действительно нужны нечасто, но проблемы стали более сложными и для решения требуют высоких технологий. Неудивительно, что СТО встречают владельцев таких машин без особой радости.

Как и владельцы обычных автомобилей, пользователи авто с электроприводом имеют несколько вариантов СТО для своих «колес»: дорогой и не везде доступный дилерский сервис, дешевый и опасный гаражный, а также нечто среднее – независимые мастерские, в основном доступные по цене и вполне ответственные. Но любой СТО для качественного обслуживания и ремонта гибрида или электромобиля нужна специальная подготовка.

«Есть два типа владельцев электромобилей, – говорит Евгений Черногорский, владелец Bosch Car Service «Запад-Авто» из города Ровно. – Первые покупают их ради экономии, поэтому для обслуживания ищут недорогие сервисы. Вторые покупают электромобили ради престижа, уважаемого бренда, для лучшей экологии, чтобы быть в тренде и тому подобное. Такие владельцы не экономят на сервисе, поэтому выбирают или дилерские станции, или такие СТО, как наш «Бош Сервис». У нас работают квалифицированные специалисты, есть специальное оборудование и большой опыт. Качественный сервис не может быть дешевым, однако он гарантирует надежность электромобиля и безопасность его эксплуатации».

Почему авто с электроприводом нельзя на обычную СТО

Первое, что с точки зрения сервиса отличает гибрид или электромобиль от машины «старой школы» – это наличие на борту высокого напряжения, около 400 вольт. Конечно, когда исправный автомобиль находится в повседневной эксплуатации, это не проблема. Но когда машину начинают частично разбирать с целью обслуживания или ремонта, то вопрос электрической безопасности становится жизненно важным. Причем теоретически риск поражения током имеет не только электрик, который вмешивается в соответствующую систему, но и механик, ремонтирующий, скажем, тормоза или кондиционер.

Второе специфическое отличие «электромобильного» сервиса – в наличии электродвигателя и целой системы силового питания. Последняя состоит из нескольких электронных модулей, очень непростых с точки зрения схемотехники, да еще и с высоким напряжением внутри. Для работы с ними нужны не только знания базовых правил безопасности, но и специальное образование. Собственно, перечень условий, которым СТО должна соответствовать, чтобы получить право работать с электроприводом – это отдельный разговор.

Как СТО становится «электромобильной»

Конечно, прежде всего мастерскую нужно укомплектовать оборудованием. Это не самая сложная задача (о ней – чуть ниже) для тех, кто работает под флагами определенной материнской компании, например того же Bosch Car Service, поскольку она предлагает, так сказать, весь необходимый комплект.

Начинается все с диагностического оборудования, ведь любой ремонт невозможен без выяснения причины проблем. Для диагностики электромобилей и гибридов сервисмены используют стандартные «бошевские» диагностические приборы: KTS 560/590, FSA-500 и FSA-720/740/760 с постоянно обновляемым программным обеспечением Bosch ESI [tronic] 2.0 и CompacSoft [plus], а также специальный тестер FSA 050 для проверки изоляции силовой проводки электромобиля.

Также используется набор оригинальных диагностических устройств и фирменных программ, например LeafSpy Pro, Renault Clip, Toyota Techstream и тому подобное. При работе с электрооборудованием нужны специальные инструменты с изолированными ручками, изоляционные коврики, изоляционные резиновые перчатки и тому подобное. Вся изоляция на инструменте и принадлежностях должна быть рассчитана на напряжение 1000 В.

Но любой руководитель СТО согласится, что все вышесказанное не является большой проблемой, так как оборудование можно приобрести или получить в филиалах компании. Самое важное – это люди, которые будут работать с электромобилями и гибридными авто. Ведь для получения допуска к таким машинам даже обычный слесарь-«ходовик» должен превратиться отчасти в электрика! По меньшей мере, он должен усвоить целый свод правил электротехнической безопасности и научиться следовать им во время работ. И это не говоря уже о диагностах и автоэлектриках, которые будут вмешиваться непосредственно в систему электропривода.

Один из секретов успешной работы с электротранспортом на СТО сети Bosch Car Service – именно в решении кадрового вопроса. Учебный центр Bosch, действующий в Киеве, среди других занятий проводит тренинги с практической ориентацией относительно обслуживания и ремонта электромобилей и гибридов. В рамках учебного курса специалисты Bosch предоставляют сотрудникам мастерских всю информацию об эффективной и безопасной работе с высоковольтными системами. Кроме фундаментальных знаний об электротехнике и функциональных возможностях электрического и гибридного транспорта, мастера получают также информацию о мерах безопасности и защиты.

«Благодаря партнерству с Bosch, – говорит Маркин Романишин, генеральный директор Bosch Car Service« 112 Украина »из г. Львова, – мы имеем такой важный инструмент, как горячая линия технической поддержки. Это и консультации по телефону, и сеансы удаленной диагностики автомобиля, когда эксперты компании помогают разобраться в самых тяжелых случаях, подключившись к автомобилю через интернет и тестер Bosch. В результате мы пользуемся в регионе высоким авторитетом среди владельцев гибридов и электромобилей. По крайней мере, два постав нашем цехе постоянно загружены работой с такими машинами».

Специфические работы

Сегодня все больше СТО открывают у себя посты для работы с моделями, имеющими электрический привод. Владельцы электромобилей и гибридов обращаются за помощью с такими сугубо «электроприводными» проблемами, как

• диагностика электродвигателя и силовой электроники;
• оценка операций зарядки и разрядки;
• оценка состояния тяговой батареи, а также ее отдельных элементов;
• оценка различных рабочих состояний систем (в частности, гибридных): рекуперация, одновременная работа электропривода и ДВС, езда на чистом электроприводе и тому подобное.

Это так сказать перечень официальных услуг, регламентированный автопроизводителями и в случае Bosch Car Service – его документацией. Если мастера находят поломки силового, зарядного или рулевого оборудования, дилерский регламент предусматривает замену блока или агрегата. Но на украинских СТО «электромобильного» профиля мастера умеют несколько больше: ремонтируют двигатели, заменяют элементы батарей, «балансируют» и «поднимают» их.

То есть в принципе, в Украине уже есть СТО, где могут решать все технические проблемы электромобилей и гибридов – как сугубо специфические, связанные с электроприводом, так и обычные, так сказать, общетехнического порядке. Вероятно, со временем таких станет еще больше.

Александр Черевко, руководитель подразделения сервиса и технической поддержки Bosch:

Еще не так давно все, что в машине касалось электричества, было зоной ответственности человека отдельной профессии – диагностика или автоэлектрика. Но техника развивается так, что сегодня даже слесарь, работающий с чисто механическими узлами, подвеской или коробкой, должен знать хотя бы азы электротехники. Наш Учебный центр готовит специалистов разного профиля в соответствии с современными требованиями. Среди них – специалисты, которые могут ремонтировать и обслуживать непосредственно системы поводу гибридов и электромобилей. Подготовка каждого такого специалиста требует времени и усилий, но в Учебном центре Bosch знают, как это делать. В конце концов, специалист на СТО – самый ценный капитал любой мастерской, и все усилия по его подготовке оправданы.