X

Citroеn C-Elysеe: «Елисейские поля» в степях Украины

«Автомобиль Citroеn C-Elysеe рассчитан на то, чтобы выдерживать самые сложные условия эксплуатации, в том числе езду по дорогам с поврежденным покрытием», – так говорится в рекламном буклете модели.

Ну как же мы могли устоять от соблазна проверить такое смелое утверждение и не выяснить на практике «устойчивость» C-Elysеe к нашим дорогам? По секрету сказать, нам известно, где в Украине можно найти асфальтированное бездорожье и европейский автобан. Первое находится на участке трассы Кировоград-Николаев, а второе – между Львовом и Киевом. Вот на них мы и отправились на дизельном Citroеn C-Elysеe. Чтоб вхолостую не «гробить» автомобиль, было решено проверить еще одно утверждение производителя – расход топлива у C-Elysеe в загородном цикле составляет 3,9 л на 100 км, что, учитывая стоимость ДТ в Украине, равно 40 грн. Однако неизвестно, на какой скорости нужно ехать, чтоб добиться такого показателя. Поэтому решили замерять в трех режимах – на 80 км/ч, 90-100 км/ч и 130 км/ч.

Длина автопробега составила1900 км. За первый день предстояло проехать из Киева в Одессу через Кировоград и Николаев (650 км). На второй день пришелся участок Одесса-Умань-Винница-Тернополь-Львов (800 км). Третий день самый быстрый и комфортный – Львов-Киев (450 км).  Первые два дня для нас стали открытиями в части состояния дорог – в неожиданных местах мы находили как идеально ровное покрытие, так и разбитые до основания многокилометровые участки дороги имеющей статус «национальной». Но все по порядку…

День первый: испытание тряской
Трасса Киев-Николаев, которая проходит через Смелу и Кировоград, является альтернативой туристического маршрута в Крым, пролегающего по одесской трассе, затем через Первомайск, Южноукраинск, Вознесенск и так далее. Обе дороги встречаются на трассе между Николаевом и Херсоном.

Преимущества дороги, ведущей через Кировоград (в народе говорят «еду в Крым по кировоградской трассе») – полная свобода. Здесь нет длинных тянучек за грузовиками, как это бывает, если ехать на юг популярной дорогой, и мало постов ГАИ. Еще один плюс – столичным водителям на нее можно попасть как с левого берега, через Борисполь, так и с правого берега через Обухов. Естественно, также можно и вернуться в Киев, что в часы пик (вечернее время субботы и воскресенья) особенно актуально. С другой стороны, непопулярность трассы среди водителей сказывается на развитии инфраструктуры. Так, количество АЗС известных брендов ограничено. Очень мало мест для приема пищи. А чем ближе к югу, тем их становится еще меньше, да и сами они как-то уменьшаются в размерах и превращаются в кафешки-ларьки.

Но самый главный «недуг» данной трассы – состояние покрытия. Особенно это касается участка дороги между Кировоградом и Николаевом. На него приходится 170 км, из которых около 15 км усеяны глубоки ямами. Автомобили здесь снижают скорость до 5-15 км/ч и лавируют по всей ширине проезжей части. Однако после данного участка начинается дорога с идеально ровным асфальтом. Еще в 2012 году мы видели здесь десятки единиц строительной техники – ремонтные работы шли на протяжении 30 км. Состояние остальной части кировоградской трассы в среднем на тройку. Где-то она с «минусом», а где-то с «плюсом». Всю дорогу автомобилистов будет изрядно трясти. Будут попадаться и ямы, и асфальтовые наплывы.

А что же до C-Elysеe, так ему на наш взгляд было все равно – длинная база, не самый маленький в классе клиренс и мысль о том, что этот автомобиль способен выдержать эксплуатацию такими дорогами, навевают водителю спокойствие и уверенность в пути. Кстати, в этот день мы открыли для себя еще одно положительное качество этого автомобиля – отличная настройка работы тандема двигателя и коробки передач.Тестовый автомобиль был оснащен 5-ступенчатой механической коробкой переключения передач. При движении по населенному пункту достаточно включить четвертую передачу и прислушаться к двигателю – если его едва слышно, значит, скорость не превышает 65-70 км/ч, а стрелка тахометра находится в районе 1700-1800 об/мин. На них автомобиль двигается в экономичном режиме, но при этом в любой момент готов интенсивно ускориться, стоит только немного усилить нажатие на педаль газа. Приблизительно такая же ситуация происходит на скоростях 90-110 км/ч при движении на пятой передаче – можно ехать очень экономично, и всегда иметь большой запас мощности, который способен молниеносно реализоваться. Совершать обгоны на дизельном C-Elysеe сплошное удовольствие.

В Николаев мы приехали уже затемно. Начался сильный ливень. Но останавливаться не хотелось – душа требовала продолжения. Было принято решение продолжить путь до Одессы. Предстояло пройти около 130 км. Когда-то лет 7 назад эта трасса нам очень не понравилась – ее состояние было плохое. Мы приготовились к худшему… Однако были приятно удивлены ровному асфальту и качественной разметке. Большое количество грузовиков и холмистая местность сказались на средней скорости.

На пути из Киева в Одессу мы старались держаться скорости 90-110 км/ч. В населенных пунктах она снижалась до 60-70 км/ч. Бортовой компьютер показал расход топлива 4,1 л на 100 км. Нам показалось, что результат 3,9 л/100 км вполне достижимый, ведь в этой поездке было много остановок и проезда неровностей, что сопровождалось постоянными торможениями и ускорениями. Итак, за один день путешествия на дизельном C-Elysеe за 650 км пути мы потратили около 270 грн., получили море впечатлений, как от автомобиля, так и от той красоты, которая была за окном – у нас очень красивая природа.

День второй: первый день показался раем
Ничто не предвещало такого жесткого окончания второго дня путешествия. Было замечательное утро, с многоуровневыми белоснежными облаками и горячим капучино. Впереди чуть меньше 1000 км пути, из которых около 250 км предстояло проехать по одесской трассе (до Умани) – лучшему участку трассы Одесса-Киев. От Умани до Киева отвратительная дорога – тряска и болтанка. Но это из другой истории, которая к нашей не имеет никакого отношения. От Умани по трассе Е50 через Гайсин и Винницу планировалось доехать до Тернополя, а оттуда до Львова 120 км по трассе Н02. Мы знали, что съехав с одесской трассы, дорога испортится, и ожидали серьезную тряску. Но также мы знали, что нас ждут красивейшие пейзажи.

В планировании дня мы не учли один маленький незначительный нюанс – отрезок трассы Тернополь-Львов нам не был знаком. Мы вполне логично предположили, что он будет такой же, как и остальная дорога – сплошная тряска и болтанка. В общем, так и поехали, рассчитывая к вечеру прибыть во Львов.

Одесская трасса очень популярна у автомобилистов, что в свою очередь способствует развитию придорожного сервиса. Особенно это касается АЗС. Точнее не заправочных станций, а заправочных комплексов. Самыми продвинутыми нам показались АЗК «ОККО» и «Сокар». И если заправки «ОККО» давно известны автомобилистам, то азербайджанская сеть «Сокар» относительно свежий бренд. Они строят АЗК с огромной территорией, которая обильно засажена газоном – красиво получается. В качестве перекуса, здесь предлагается выпечка, которую можно встретить на АЗС ТНК, ВР и других, а также шаурма. За прилавком стоят огромные шесты с нанизанным на них куриным и, если не подводит память, говяжьим мясом. Стоит такое удовольствие около 30 грн. Правда и весит оно под 300 грамм. То есть, сытно поесть можно. Но все же чем-то оно нам не понравилось – пахнет вкусно, ингредиенты вкусные, и даже упаковано все в картонную коробку, но что-то было не то… Может просто слишком тяжелая пища, эта говядина с соусами и лавашем… Однако на «Сокар» очень вкусный капучино. Мало того, его там много – за 15 грн., клиент получает 300-граммовое «ведро» кофе. Насчет топлива не знаем, мы там не заправлялись. Но цены не отличаются от средних по рынку.

Так, запивая шаурму кофе, мы доехали до поворота на Львов. Пока ехали по одесской трассе решили добиться от бортового компьютера сказочных показателей касательно расхода топлива. Для этого около 200 км пришлось ехать со скоростью 75-85 км/ч. Да, медленно. Да, скучно. Но безопасно и можно глядеть по сторонам, жуя бутерброды, вести телефонные переговоры и т.д. После заправки «до полного» бортовой компьютер выдал нам ошеломляющий результат: на такой скорости на полном баке ДТ автомобиль может проехать 1400 км! Емкость бака составляет 48 л.

После съезда с одесской трассы, началась обычная двухполоска – автомобиль трясло и кидало из стороны в сторону. Так ехали все, начиная от малолитражек, заканчивая внедорожниками. Качество дороги то улучшалось, то ухудшалось, но всегда ее состояние можно было оценить в среднем на 3 балла. Коварность данной дороги еще и в том, что под правым колесом то и дело появлялись асфальтовые наплывы. При этом предсказать их очередное появление невозможно. Это очень мешало во время обгонов, когда обгоняющий по встречной полосе берет правей, чтоб не попасть левым колесом на неровность, а обгоняемый пытается объехать свою неровность под правым колесом, и соответственно берет левей. Все это происходит на скорости 90 км/ч и выше. Опасно и неприятно.

В Хмельницкой области характер дороги меняется – появляется холмистость, трасса начинает петлять. Затяжные повороты сменяются подъемами и спусками – для водителя сплошное удовольствие. Однако старая разметка и недостаточное количество знаков и указателей в ночное время могут сыграть злую шутку. Так, привыкая к тому, что перед каждым крутым поворотом установлены соответствующие указатели (серия красных стрелок), водитель начинает доверять «дороге». Заметим, действие происходит в ночное время. И вот когда на очередном повороте отсутствуют указатели и разметка, становится не по себе. Приходится резко снижать скорость и в свете фар пытаться определить крутизну поворота. Все это сопровождается «танцами» автомобиля на неровностях дороги. В общем, тем, кто любит преодолевать сюрпризы дороги, такие ситуации понравятся. Себя мы относили именно к таким водителям. Однако то, что ждало экипаж за Тернополем, вывело из себя самых закоренелых любителей приключений и дорожных сложностей…

Стемнело. На часах десять вечера. Указатель на Львов информировал о том, что осталось проехать 120 км. Прикинув, что трасса пустая, на дорогу отвели чуть больше часа. Позади свыше 800 км. Уже вторую ночь подряд обращаем внимание, что ближнего света фар C-Elysеe нам достаточно для комфортного передвижения. Тем временем и без того плохая дорога начинает портиться – появляются ямы перед которыми приходится резко тормозить и активно работать рулем. Первое, что приходит в голову – вспомнить дорожников злым громким словом. У водителя тлеет надежда, что это был просто кусок плохой дороги, а дальше все будет как прежде. Но скорость снижается, а маневры выходят за рамки своей полосы движения. Автомобилей становится меньше. Самое страшное началось дальше. В одном из населенных пунктов на преодоление 300-метрового участка понадобилось около 5 минут. Здесь мы оценили выражение «дорога после бомбежки».

Казалось, что после такого участка дальше точно начнется нормальная дорога и скорость вырастет до привычных 90 км/ч. Но и здесь ждало разочарование – дорога была вся усеяна ямами. Скорость движения падала до 3-4 км/ч. Минута за минутой водитель крутил баранку то в одну, то в другую сторону. Через каждые 5-10 минут лопалось терпение. Затем оно опять появлялось и снова лопалось. C-Elysеe становилось жалко. Вот просто жалко и все. Жалко технику, которую пришлось эксплуатировать на этом «танковом полигоне». Французы явно не рассчитывали на такие «плохие дороги». А может все же рассчитывали? Ведь на этом участке у C-Elysеe всего дважды лопнуло терпение, которое проявилось в пробое амортизаторов. Это было на скорости всего 2-3 км/ч. Автомобиль практически сползал в яму. Но больше всего бесили указатели, что впереди будут ямы. Возникал вопрос: а что было до этого? В общем, до Львова мы в тот день добрались к часу ночи. На дорогу длиной 120 км понадобилось 3 часа.

День третий: в Украине есть дороги
Львов-Киев – не дорога, а сказка. Те, кто не ездил по европейским дорогам и не верит в сказки нужно проехать по этой трассе – один в один с тамошними. Идеально ровное покрытие, широкая асфальтированная обочина, отбойники, белоснежная разметка и свежие дорожные знаки и указатели. От Львова до Ровно дорога то двухполосная, то четырехполосная. А за Ровно начинается четырехполоска, которая заканчивается в столице. Здесь и было решено узнать расход C-Elysеe на большой скорости.

Сразу за Ровно стрелка спидометра заняла новую в этом путешествии позицию на отметке 130 км/ч. В течение часа скорость практически не менялась. Если приходилось ее сбрасывать, то нечасто. Показания бортового компьютера не могли не радовать – 4,6 л на 100 км пути! Попробуйте добиться таких результатов на авто с бензиновыми моторами. Минимум 6,5 л на малолитражке с мотором объемом 1,4 л. После увиденных цифр экипаж задумался: новая большая машина стоимостью 140 тыс. грн., багажник объемом 500 л, сзади простор – хоть конем гуляй, дизельный экономичный двигатель, современный дизайн…

За Ровно на глаза экипажу попался пожилой велосипедист – его байк был облеплен баулами с туристическим скарбом. Остановились спросить, куда и откуда путь держит. Туристом оказался японец, по профессии – художник. Вот уж эти творческие личности! Человек уже 8 лет путешествует по миру. Объехал весь свет. За два года обогнул по периметру Африку. Переболел там местными болячками – жаловался, что было очень плохо. На вопрос, где ночует, указал на обочину. Говорит, что в Украине безопасно и что у нас добродушные люди. Есть подозрение, что он так говорит в каждой стране. Ежедневные расходы странника составляют $2-3. За день проезжает 60-100 км в зависимости от погоды и настроения. Сейчас он направляется в Россию, оттуда в Казахстан и Корею. Дальше самолетом на родину – говорит, что уже пора домой. Бурно завидуем смелому туристу. Фото на память. Прощаемся.

В Киеве прощаемся и с Citroеn. Хороший автомобиль. Производители говорят, что во время заводских тестов несколько C-Elysеe проехали в общей сложности 4 млн. км. по разным климатическим зонам. Как надежность модели проявится на наших дорогах, покажет время. Но то, что C-Elysеe уже пользуется спросом среди автомобилистов заметно – не проходит и дня, чтоб на дорогах столицы в глаза не попался знакомый силуэт.