X

Можно ли наполнять бак под пробку

В нынешние тревожные времена водителям хочется всегда иметь хороший запас горючего в машине. Но ведь бак не резиновый, и казалось бы, больше нормы в него не вместить. Однако каким-то чудом многим коллегам это удается, и они уходят с АЗС с дополнительными литрами «на борту». Как такое получается и стоит ли подражать такому опыту?

Опытные автомобилисты знают, что по большому желанию в бак можно вместить гораздо больше, чем указано в технической характеристике машины. Надо только лить горючее как-то особенно.

Как так, что емкость бака зависит от ловкости работника АЗС, держащего заправочный пистолет? На то есть две причины:

  • преждевременно срабатывает автоматический выключатель подачи горючего из бензоколонки;
  • реальное наполнение бака до паспортной емкости.

В первом случае так называемый «отсекатель» может сработать из-за брызг и волн горючего в заправочной горловине, так как вакуумному датчику в пистолете не обязательно погрузиться в горючее «на глубину». То есть сам принцип автоматики отключения предполагает ложные износы при неполном баке. Чтобы заправить его действительно «до полного», нужно вернуть пистолет, сориентировать его под другим углом или вытащить на два-три сантиметра. Тогда горючее не будет задерживаться в горловине и брызги не будут влиять на датчик.

Другое дело, когда бак действительно наполнился до более-менее паспортного уровня. Тогда отключение насоса вполне «правомерно», потому что волны от верхнего уровня горючего начинают доставать до носика пистолета. Вот здесь и начинается настоящее мастерство работников АЗС. Если начать лить горючее понемногу, тоненькой струйкой, едва нажимая клапан пистолета, вполне можно налить еще несколько литров после отстрела. Вот только куда они вмещаются?

Под пробку, пожалуйста!

Как-то в разговоре с сотрудниками национальной сети АЗК UPG журналисту АЦ пришлось услышать, что самая частая просьба, которую слышат от клиентов ребята, работающие у бензоколонок: «Налейте под пробку, пожалуйста!». И ребята, держа марку сервиса высшего класса, стараются, цедят из пистолета, пока волны горючего в горловине станут видны невооруженным глазом.

С одной стороны, все понятно – машина заехала на автозаправочный комплекс национального масштаба, где продают качественное европейское топливо стандарта Евро 5, да еще и по приемлемой цене, поэтому нужно воспользоваться случаем и «затариться по полной». А с другой – допустимо ли такое с технической точки зрения? Не будет ли ущерба автомобилю? Потому что иногда прибавка вместимости сверх паспортной нормы достигает десяти литров!

Откуда в баке дополнительный объем

Баки автомобилей давно уже не напоминают бочку или железный куб. Сегодня это пластиковая (иногда металлическая) емкость сложной пространственной формы, повторяющая контуры днища кузова, заднего моста и выхлопной системы в районе заднего сиденья или багажника. Поэтому бак имеет хитрый рельеф своей «крыши», с углублениями и выпуклостями. Здесь же есть несколько приливов или ровных площадок для расположения топливного насоса, датчиков и заправочной горловины.
Собственно, сама горловина тоже еще один неучтенный резерв емкости. Поскольку бак чаще всего стоит внизу, часто она имеет более полуметра длины. И только в этом «хоботе» может поместиться до 1,5 – 2 литра жидкости.

Если считать внутренний объем бака вместе со всеми упомянутыми полостями, суммарно получается цифра на 5 – 15 л больше указанной в паспорте автомобиля. И часть этой добавки можно тоже заполнить бензином или дизтопливом.

Не вредно ли заправляться «под пробку»

В кругах автомобилистов говорят об опасности, которая вроде бы сопровождает заправку с превышением паспортного лимита. Например, говорят, что лишнее топливо может попасть в адсорбер – устройство вентиляции, которое собирает пары бензина и затем возвращает их в топливную систему.

Теоретически такая возможность у некоторых моделей есть, но она не угрожает работоспособности адсорбера – конечно, если автомобиль исправен и не слишком стар, без проблем с клапанами и трубопроводами системы вентиляции бака.

Еще один стереотип относительно полного бака состоит в том, что горючее может переливаться через закрытую пробку. Видимо, подразумеваются автомобили старых поколений конца ХХ века, которые имели вентиляцию бака с дренажным отверстием в пробке. Но у современных машин горловина закрывается герметично, а дренаж воздуха происходит, как уже было сказано выше, через особую систему.

Есть исключения

Несмотря на все сказанное, существует вероятность, что перелив горючего повлечет за собой некоторые побочные явления. Так, на некоторых моделях, где клапан вентиляции бака расположен ниже уровня горючего на максимуме, возможна пропитка горючего через него наружу. Сказать, что это создаст большую проблему, нельзя, но пусть некоторое время вас не удивляет запах бензина или солярки у задней части машины.

Кстати, это одна из причин, по которой опытные водители советуют заправлять бак под пробку непосредственно перед поездкой, чтобы двигатель сразу начал производить избыток бензина.

Как залить в бак больше горючего

Чтобы заполнить бак сверхнормы, нужно постепенно выжать воздух из пустот в его верхней части. Для этого нужно доливать горючее медленно, давая время на выход воздуха. Некоторые водители при этом качают машину с боку на бок, некоторые – пытаются поднять ту сторону, где расположен бак, например, наехав на что-то соответствующим колесом.
Представители национальной сети АЗК UPG нам рассказали, что идут клиенту навстречу, когда тот просит заправить бак до полного. Но применять к машинам какие-то особые меры у бензоколонок водителям не позволяют: понятие европейского сервиса включает в себя также и безопасность.

Резюме

Желание наполнить бак буквально под пробку – вполне законная воля клиента. Не считая того, умение сделать это так, чтоб не облить машину и ботинки клиента, зависит от профессионализма персонала бензоколонки. То есть мы говорим еще об одном аргументе в пользу заправки машины в самом надежном месте – на АЗК уважаемых брендовых сетей.