X

История Buell: Спортбайк Harley Davidson

Звучит абсурдно, не правда ли? Примерно как мотороллер «Днепр» или «Таврия» WRC. Тем не менее Harley Davidson вот уже семь лет строит и продает спортбайки Buell.

Звучит абсурдно, не правда ли? Примерно как мотороллер «Днепр» или «Таврия» WRC. Тем не менее Harley Davidson вот уже семь лет строит и продает спортбайки Buell.

Звучит абсурдно, не правда ли? Примерно как мотороллер «Днепр» или «Таврия» WRC. Тем не менее Harley Davidson вот уже семь лет строит и продает спортбайки Buell.

Человек, давший имя этой марке, начинал свою карьеру не где-нибудь, а в КБ самого Harley Davidson. Да вот беда – больше, чем свою работу, он любил мотогонки, с которыми у HD всегда было туго. Причем Эрик Бьюэлл был и пилотом, и конструктором, успевающим разрабатывать с друзьями гоночные моторы и шасси для популярной в США в первой половине 80-х «Мотоформулы-1», где соревновались 2-цилиндровые литровые мотоциклы. Кстати, в отличие от других «самодельщиков», использовавших в качестве доноров японские и итальянские агрегаты, они строили моторы на базе легендарных «харлеевских» V-образных «двоек».

В 1983-м свет увидела первая самостоятельная модель RW750, на которую нашлось сразу пятеро покупателей. Но наладить ее выпуск Бьюэлл сотоварищи не успели – сезон 1985 года стал для «Мотоформулы-1» последним. Впрочем, заказы никто не аннулировал, более того, их количество увеличилось. И это объяснимо – еще никому не удавалось столь удачно преобразить кондовый HD в спортбайк. И при этом не только сохранить такие близкие сердцу каждого «харлимена» мелочи, как замок зажигания под баком или ременной привод, но и побороть главный недостаток V-Twin – обусловленную углом развала в 45 градусов вибрацию на высоких оборотах. Бьюэлл же разработал (и запатентовал) систему Uniplanar – сайлент-блоки особой конструкции, которые, с одной стороны, гасят колебания, с другой – позволяют использовать V2 в качестве элемента несущей конструкции! Еще одна характерная деталь, ставшая визитной карточкой фирмы, – расположенные под мотором амортизатор и задняя подвеска.

В 1986 году в мастерской на заднем дворе дома Бьюэлла было собрано полсотни спортбайков модели RR1000 с форсированными до 70 л. с. «харлеевскими» 1,0-литровыми XR1000. Все – под заказ. И это несмотря на крайне высокую стоимость и очередь минимум на полгода. В результате Buell Motor Corp. на внутреннем рынке стал третьим из местных производителей! Увы, столь лестный титул, как и растущее число заказов, помогали мало – надеяться на скидки при закупке комплектующих при таком малом тираже не приходилось. Даже продав к 1990 году 500 мотоциклов по очень высокой цене, Buell Motor Corp. по сути оставался мастерской, не имеющей средств на расширение производства, не говоря уже о разработке новых моделей. Тем не менее, несмотря на туманное будущее, Эрик постоянно совершенствовал свое детище. Так, появились более подходящая для спортивного характера «бьюэллов» 5-ступенчатая КПП, передние 6-поршневые дисковые тормоза, телескопическая вилка перевернутого типа. Но самое главное, его мотоциклы по-прежнему отличались яркой индивидуальностью: Бьюэлл одним из первых «заболел» стритфайтерами – спортбайками с минимальным пластиковым обвесом. Его мотоциклы всегда можно узнать даже в полной темноте, чего не скажешь о европейской и азиатской технике. То же, кстати, касается звука: в отличие от высокооборотистых «азиатов», визжащих уже от одного прикосновения к ручке «газа», Buell реагирует на открытие дросселя рокотом респектабельного HD. Еще одно серьезное достоинство V2 – колоссальная тяга практически во всем диапазоне оборотов, в то время как на супербайках постоянно приходится щелкать передачами. В итоге, несмотря на мизерные объемы, единственного производителя американских спортбайков все же заметили.

49:51

Именно в таком соотношении распределились пакеты акций между Бьюэллом и Harley Davidson в новом предприятии – Buell Motorcycle Co., созданном в 1993-м. От этого выиграли все. Вот мнение Джеффа Блюстайна, босса HD: «Благодаря сделке наш концерн …во-первых, вышел на узкий, но очень прибыльный рынок, на который трудно было бы попасть без потери имиджа. Во-вторых, резко увеличился сбыт моторов HD. В-третьих, теперь наш концерн причастен к новым разработкам в области динамичных спортбайков, а это нелишне для эволюции HD». Buell же получил доступ к разработкам, финансам, дилерской сети и маркетингу Harley Davidson. А заодно справил новоселье, переехав из фермерского Висконсина на родину «харлеев» – в Милуоки. Суперсовременный завод быстро заработал на полную мощность – ежегодный выпуск вырос с 90 – 150 до 5000 машин, а их цена несколько снизилась. А это немаловажно для столь дорогих (в Европе 10000 – 20000 $) мотоциклов – помимо ручной сборки, цену увеличивали комплектующие всемирно известных марок: тормоза Brembo, подвески WP, передние вилки Marzotti, колеса Markezzini.

Дети союза

И новые модели посыпались как из рога изобилия. Причем они не были клонами. Первенец появился уже в 1994-м – 86-сильный спортивно-туристический S2. В отличие от предшественников, он оснащался причитающимся «дальнобойщикам» ветровым стеклом, развитым носовым обтекателем, багажными кофрами и увеличенным бензобаком, причем все это в стандартной комплектации. Год спустя появился один из первых серийных стритфайтеров – 90-сильный S1 Lightning, ставший основой производственной программы. В 1996-м свет увидел менее агрессивный M2 Cyclone – сам завод классифицировал его как универсальный мотоцикл, на котором можно было просто получать удовольствие от езды, а не летать наперегонки с ветром вопреки законам физики.

В 1998-м появился один из самых радикальных на сегодня «уличных бойцов» – Х1 Lightning, на который фирма сделала ставку при выходе на европейский рынок. Помимо очень выразительной внешности, которая для байка такого класса – половина успеха, «молния» щеголяла пространственной рамой из дорогущей хром-молибденовой стали и первым мотором Buell – с впрыском топлива.

1999 год – и снова новинка, «модель для начинающих байкеров» Blast с полулитровым 34-сильным мотором – фактически «половинкой» V2. Забеспокоившиеся было о престиже Buell дилеры быстро успокоились – Blast в первый же год удвоил объемы продаж!

В 2001-м в линейке появился болид нового поколения XВ9R Firebolt, отличающийся целым рядом ноу-хау. Для максимального снижения центра тяжести топливный бак перенесли в нижнюю часть алюминиевой несущей конструкции. Саму раму через центральный амортизатор соединили с алюминиевым же пространственным маятником задней подвески, в котором разместился… масляный бак. Мотор, созданный совместными усилиями HD и Buell, получил переработанную систему смазки с подачей масла форсунками на днище поршней и измененный масляный радиатор. О том, что это один из самых экстремальных стритфайтеров, свидетельствует сверхмалый (21 градус) угол наклона рулевой колонки. А о том, что Firebolt – не просто еще один уличный забияка, – его успехи в гонках. XВ9R в прошлом сезоне дебютировал в самом престижном американском чемпионате – АМА и сразу же выиграл один из этапов.

Но, по словам самого Бьюэлла, следующая модель возглавляемой им фирмы (в 1998-м HD стал 100-процентным хозяином Buell) станет революционной. Да и как иначе можно относиться к модели, за основу которой взяли фантастический VRSCA V-rod, сразу же на 30 лет «состаривший» весь модельный ряд HD? То ли еще будет…

Сергей Суховский
Фото Buell