X

Охота на топливных бодяжников – как теневому рынку ГСМ в Украине объявили войну

Украинские чиновники решили всерьез взяться за продавцов некачественного и нелегального топлива. Теперь бодяжить горючее горе-бизнесменам будет сложнее.

Полторы недели назад, 10 декабря 2018 г. президентом Украины Петром Порошенко был подписал закон, информация о котором как-то прошла мимо многих СМИ. Между тем, данный законодательный акт напрямую касается всех автомобилистов, затрагивая их интересы в части заправки топливом.

Закон этот под номером 9260, вносящий изменения в Налоговый кодекс, весьма объемный и написан тяжелым юридическим слогом. Мы постараемся перевести его на понятный язык, пояснив только то, что непосредственно касается обычных автомобилистов.

Читайте также:
Где отмирают привычные автозаправки

Украинский теневой рынок нефтепродуктов

По информации экспертов, в Украине с нарушениями работают минимум 1500 заправок. Все они ежемесячно продают около 40 000 тонн нелегального топлива, из которых 20% – это ДТ, 30-50% – сжиженный газ, остальное – бензин.

Нелегальные АЗС не имеют разрешений на землю и эксплуатацию объектов повышенной опасности. На них работают не оформленные сотрудники, которые «бадяжат» топливо, и не соблюдают технику безопасности.

Почему так произошло?

Как утверждают профессионалы, подобный рынок сформировался в Украине по причине отсутствия государственного контроля, а также множества лазеек в законодательстве. Которые дают возможность недобросовестным предпринимателям уклоняться от уплаты налогов, разбавлять и продавать неучтенное топливо. Если простыми словами: покупается один объем топлива, а после его разбавления, продается в разы больший. В итоге, страдает и потребитель, и государство.

Читайте также:
Незаконные газовые заправки нанесли убытки в 500 миллионов

Новый закон не даст разбавлять топливо

Выходом из этой ситуации должно стать введение с 1 июля 2019 лицензирования деятельности по производству, хранению, разливу, оптовой и розничной торговли топливом.

А также контроль за фактическим оборотом и остатками горючего на складах, который будут проводить с применением уровнемеров и расходомеров.

Под лицензирование попадут ВСЕ, кто является владельцами и/или пользователями мест, где производится, хранится и продается топливо.

Лицензирование не коснется только бюджетных и коммунальных предприятий, а также компаний, использующих топливо для собственных нужд.

Срок лицензии составит 5 лет, а список предприятий, получивших такую лицензию, будет находиться в свободном доступе на сайте ГФС.

Также новый закон предполагает, что работа без лицензии будет караться огромным штрафом – от 250 000 до 1 000 000 грн.

Читайте также:
В Украине нашли способ сделать топливо дешевле

Расходомеры и уровнемеры станут обязательным оборудованием

Все АЗС, НПЗ и нефтебазы обязаны будут установить расходомеры-счетчики и уровнемеры, информацию с которых будет снимать ГФС. Это позволит проводить контроль за фактическим оборотом и остатками горючего. Показатели системы контроля будут сопоставляться с показателями купленного топлива, что в итоге даст возможность выявлять неучтенное горючее. Расходомерами-счетчиками и уровнемерами (ЗСТ) оснастят каждую точку отпуска нефтепродуктов.

За нарушение требований установки и регистрации ЗСТ введены штрафы в размере 20 000 грн. за каждое необорудованное место отпуска горючего наливом. И 50 000 грн. – за каждое повторное нарушение в течение года.

Внедрение этих мер призвано помочь ликвидировать теневые схемы и сделать рынок прозрачным.

Следующим шагом на пути к детенизации украинского рынка нефтепродуктов станет создание публичной интерактивной карты, где потребители сами смогут информировать ГФС, отмечая на карте населенные пункты и улицы, где расположены нелегальные заправки.

Читайте также:
Daimler открывает водородные автозаправки