X

История Porsche 911 Targa: как в Porsche придумали необычный кузов

Стремясь удержаться на автомобильном рынке Соединенных Штатов, Porsche положила начало массовому использованию совершенно нового типа кузова.

Совсем недавно компания Porsche расширила гамму версий 911 Type 992 представив 911 Targa 4 и Targa 4S. И хотя немецкая компания не является самым первым производителем, который создал такой тип кузова, очень скоро его название стало в автомобильном мире нарицательным, да и история создания Targa весьма интересна!

Porsche представил 911 Targa на международном автосалоне во Франкфурте в сентябре 1965 года. И уникальность этой версии 911-го была в том, что Targa не являлась ни кабриолетом, ни купе, ни даже хард-топом. Это было нечто совершенно новое: первый в мире кабриолет с дугой безопасности или же Targa Roll Bar. 

Движением на открытом воздухе теперь можно было наслаждаться, не так опасаясь за безопасность. А благодаря съемной крыше и откидному пластиковому заднему стеклу, можно было варьировать степень открытости по желанию. Концепция Targa положила начало целому семейству моделей, а также применялась и в других моделях, таких как 914 и Carrera GT.

Как появилась Targa?

Новая концепция стала ответом Porsche на повышенные требования безопасности для автомобилей с открытым верхом на американском рынке, противостоя мнению, призывающему полностью запретить кабриолеты (!) в Соединенных Штатах.

Прототип Porsche 911 Targa

Идею для такого решения конструкторы подсмотрели в автоспорте, и классический силуэт купе дополнила перемычка из нержавеющей стали, установленная сразу за передними дверьми. Интересно отметить, что обычные кабриолеты в кузове с индексом 901 также были построены, но дальше экспериментальных экземпляров дело не пошло. Одна из таких машин получила кузов работы ателье Bertone и существует в единственном экземпляре.

При выборе названия для модели также было решено связать ее с автоспортом, где Porsche был весьма успешным, и выбор пал на Targa Florio – гонке на Сицилии. Но в Порше справедливо опасались, что в автомобильном мире приживется уменьшительно-ласкательное “Флори”, что не совсем подходит для спортивного автомобиля. В итоге глава отдела внутренних продаж Гарольд Вагнер предложил оставить просто “Тарга”. Да, в переводе с итальянского это значит номерной знак, но согласно фирменной легенде, об этом значении слова в Porsche тогда не задумывались, а осознали его только тогда, когда копирайтеры уже работали над рекламной брошюрой.

В августе 1965 года Porsche подала заявку на патент на концепцию Targa, а с осени 1966 года Targa с потрясающим успехом дополнила купе 911, 911 S и 912. С конца лета 1967 года модели Targa можно было дополнительно заказать с фиксированным и обогреваемым задним стеклом из безопасного стекла вместо откидного пластикового заднего “стекла”. Решение, которое стало стандартным оборудованием всего год спустя и которое оставалось характеристикой targa более менее неизменным до 1993 года.

Что касается съемной части крыши, то она демонтировалась вручную и пряталась в багажник, который у 911 с его заднемоторной компоновкой традиционно находится под капотом. 

Первые модели оснащались 2-литровым или же 2.2-литровым бензиновым мотором мощностью от 110 до 180 л.с., а в 70-х годах с небольшим увеличением литража, силовая отдача подобралась к отметке 200 л.с.

Porsche 911 Targa второго поколения

911 Targa также оставалась неизменной в линейке второго поколения 911, получившей индекс 911, построенных в конце лета 1973 года. Кузов Porsche 911 был модифицирован, теперь в нем появились новые выступающие бамперы, опять же, в соответствии с новым законодательством в Штатах. Они были способны поглощать удары до скорости 8 км/ч без какого-либо повреждения. Прочная нержавеющая сталь из которой выполнен Targa Roll Bar теперь стала доступна и в черном цвете. Второе поколение спорткара было глубокой модернизацией первого, поэтому серьезных изменений здесь не было.

Даже когда в январе 1983 года в серию был включен 911 SC Cabrio с полностью открытым верхом, версию targa оставалась неизменной. Эта генерация легендарного спорткупе выпускалась до 1989 года.

Type 964  – Targa остается классической

Уже осенью 1988 года Porsche представила первый полноприводный 911 Carrera 4 Type (кузов 964), сделав его третьим поколением культового спортивного автомобиля. Porsche сохранил классическую форму кузова 911, но около 85% всех элементов были новыми. Всего год спустя, вариант с классическим задним приводом был также доступен в форме 911 Carrera 2, но также можно было заказать все три типа кузова: купе, кабриолет и тарга.

Porsche 911 Carrera 2 Targa и 911 Carrera 4 Targa, построенные до 1993 года, все еще имели классическую поперечную балку Targa и съемную центральную часть крыши. Модель оснащалась двигателем 3.6 мощностью 250 л.с., при этом полноприводная версия набирала первую “сотню” за 5,7 секунд. В течение первых трех поколений Porsche 911 было построено 87 663 модели Targa.

Стекло вместо воздуха – Porsche 911 Targa Type 993

Четвертое поколение Porsche 911 (Type 993) было представлено осенью 1993 года, а версия Targa появилась двумя годами позже. Ее ключевой особенностью была стеклянная крыша, которая при помощи электроприводов могла сдвигаться назад уходя под заднее стекло. Лишившись фирменной Targa Roll Bar, в профиль это поколение 911 targa выглядело, как обычное купе, только с большим люком.

Правда, с большой панорамной крышей да и вообще, немалой площадью остекления в целом. Зато преимуществами нового решения стало снижение шума ветра и улучшение аэродинамики. Да и в чистоте линий этому поколению Porsche 911 точно не откажешь. Но, тем не менее, выпуск Porsche 911 Targa Type 993 продолжался всего два года, с 1995 по 1997 годы. Модель оснащалась только 3.6-литровым мотором, но уже на 285 л.с. и до 100 км/ч могла ускориться за 5.4 секунды. Но все же современное прочтение классической Targa было не то.

911 Targa Type 996 – новая задняя крышка для Targa

В следующей генерации – Type 996 – Porsche сохраняет концепцию стеклянной крыши. Причем если купе дебютировало в 1997 году, то модификация Targa увидела свет лишь в конце 2001 года. В Порше строили одни из быстрейших спорткаров по тем временам и версия тарга была вовсе не в приоритете. Да и учитывая наличие в гамме классического кабриолета, Targa была тогда не очень популярной, играя роль скорее интересного дополнения, нежели являясь самостоятельной модификацией. За четыре года производства было выпущено чуть более 5 тысяч экземпляров, и это даже не десятая часть от всех 911 того поколения.

 

Хотя стоит отметить, что новая Targa была также первой моделью 911, в которой заднее стекло можно было поднять. Это позволяло легко получить доступ к заднему отделению для хранения багажа объемом до 230 литров для загрузки чемоданов и сумок.

Впрочем, Porsche 911 Type 996 стала знаковой генерацией для компании – здесь впервые были использованы шестицилиндровые двигатели с водяным охлаждением. Казалось бы, о классической Targa можно было забыть…

911 Targa Type 991 – возвращение легендарной Targa

В сентябре 2011 года Porsche представила седьмое и полностью переработанное поколение 911. Следом за купе и кабриолетом, модель Porsche 911 Targa была представлена ​​в январе 2014 года и представляла собой современную классику с инновационной крышей. Как и у легендарной оригинальной Targa, новая модель имела характерную широкую планку Targa roll bar! При этом секцию над водителем и передним пассажиром выполнили автоматически складываемой, для чего чего понадобилось разработать целую систему механизмов: один складывает крышу, а другой полностью приподнимает заднее стекло, куда и прячется секция крыши.

Фишкой данного механизма является то, что весь процесс происходит через фирменную планку, для чего инженерам пришлось сделать в ней откидные секции, но без потери общей жесткости конструкцией. Таким образом, классическая идея Targa была впервые успешно объединена с многофункциональностью складной крыши. После обновления в 2015 году, Porsche 911 Targa получила 3-литровые моторы мощностью до 450 л.с. Таким образом, самые мощные версии легко преодолевают отметку в 300 км/ч, а первую “сотню” разменивают менее, чем за 4 секунды.