X

История Lamborghini: Назло Ferrari

На свете существует только два производителя суперкаров: собственно, сама Lamborghini и Ferrari, считают представители компании Lamborghini. Они не являются конкурентами, так как у каждой из них свой стиль и свои приоритеты. Согласиться или нет с этим утверждением, решать вам. Мы же расскажем о 40-летней истории компании, пережившей и взлеты, и падения, но при этом сохранившей свой неповторимый шарм.

Получив хорошее образование и огромный технический опыт, а также имея за спиной два успешных предприятия, Ферручио Ламборгини решил воплотить свою давнюю мечту – создать лучший в мире спортивный автомобиль. С этим решением связано множество легенд. Одна из них, самая популярная, гласит, что Ферручио повздорил с Энцо Феррари по поводу надежности автомобилей Ferrari. Энцо посоветовал Ламборгини продолжать выпускать тракторы (которые тот успешно производил) и не лезть не в свое дело, на что Ферручио клятвенно пообещал создать автомобиль, превосходящий Ferrari.

Другая, более правдоподобная версия свидетельствует о том, что Ламборгини владел целым парком спортивных машин и был недоволен их характеристиками и качеством. Все это, а также жажда создавать новые вещи и честолюбивое желание видеть свое имя на ярких спортивных автомобилях, в конце концов и повлияло на его решение заняться их производством.

И здесь судьба вновь оказалась благосклонной к Ламборгини. Дело в том, что его оппонент Энцо Феррари был человеком вспыльчивым и высокомерным, и подобные черты характера отнюдь не способствовали слаженной работе его коллектива. После очередной ссоры с боссом из компании Ferrari ушли такие талантливые специалисты, как Джотто Бизарини, Джан Паоло Даллара и Боб Уоллес. Нужно ли говорить, что они недолго оставались без работы? Ламборгини с радостью пригласил их к себе. Эта «троица» образовала костяк коллектива, перед которым Ламборгини поставил задачу построить автомобиль категории GT, а заодно утереть нос Феррари. В 1963 году была основана компания Automobili Ferruccio Lamborghini SpA. Всего в 15 км от Маранелло, «логова» Ferrari, в местечке Санта-Агата в Болонье началось строительство предприятия по выпуску суперкаров. А тем временем в одном из небольших цехов тракторного завода Ламборгини полным ходом шла работа над первым суперкаром.

В октябре 1963 года на автосалоне в Турине представили первый прототип – Lamborghini 350 GTV. Это было двухместное купе классической компоновки с 3,5-литровым V12 мощностью 347 л. с. Максимальная скорость автомобиля достигала 280 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 6,7 с. Спустя полгода на автосалоне в Женеве дебютировала серийная версия, получившая индекс 350 GT.

За период с 1963 по 1972 год в производственной гамме модели сменяли друг друга с завидным постоянством и, как отмечают многие историки, это было лучшее время в деятельности компании. В эти годы появились Miura, Islero, Espada, Jarama и Urraco.

Трудные времена

Начало 70-х годов для многих автомобильных компаний стало временем серьезных испытаний – разразился топливный и последовавший за ним экономический кризис. Спад продаж больно ударил по производителям суперкаров. Естественно, Lamborghini тоже досталось. Например, один из американских дилеров заказал 200 экземпляров модели Urraco, но оплатить смог только 38… Кроме общеэкономических коллизий, была еще одна причина, по которой Ферручио Ламборгини решился на продажу своей компании. Дело в том, что его сын совершенно не интересовался делами отца в целом и автомобилями в частности. Контрольный пакет акций Ламборгини продал швейцарскому бизнесмену Жоржу-Анри Россетти в 1971 году. А остальные акции спустя три года Ферручио продал другу Россетти, Рене Леймеру. Однако новые владельцы мало внимания уделяли делам Lamborghini.

Несмотря на успех запущенной в 1975 году новой модели Countach, компания продолжала испытывать финансовые трудности. Вырученных от продаж средств хватало только на поддержание производства. Для решения денежных проблем руководство компании заключило контракт с BMW на доводку и производство спортивного автомобиля под кодовым названием Е26, который впоследствии получил известность как BMW M1. Конструкторские разработки велись на BMW, а фирма Lamborghini должна была изготовить необходимые 400 машин для омологации Международной спортивной федерацией. Для выполнения работ по этому контракту Леймер получил большой заем у итальянского правительства. В то же время компания Lamborghini подписала соглашение с американской фирмой Mobility Technology International о разработке скоростного армейского внедорожника с двигателем Chrysler. Этот автомобиль, названный Cheetah («гепард»), вызвал настоящий шок у посетителей Женевского автосалона 1977 года – никто не ожидал от Lamborghini ничего подобного. В июле того же года должно было начаться производство E26, но расходы на разработку и испытания Cheetah поглотили большую часть займа, отпущенного на заказ BMW. Тем временем у руководства BMW лопнуло терпение, и контракт с Lamborghini был расторгнут. Злые языки утверждали, что BMW получила от Lamborghini, которая построила и полностью довела прототип, все, что хотела. Тогда же Леймер обратился в Верховный суд Италии с предложением о передаче компании в государственное управление сроком на два года, и с 1 августа 1978 года Lamborghini перешла под контроль госадминистрации во главе с Алессандро Артезе. Для снижения затрат прекратили производство моделей Urraco, Silhouette и Espada, и многим уже стало казаться, что с Lamborghini покончено.

Летом 1980 года начались переговоры с представителями французской Mimran Group, а уже 1 сентября 1980 года 24-летний бизнесмен Патрик Мимран стал президентом Nuova Automobili Ferruccio Lamborghini SpA. В это время появились спортивная модель Jalpa с кузовом тарга и самая необычная из всех серийных моделей марки – внедорожник LM001, построенный на базе концепта Cheetah.

К 1987 году Lamborghini вновь была продана – на этот раз американскому концерну Chrysler. Люди из Детройта сразу принялись устанавливать свои порядки, а на предприятии началась разработка и подготовка производства автомобиля, который должен был сменить Countach. Спустя три года в серию пошел Lamborghini Diablo, представлявший дальнейшее развитие Countach: у автомобилей была одинаковая компоновка, схожая конструкция шасси с пространственной рамой, усиленной деталями из композитных материалов, и кузов, разработанный Марчелло Гандини уже в качестве независимого дизайнера. К созданию кузова приложили руку стилисты Chrysler. Двигатель «подрос» до 5729 см куб., что обеспечило мощность 492 л. с. Скорость машины достигала 325 км/ч, а на разгон до 100 км/ч требовалось 4,1 с.

При всех своих амбициях Chrysler недолго «водил быка за рога». В январе 1994 года контроль над компанией получила индонезийская MegaTech, а год спустя акции компании были перепроданы трем другим компаниям. Но очередным владельцам удержать в руках строптивого «быка» тоже оказалось не под силу. В конечном итоге с 1998 года Lamborghini стала частью империи Фердинанда Пиха и вошла в состав концерна Volkswagen AG под «крыло» Audi. За шесть лет, полностью отказавшись от прежних наработок, прагматичные немцы запустили в производство две новые модели: Murсielago и Gallardo, а также две их открытые версии. Но это уже другая история…

 Под созвездием Тельца
Ферручио Ламборгини родился 28 апреля 1916 года на севере Италии, в небольшой деревушке Ренаццо ди Ченто. Его родители, как и все поколения Ламборгини, занимались сельским хозяйством, но Ферручио с детства больше интересовали различные машины и механизмы. Повзрослев, он поступил на факультет промышленного дизайна Болонского университета и закончил его как раз перед началом Второй мировой войны. Ферручио призвали в армию и отправили на остров Родос, где размещался Центральный транспортный дивизион итальянских ВВС. Сослуживцы Ламборгини восхищались его талантом «оживлять» машины и механизмы, довольствуясь минимумом запчастей. По окончании войны в 1946 году Ферручио вернулся в родную деревушку. Приобретенный технический опыт он решил реализовать на благо свох друзей и родственников, которые испокон веков занимались выращиванием пшеницы и сбором винограда. Для это нужна была техника, которой в разрушенной Италии недоставало. Первый трактор Ламборгини собрал из груды лома. Затем он начал скупать военную технику и механизмы и переоборудовать их в сельскохозяйственные машины и тракторы. В 1949 году была основана тракторная фабрика Lamborghini Trattori. Машину украшала эмблема в виде быка: Ферручио родился под знаком Тельца…

В конце 50-х годов Lamborghini Trattori стала ведущей тракторной фирмой в Италии, а в 1960 году Ламборгини основал второе производство – компанию Lamborghini Bruciatori, которая специализировалась на выпуске обогревателей и кондиционеров. Дела в обеих фирмах шли отлично, и в начале 60-х была основана компания, которая принесла Ламборгини всемирную известность – Automobili Ferruccio Lamborghini SpA. Забегая далеко вперед, стоит сказать, что в 1974 году Ламборгини все-таки вернулся к истокам и занялся виноделием.

«В свое время я приобрел несколько самых лучших автомобилей Gran Tourismo и в каждом из них обнаружил недостатки. Либо слишком жарко в салоне. Либо неудобно. Либо недостаточно высокая скорость. Либо некачественно собран. Сейчас я хочу построить автомобиль GT, который будет лишен недостатков. Не техническую «бомбу». Наоборот, обычный, но совершенный автомобиль».

Ферручио Ламборгини, октябрь 1963 года.

 

 Miura
Всвое время Ламборгини попробовал себя в автогонках, но фортуна отвернулась от него, и Ферручио поставил на гонках жирный крест. Поэтому, когда кто-либо из его инженеров заикался о постройке гоночной машины, позиция шефа была непреклонной. Отлично зная о взглядах хозяина, группа «заговорщиков», в которую входили Боб Уоллес, Джан Паоло Даллара и Паоло Станцани, разрабатывала конструкцию нового автомобиля в свободное от работы время. Они замыслили автомобиль с силовым агрегатом, расположенным в базе, по образцу появившихся в то время гоночных Ford GT40 и Ferrari 250 LM. Но, в отличие от этих машин, конструкторы расположили 12-цилиндровый двигатель поперек! Образцом для подражания послужил… британский Mini. И вот однажды, когда чертежи и документация были подготовлены, «конспираторы», собравшись с духом, показали свои разработки Ламборгини. Тот пришел в полный восторг и долго не мог поверить, что все это они сделали без его ведома. Проекту был дан «зеленый свет», хотя ни о каком участии в гонках не могло быть и речи.

Для машины взяли 4,0-литровый мотор от Lamborghini 400 GT, а благодаря четырем трехкамерным карбюраторам Weber его мощность увеличили с 320 до 350 л. с. В начале ноября 1965 года шасси будущей машины выставили на автосалоне в Турине. Новинка привлекла большое внимание, а Ламборгини получил 10 заказов на автомобиль, у которого еще не было кузова.

Машина, созданная Марчелло Гандини, до сих пор поражает своей красотой. Передняя и задняя части кузова для облегчения доступа к узлам и агрегатам, шасси и двигателю откидывающиеся, а фары – убирающиеся. Литые колесные диски оригинального дизайна стали на несколько лет характерной особенностью всех Lamborghini.

Появление машины, названной Miura в честь породы бойцовских быков, произвело на салоне эффект разорвавшейся бомбы. Главный удар пришелся, естественно, на Ferrari, у которой в то время не было серийного автомобиля с V12 в базе. Приземистая, высотой всего 1055 мм, с забавными «ресничками» над фарами, машина напоминала приготовившегося к прыжку фантастического зверя. Miura весом 980 кг разгонялась до «сотни» за 6,7 с, а максимальная скорость достигала 280 км/ч.

Для привлечения к своему детищу наиболее состоятельных клиентов в мае 1966 года Ферручио Ламборгини устроил настоящее шоу в ночь перед Гран-при Монако. Он припарковал Miura в центре cквера перед знаменитым казино, куда автопроизводители по традиции привозили самые дорогие и cкоростные машины, и удалился. Вокруг машины немедленно собралась толпа. Через некоторое время Ламборгини вышел из казино, пробрался к Miura, сел, завел двигатель и несколько раз нажал на акселератор, огласив площадь могучим ревом мотора. Потом выключил его и вернулся в казино, а через полчаса повторил все заново. И так всю ночь. На следующий день Lamborghini Miura проехала по трассе Гран-при в качестве пейс-кара.

Продажи Miura начались в 1967 г. Год спустя в Брюсселе показали Miura Roadster, но дальше прототипа дело не пошло. Производство Miura завершилось 15 января 1973 года, когда последний, окрашенный в белый цвет, экземпляр выехал из ворот сборочного цеха в Сант-Агате. Всего за 6 лет изготовили 750 машин.

 

 Армейский? Нет, гражданский!
Разработка быстроходного армейского внедорожника была своеобразной спасительной соломинкой для Lamborghini, пытавшейся справиться с последствиями экономического кризиса и тяжелым финансовым положением. Неожидано для всех вместо отвергнутого американскими заказчиками прототипа Cheetah на свет появился LM. В 1981 году началось производство заднемоторного LM001. Он оснащался 4,7-литровым V12 от модели Countach либо 3,6-литровым V8 от Chrysler. Год спустя двигатель «переехал» вперед, переделали подвеску, а внедорожник получил индекс LM002. На него устанавливали 455-сильный V12 объемом 5,2 л. Кроме этой версии, сделали несколько машин, на которых стоял 5,7-литровый мотор от Diablo. Топ-версия LM004 оснащалась 7,3-литровым мотором, который Lamborghini устанавливала на гоночные катера. В общей сложности до 1992 года компания выпустила 301 внедорожник.

 

 Вот это да!
Если Miura создала Lamborghini имя производителя спорткаров, то Countach увековечил его. Хотя Ламборгини выбирал названия для своих моделей, так или иначе связанные с быками и корридой, это правило впервые было нарушено. По одной из легенд, когда прототип выкатили во двор ателье Bertone, Нуччо Бертоне, не удержавшись, воскликнул «Countach!» (произносится «кунташ»). Это слово из пьемонтского диалекта не имеет точных аналогов в других языках, но примерно так восклицают горячие итальянские парни, увидев красивую женщину. Ламборгини посчитал, что лучшего имени для столь эффектного автомобиля не придумать… За 20 лет выпуска Countach претерпел многочисленные модернизации. Так, мощность мотора увеличилась с 375 до 455 л. с., объем вырос с 4,0 до 5,2 л, а количество клапанов удвоилось – с 24 до 48. На выбор предлагались две топливные системы – с карбюраторами Weber для Европы или инжекторная Bosch K-Jetronic для заботящихся об экологии американцев. 5-ступенчатая КПП передавала крутящий момент на заднюю ось через картер мотора, что являлось революционной конструкцией для того времени.

 

 Lamborghini: год за годом

1963 Основана Feruccio Lamborghini Automobili. Прототип 350 GTV представили на автошоу в Турине.
1964 Предсерийный 350 GT (V12, 280 л. с.) дебютировал в Женеве.
1966 Марчелло Гандини представил на автошоу в Женеве модель Miura P400 с 4,0-литровым V12. Miura стала первой центральномоторной моделью Lamborghini. На смену 350 GT пришла версия 400 GT.
1968 Дебют Islero 400 GT и Espada.
1969 Новые версии Islero: S и GTS. Miura P400S получила 370-сильный мотор.
1970 Две новые модели Jarama 400 GT (4,0 л, V12) и Urraco P250 (2,5 л, V8).
1971 Второе поколение Miura получило индекс P400 SV и 4,0-литровый V12. Дебют прототипа Countach LP500 с алюминиевым кузовом.
1972 Jarama 400 GTS – последнее купе марки с передним расположением мотора. Второй прототип Countach LP400.
1974 Серийный Countach LP400 оснащался 4,0-литровым V12. Urraco 200 и Urraco 300, оснащенные соответственно 2,0- и 3,0-литровыми V8.
1976 Дебют двухместной Silhouette с кузовом тарга и 3,0-литровым V8.
1977 Создан прототип Cheetah.
1981 Выпуск внедорожника LM001, наследника Cheetah. На смену Silhouette пришла среднемоторная Jalpa с V8.
1982 Countach LP500S оснастили 5,0-литровым V12. LM002 обзавелся V12, расположенным спереди.
1985 Countach (III) получил 48-клапанный V12 и соответствующий индекс LP500S QV.
1988 Выпуск заключительной юбилейной серии Lamborghini Countach.
1990 Купе Diablo.
1992 Родстэр Diablo. Закончилось производство LM002.
1993 Полноприводное купе Diablo VT.
1995 Полноприводный родстэр Diablo Roadster VT.
1996 Версия Diablo SV с 525-сильным мотором, который разгонял модификацию SV до «сотни» за 3,9 с.
24 июля 1998 компания вошла в состав концерна VW.

Фото Lamborghini