X

«Минск» уполномочен заявить

Планы Минского мотовелозавода







В 2003 году больше всего мототехники в нашей стране
продал Минский мотоциклетный и велосипедный завод. В Украине о нем
почти ничего не было слышно со времен распада СССР. О том, чем нынче
живет предприятие, мы попросили рассказать и. о. генерального директора
ММВЗ Николая Эдуардовича Сенокосова.

«АЦ»: После распада СССР абсолютно все мотозаводы оказались на грани
краха. Какова сейчас ситуация на ММВЗ?

Николай Сенокосов: Мы работаем в тяжелом ритме, всеми силами
стараемся не останавливать производство мотоциклов и велосипедов ни зимой,
ни летом. На предприятии работают 4 тысячи человек. В 2003-м мы собрали
более 30 тыс. мотоциклов и 60 тыс. велосипедов (эти показатели позволяют
назвать ММВЗ крупнейшим производителем данной техники в Восточной Европе
– прим. ред.). План на этот год – 55 тыс. и 80 тыс. соответственно.

«АЦ»: Кто приобретает вашу технику?

Н. С.: Более 60% всех велосипедов покупает Россия, затем в порядке
убывания – Беларусь, Украина, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Швеция
и Финляндия. Рынок сбыта мотоциклов шире: сейчас мы экспортируем их в
21 страну. Главный покупатель – Афганистан (22 тыс. штук), затем Португалия,
Россия, Украина, Турция и африканские страны. В нынешнем сезоне начнутся
поставки в Панаму и государства Карибского бассейна.

«АЦ»: Сколько остается на внутреннем рынке?

Н. С.: В 2003-м в Беларуси было реализовано 1600 «Минсков». Конечно,
мало, но начиная с 2000 года спрос стабильно увеличивается. Как и в России,
и у вас.

«АЦ»: Как идут продажи в нашей стране?

Н. С.: Пять лет назад, когда возобновился экспорт нашей техники
в Украину, было продано 18 мотоциклов, в 2002-м – примерно четыре сотни,
в прошлом году – около 650, причем усилиями уже трех партнеров: винницкой
«Версии», днепропетровского «Укрэкспорта» и столичного «ТрансэкспрессКиева».

«АЦ»: Поделитесь планами завоевания украинского рынка.

Н. С.: Мы заключили серьезный контракт с «Укравтозапчастью»,
которая планирует продать в нынешнем году не менее тысячи мотоциклов.
По прогнозам ее маркетологов на ближайшие 5 лет, вскоре в Украине будут
реализовываться до 10 тысяч белорусских мотоциклов! Мы заверили наших
украинских партнеров, что обеспечим их таким количеством техники.

«АЦ»: Какова, по-Вашему, формула успеха ММВЗ?

Н. С.: Она описана в вашем журнале: конкурентоспособная цена,
надежность, отработанная конструкция, неприхотливость, ремонтопригодность.
В 2002-м мы оформили все документы для продажи мототехники на украинском
рынке, сертифицировали все наши модели в «ГосавтотрансНИИпроекте». И теперь
продажи растут приятными для нас темпами.

«АЦ»: Собирается ли завод расширять модельную линейку, ведь в основе
вашей нынешней – еще советские модели?

Н. С.: Это одна из наших приоритетных задач. Постоянно находимся
в разъездах, ищем партнеров. Первая ласточка – ММВЗ-114 с современным
4-тактным 125-кубовым мотором производства китайского мотогиганта Zongshen.
За два года собрали больше тысячи экземпляров, на которые не поступило
практически никаких нареканий. Мотоцикл уже в самом ближайшем будущем
получит «взрослые» 150- и 200-кубовые версии.

«АЦ»: Востребована ли ваша продукция государственными учреждениями
Беларуси?

Н. С.: Да. Сейчас прорабатываются ТТХ моделей для внутренних
войск республики и ГАИ. Для защиты от непогоды им требуются развитые лобовая
и боковая облицовки. Кроме того, гашникам нужны две версии: патрульная,
которую можно создать на базе уже выпускаемых моделей, и для преследования.
С первым вариантом особых трудностей не должно возникнуть: уже составлено
техническое задание, в этом году сделаем ходовой образец. А вот для «преследователя»
необходим мотор вдвое-втрое большей кубатуры и мощности. Мы проконсультировались
с целым рядом экс-советских мотозаводов и некоторыми иностранными фирмами.
Большая надежда была на КМЗ, ведь в Киеве в свое время собирали отличные
эскортно-патрульные машины нужной нам кубатуры. Но пока принципиального
согласия на создание «преследователя» МВД Беларуси мы не дали.

«АЦ»: Почему? Не устроил «киевский» вариант?

Н. С.: Не то чтобы не устроил, просто мы пока не смогли договориться
о форме участия КМЗ в этом проекте, не обсудили все условия. Киевляне
предложили покупать их «эскорты». Как вариант – наладить в Минске отверточную
сборку с частичным использованием местных комплектующих.

«АЦ»: Вы разрабатываете принципиально новые для завода направления?

Н. С.: Сейчас налаживаем производство 50-кубовых мотовелосипедов
«Кроха» с инерционным сцеплением. По цене и простоте эксплуатации они
еще доступнее, чем скутеры. Сначала покупали моторы в Санкт-Петербурге
на «Красном Октябре», но они не устроили нас сразу по нескольким параметрам.
Поэтому сконструировали свой силовой агрегат, взяв за основу модель одного
из мэтров европейского рынка мотовелосипедов – французский Motobecane.
Кроме того, выпуск собственного двигателя позволит нам загрузить мощности
моторного производства, возможности которого – порядка 100 тыс. агрегатов
в год. Сейчас же мы собираем меньше половины. Кстати, «полтинники» востребованы
и сами по себе: «кулибины» покупают их и прилаживают к велосипедам – прямо
как в передаче «Это вы можете». Кроме того, мы делаем мотоциклы для мотобола,
двигатели для картов и даже велотренажеры.

«АЦ»: Какие ожидаются объемы производства мотовелосипедов? Сколько
они будут стоить и появятся ли на украинском рынке?

Н. С.: План на год – порядка 6 тысяч штук. Пока мы не уложились
в ценовые рамки. Сейчас мотовелосипед стоит около $200, хотя рассчитывали
на $130 – 140. Все из-за того, что ряд деталей делают не на основном производстве,
а в опытном, инструментальном, ремонтно-механическом цехах и т. д. А заинтересованность
украинцев «Крохой» проверим на СИА.

«АЦ»: Планируете выйти на рынки скутеров и квадроциклов?

Н. С.: Уже создана группа, которая занята конструированием квадроцикла.
Причем в первую очередь «под нее» организован экспериментальный участок
стеклопластикового оперения. Что касается мотороллеров, то мы как раз
прорабатываем условия закупки комплектующих в Китае. И уже в следующем
году займемся производством мотороллеров примерно так, как это делает
ваша днепропетровская «Ракета». Более того, есть очень интересный проект
с одним из лидеров европейского скутеростроения. Сейчас «Мотовело» закупает
оборудование для производства скутерных труб. Если все пойдет по намеченному
плану, то в скором времени мы начнем производить рамы для самого Piaggio.
Правда, нас смущают очень высокие требования итальянцев к точности, причем
по самым разным параметрам рамы. Но если они будут довольны нашими трубами,
то предоставят в лизинг оборудование для рам. А от этого до собственного
скутера – ближе, чем до Украины.

 Хронология

1945
г.
Основан Минский мотоциклетный и велосипедный
завод
1946 г. Заработали первые
цеха – ремонтно-механический и электротехнический
1947 г. Собрана первая
промышленная партия велосипедов В-16
1951 г. Выпущен первый
белорусский мотоцикл – M 1 A
1955 – 1957 гг. Освоено
производство подростковых велосипедов «Орленок» и «Ласточка»
1990 г. Выпущено 240 тыс.
мотоциклов и 900 тыс. велосипедов
1999 г. ММВЗ преобразован
в Открытое акционерное общество
2001 г. Выпущено 40000
мотоциклов и 60000 велосипедов

Сергей Суховский
Фото автора