X

Расшифровка VIN-кода автомобиля

Любой, самый совершенный, самый модный и самый роскошный автомобиль ничего не стоит без этих семнадцати цифр. Что такое VIN-код, зачем его придумали и как расшифровать его символы?

Когда автомобилей в городах стало много, люди придумали для них государственную регистрацию и номерные знаки. Когда автомобилей стало совсем много, причем повсеместно, пришлось придумать еще и идентификационный номер для каждой машины – то, что мы называем VIN-код. Это своего рода личный паспорт транспортного средства, который дается ему на сборочном конвейере один раз и на всю жизнь.

Создатели этого кода из Международной организации стандартизации ISO стремились сделать его единым для всего мирового автопрома и соответственно, понятным в любой точке земного шара. В целом так и получилось, хотя расшифровка вин-кода авто во многих случаях требует особых знаний – создать полностью единую систему все же не удалось.

Что такое VIN-код автомобиля

Аббревиатура VIN – это Vehicle Identification Number, то есть идентификационный номер транспортного средства. В нынешнем стандартизированном виде он появился в первой половине 1980-х.

Чтобы упростить учет и операции с автомобилями разных производителей во всех странах мира, информацию о каждом экземпляре стали зашифровывать по единой системе в коде, всегда состоящем из 17-ти цифр. Внешне VIN-коды разных машин могут выглядеть непохоже – цифры и буквы, стоящие на разных местах, кажутся расположенными бессистемно. Но система есть, и построена она на значении места расположения знаков в коде. Так, первая группа знаков обозначает производителя и место производства, вторая может рассказать о технических особенностях данного экземпляра, третья содержит его личный номер и другие данные. Но обо всем по порядку.

Как расшифровать VIN-код

В VIN-коде три группы цифр – WMI, VDS и VIS. В первой три символа, во второй шесть и в третьей – восемь. Используются все десять арабских цифр и заглавные латинские буквы – кроме I, O и Q, чтобы пользователи не путали их с похожими по написанию цифрами. На разных позициях в коде один и тот же знак имеет разное значение.

– WMI (World Manufacturers Identification) – индекс автопроизводителя в мировой классификации (1-й, 2-й и 3-й символы);

– VDS (Vehicle Description Section) – группа описания машины (с 4-го по 9-й знаки кода);

– VIS (Vehicle Identification Section) – группа знаков идентификации (c 10-го по 17-й знаки)

Первый знак (цифра или буква) обозначает географическую зону мира, второй – страну, третий – автопроизводителя

  • от 1 до 5 – Северная Америка;
  • от 6 до 7 – Океания;
  • от 8 до 9 – Южная Америка;
  • от A до H – Африка;
  • от J до R – Азия;
  • от S до Z – Европа;

Второй знак – код государства, где сделали машину, но рассматривать его нужно только в сочетании с первым знаком. Например:

Африка

АА-АН ЮАР, DADE Египет, FFFK Нигерия, EAEE Эфиопия

Азия

JA-JT Япония, KL-KR Южная Корея, LA-L0 Китай, MA-ME Индия, NL-NR Турция, RF-RK Тайвань

Европа

SA-SM Великобритания, SN-ST Германия, SU-SZ Польша, TJ-TP Чехия, TR-TV Венгрия, UU-UZ Румыния, U5-U7 Словакия, VA-VE Австрия, VF-VR Франция, VS-VW Испания, WA-W0 Германия, VX-V2 Сербия, XS-XW СССР/СНГ, X3-X0 Россия, Y6-Y0 Украина, ZA-ZR Италия

Северная Америка

1A-10 США, 4A-40 США, 5A-50 США, 2A-20 Канада, 3A-3W Мексика

Южная Америка

8A-8E Аргентина, 9A-9E Бразилия, 93-99 Бразилия

Океания

6A-6W Австралия, 7A-7E Новая Зеландия

Третий символ VIN-кода скрывает в себе конкретного автопроизводителя, и читать его следует только в сочетании с двумя предыдущими. Например, украинские автопроизводители имеют такие шифры:

  • ЗАЗ – XTE
  • ЛуАЗ – XTD Y6L
  • КрАЗ – X1C
  • ЛАЗ – Y8A
  • Еврокар  – Y6U

Литеры XТ в WMI некоторых украинских заводов объясняется тем, что свой шифр они получили еще в советский период, когда за СССР были закреплены индексы от XS до XW.

Иногда производители позволяют себе отступление от общепринятых предписаний. Например, в некоторых редких случаях на третьем месте бывает зашифрован тип транспортного средства. Если третий знак – девятка, то это – любой мелкий производитель автотехники (ежегодный выпуск до 500 машин). А европейское отделение GM, после 2009 г. и до недавних пор имевшее штаб-квартиру в Германии, всю свою продукцию помечало немецким кодом W0, несмотря на то, что производство в те годы велось также в Великобритании, Испании, Бельгии и Польше.

Во второй группе символов, VDS – описательной, ее называют еще дескриптор – размещается информация об особенностях данной машины: модель, двигатель, тип кузова, уровень оснащения. Это символы VIN-кода от 4-го до 9-го, их присваивает сам производитель. Например, у Skoda после вхождения ее в VAG в 4-м знаке шифруют тип кузова и комплектацию, 5-й знак – это модель двигателя, 6-й – количество подушек безопасности, 7-й и 8-й знаки совместно обозначают модель авто. На девятом месте стоит некая контрольная цифра, которая усложняет подделку VIN-кода и которую выводит сам производитель. Обычно это сумма некоторых предыдущих цифр. Если на девятом месте стоит буква Z, значит, это место в VIN-коде производителем не использовано.

Третья группа знаков, VIS – это последние 8 символов. В них содержатся данные о выпуске автомобиля – почти всегда это зашифрованный год выпуска и серийный номер машины.

На 10-м месте VIN-кода (это первый символ VIS) обычно указан код года выпуска. В разные периоды год шифровали по-разному, то буквой, то цифрой. Например, с начала ХХ века пошла цифровая нумерация: 2001 – 1, 2002 – 2, 2003 – 3… А в 2010-м году началась литерная кодировка: А – 2010, В – 2011, С – 2012, и так далее по латинскому алфавиту с пропуском букв I, O, Q, U и Z.

Стоит иметь в виду, что у автопроизводителей модельный год обычно начинается не 1 января, а раньше – у одних осенью, а у других – даже летом предыдущего года. Некоторые производители не вносят в VIN‑код год выпуска – это Renault, Toyota, Mercedes-Benz, а скажем, Ford указывает не только год (буква на 11-м месте), а и месяц (буква – 12-й символ). При этом все марки на машинах для североамериканского рынка неуклонно соблюдают стандарты VIN-кода.

Но у большинства автомобилей на 11-й позиции стоит обозначение завода, где имела место окончательная сборка. Например, у Skoda буквой B зашифрован украинский завод «Еврокар» в Соломоново. Последние пять – шесть (в зависимости от марки) цифр VIN-кода – это серийный номер конкретного автомобиля.

Как проверить автомобиль по VIN-коду

Как ни странно, не всегда владельцу удается с первой попытки найти VIN-код на своем авто. Подсказку, где найти вин-код машины, можно получить в официальном представительстве марки. Прежде всего, у современных автомобилей этот номер расположен на левой горизонтальной части торпедо под лобовым стеклом – его видно с улицы. Также VIN наносят на табличку под капотом и в одном-двух местах на основных или силовых элементах кузова – лонжероне, чашке подвески, полу салона или багажника. Если в этих местах кода нет или он поврежден (подделан), автовладельца ждут проблемы.

Читайте также:
Покупателям б/у авто на заметку: МВД открыло базу VIN-кодов автомобилей

Имея на руках VIN-код автомобиля, почти всегда можно узнать его прошлое – историю обслуживания и ремонтов, возможные ДТП, страховые случаи, пребывание в залоге или аресте. Это может понадобиться при покупке машины с рук. Но самое важное тут – знать, где проверить VIN-код заинтересовавшего вас экземпляра, а это не одно место. Историю транспортного средства можно узнать у официального дилера, в сервисном центре МВД, доступ к многим базам есть у нотариусов. Наконец, существуют специализированные сайты, которые также оказывают услуги по сбору информации о машине во всех открытых источниках. Применительно к некоторым маркам можно собрать всю подноготную автомобиля, но иногда удается получить только общие данные – тип силового агрегата, комплектацию, год выпуска. Но то, что именно VIN-код дает такую возможность, несомненно.