Citroёn DS: Гостья из будущего
6 октября 1955 года открылись двери 42-го Paris Salon l'Automobiles. И мир увидел Citroёn DS. Эту дату 11 стендистов «двойного шеврона» запомнили на всю жизнь: домой в тот понедельник они так и не попали, до утра регистрируя заявки. 12 тысяч за первый день работы салона, 80 тысяч к концу выставки – абсолютный рекорд!
6 октября 1955 года открылись двери 42-го Paris Salon l'Automobiles. И мир увидел Citroёn DS. Эту дату 11 стендистов «двойного шеврона» запомнили на всю жизнь: домой в тот понедельник они так и не попали, до утра регистрируя заявки. 12 тысяч за первый день работы салона, 80 тысяч к концу выставки – абсолютный рекорд! |
Ни до, ни после появления «богини» (буквы индекса созвучны французскому слову deesse – богиня) автомобильный мир не испытывал такого помешательства. Фактически весь салон сосредоточился вокруг «ситроеновского» стенда. К новичку, производившему впечатление чего-то инопланетного, было не протолпиться: посетители, специалисты, конкуренты часами стояли на одном месте. Никто не мог поверить, что это не НЛО и не футуристический концепт-кар, а массовый автомобиль. Стремительные и в то же время плавные линии, непривычно большие панорамные стекла, двери без рамок и форточек, полное игнорирование декора – все это было так непохоже на автомобили, стоящие на парковках у выставки. Но дело не только во внешности. Скорее всего, никто из 80 тысяч желающих удочерить «богиню» и представить себе не мог, насколько DS отличается от тех машин, на которых они ездят. Гидропневматическая подвеска, передний привод, дисковые передние тормоза, автоматическое сцепление, две независимые тормозные системы с гидроусилителями, радиальные покрышки, автоматическая регулировка тормозного баланса в зависимости от загрузки. А еще гидроприводы всех основных систем: коробки передач, сцепления, рулевого управления… «Богиня» не только лет на двадцать состарила соседей по автосалону, но и резко подняла планку требований к массовому автомобилю.
Божественная внешность
Своей фантастической внешностью DS обязан дипломированному архитектору и талантливому скульптору Фламинио Бертони. Именно он первым стал использовать при создании макетов пластилин. В итоге из первых набросков пузатого однообъемника подчеркнуто каплевидной формы (проект изначально назывался …«Гиппопотам»), датированных 1937 – 1939 гг., появилась машина, которую экспонировали всевозможные музеи изящных искусств. Поиск форм и пропорций продолжался 17 лет!
А не менее революционная конструкция – дело рук известного авиационного инженера Андре Лефевра. Именно он выбрал для основы несущего каркаса не традиционную кузовную коробку, а платформу, сделав стойки максимально тонкими. Что вкупе с хитроумной комбинацией материалов для перераспределения веса (тонкое стекло, пластиковая крыша, алюминиевые капот, двери и крышка багажника) гарантировало DS низкий центр тяжести и отменную устойчивость. Себестоимость производства резко снизилась благодаря еще одному ноу-хау: передние крылья крепились на двух болтах, задние – и вовсе на одном, а двери фиксировались легкосъемными петлями. То есть за 20 минут с помощью обыкновенного «баллонника» можно было снять с «богини» все кузовные панели.
Даешь гидропривод всего!
Главной «фишкой» автомобиля стала гидропневматическая система, которая обеспечивала взаимодействие газа и жидкости, делающее пружины ненужными. Эта система заведовала работой активной подвески с неизменной величиной клиренса, сообщавшей «богине» невероятную плавность хода: при любых боковых нагрузках, при любом количестве пассажиров и любом распределении груза гидравлика сохраняла кузов в горизонтальном положении относительно дороги. А благодаря автоматической регулировке дорожного просвета водитель мог по своему усмотрению опускать или поднимать кузов – например, переезжая через бордюр. И при смене колеса не требовался домкрат: достаточно было максимально поднять кузов, поставить подпорку и выключить зажигание. Давление в системе падало, кузов опускался на три колеса, а выбранное четвертое повисало в воздухе. Так что автомобиль Фантомаса точно мог если не летать, то ехать на трех колесах. Что и стало одним из факторов благополучного спасения генерала Шарля де Голля.
Выбор президента
Это была любовь с первого взгляда. Несмотря на все протокольные уставы, возражения охраны и обыкновенное неудобство (сзади рослому генералу было низко), совсем не представительский и абсолютно серийный DS 19 волевым решением этого человека стал первым автомобилем Пятой республики. Нужно ли говорить, что вслед за экстраординарным, но очень популярным в народе президентом на DS начали пересаживаться политики, чиновники, финансисты, промышленники, звезды шоу-бизнеса. Хотя к тому времени DS вовсю эксплуатировался в качестве такси, «скорой» и автомобилей для жандармерии, почты и различных коммунальных служб.
И «богиня» достойно отблагодарила де Голля. Когда во время очередного покушения на президента в 1962 году 15 боевиков группировки OAS открыли шквальный огонь по его машине, она несмотря на изрешеченный пулями кузов и разорванную покрышку, не снизила скорость и вывезла генерала из зоны обстрела: гидроподвеска не дала автомобилю лечь «на брюхо». Де Голль был ранен в палец – порезался, стряхивая с пальто стеклянные осколки.
Апгрейд небожителя
Конструкция DS оказалась настолько передовой, а образ столь выразительным, что даже через десять лет автомобиль выглядел современным. Модернизацию семейства (а к тому моменту DS обзавелась версиями универсал, купе и кабриолет) провели только в 1967 году. Главным отличием обновленной «богини» стали сдвоенные миндалевидные фары под каплевидными обтекателями. Но за «кошачьими глазками», как они названы в «ситроеновском» пресс-релизе, таилось очередное ноу-хау: фары ближнего света поворачивались вместе с передними колесами, что значительно улучшало обзор в темное время суток. Наконец-то форсировали базовую 1,9-литровую «четверку», сконструированную еще в 1934 году, выжав 91 л. с. вместо исходных 75-и. И DS по ТТХ сравнялся с куда более дорогими и классными «бизнесменами» Mercedes-Benz 220 и BMW 502! Последний, 1456115-й DS сошел с конвейера монтажного завода в Бельгии в 1975 году.
Зов предков
Фактически DS с его духом вольнодумства и невиданным ни до, ни после синтезом технического и художественного начал был вызовом автомиру, в 50-е переживавшему застой. Серьезной фирме требовалась отчаянная смелость, чтобы сделать ставку на столь экстравагантную модель. В случае провала компания могла лишиться всего. Зато именно DS придал Citroёn тот имидж неординарности, который стал залогом успеха следующих моделей – GS, SM, СХ, BX и ХМ. И который до сих пор является визитной карточкой «двойного шеврона».
Этапы большого пути | |
| |
Citroёn DS 19 1955 г. |
|