X

История Sauber: Спокойствие, только спокойствие!

Sauber – нетипичная для «Формулы-1» команда. В первый же год своего участия в чемпионате она заняла место в середине пелотона и до сих пор удерживает его. В истории конюшни не было ни взлетов, ни падений; кажется, она «впитала» в себя основные черты Швейцарии – спокойствие и стабильность.

Sauber – нетипичная для «Формулы-1» команда. В первый же год своего участия в чемпионате она заняла место в середине пелотона и до сих пор удерживает его. В истории конюшни не было ни взлетов, ни падений; кажется, она «впитала» в себя основные черты Швейцарии – спокойствие и стабильность.

Sauber – нетипичная для «Формулы-1» команда. В первый же год своего участия в чемпионате она заняла место в середине пелотона и до сих пор удерживает его. В истории конюшни не было ни взлетов, ни падений; кажется, она «впитала» в себя основные черты Швейцарии – спокойствие и стабильность.

Сейчас Швейцария и кольцевые автогонки – принципиально несовместимые понятия, хотя в начале 1950-х ситуация была совершенно другой. Событие, навсегда отделившее «страну банкиров» от мира большого автоспорта, произошло в 18 часов 30 минут 11 июня 1955 года, когда во время 24-часовой гонки в Ле-Мане взлетевший при столкновении Mercedes-Benz Пьера Левэга упал на зрительскую трибуну и загорелся. Жертвами этой катастрофы стали более восьмидесяти человек, еще 120 получили ранения. Как следствие этой трагедии парламенты Франции, Испании, Германии и Швейцарии приняли решения о запрете любых автогонок. Впрочем, когда шок прошел, первые три государства свои решения отменили; в Швейцарии же запрет продолжает действовать и поныне. В настоящее время разрешенным на территории страны является только скоростной подъем – самый безопасный для зрителей вид автоспорта, который только можно себе представить: автомобили можно увидеть лишь в закрытых парках до старта и после финиша. Именно с этих соревнований и начала свой путь в автоспорте команда Sauber.

Во имя супруги

Первый автомобиль постройки Петера Заубера – Sauber C1, названный так в честь жены Кристины, с ангельским терпением переносившей все неприятности, связанные с постройкой машины в подвале дома, появился в 1970 году и тут же выиграл чемпионат Швейцарии. Однако после тяжелой аварии Петер по требованию супруги отошел от участия в гонках в качестве пилота, продолжив свою автоспортивную карьеру исключительно в качестве владельца команды.

Вскоре Заубер, опираясь на поддержку талантливого конструктора Лео Ризза, решился на дебют в мировом чемпионате спортпрототипов в самой престижной группе C. В первые сезоны конкурировать с непобедимыми Porsche было практически невозможно, но затем дело пошло значительно успешнее – особенно, когда на небольшую команду обратил внимание Mercedes-Benz. Начиная с 1989 года, швейцарские спортпрототипы окрашивались в фирменный серебристый цвет и назывались не просто Sauber, а Sauber-Mercedes.

Новые «серебряные стрелы» в 1989 году одержали восемь побед в Чемпионате мира среди спортпрототипов, включая легендарные «24 часа Ле-Мана» (Масс/Диккенс/Ройтер) и стали сильнейшими в личном (Шлессер) и командном зачетах. На следующий год – те же восемь побед и еще один титул Шлессера. В Mercedes отбросили последние сомнения по поводу целесообразности сотрудничества, однако теперь полем битвы должна была стать «Королева автоспорта» – «Формула-1». Тактику выбрали ту же, что и раньше: Sauber потихоньку, «сам по себе», пробирается в «Ф-1» и начинает бой с признанными лидерами, а вместе с первыми успехами болиды становятся серебристыми.

Concept? Нет, Powered!

Забавно, что, по собственному признанию Петера Заубера, он никогда не стремился в «Формулу-1». Но Mercedes-Benz обещал финансировать команду, поставлять моторы Illmor и пригласить в качестве главного конструктора Харви Постлтуэйта. Перспективы были весьма заманчивыми, и Заубер согласился. Осенью 1992 года прошли пробные тесты Sauber C12, на черных бортах которого не было ни единой надписи, хоть косвенным образом свидетельствующей о причастности Mercedes к проекту. Все ждали, что скоро их цвет станет серебристым, появится соответствующее название и т. п. На деле же еще летом Петеру сообщили из Штутгарта о завершении проекта. Узнав об этом, Постлтуэйт, к тому времени уже создавший эскизный проект C12, вернулся в Tyrrell, и дорабатывать шасси пришлось Лео Риззу и Стиву Николзу.

Зимние тесты команда проводила на чистом энтузиазме. Тем неожиданнее стали высокие результаты пилотов – Карла Вендлингера и Джей-Джея Лехто, показанные ими на тренировках. Удивление штутгартских боссов было столь велико, что они пошли на попятный и снабдили машины осторожными надписями Concept by Mercedes-Benz. Ну а когда в первом же Гран-при сезона-93 в ЮАР Лехто и Вендлингер стали соответственно шестым и десятым в квалификации (причем на финише Лехто был пятым), надпись моментально сменилась на куда более категоричную Powered by Mercedes-Benz.

За успешным дебютом последовали не менее удачные гонки. Лехто стал четвертым в Имоле, затем настала очередь Вендлингера: шестые места в Канаде и Венгрии, четвертое – в Италии, пятое – в Португалии. Впрочем, очков могло быть куда больше, если бы после первых пяти-шести гонок сезона команда не снизила темпы развития – сказывалось отсутствие спонсоров. И тем не менее даже со стартовых мест во второй десятке пилоты прорывались вперед! Сезон, в котором соревновались 11 конюшен, команда завершила с 12-ю очками на шестом-седьмом местах, разделив их с легендарной Lotus.

Три года Френтцена

1994 год обещал стать еще лучше: сменив Лехто, напарником Вендлингера стал талантливый немец Хайнц-Харальд Френтцен; вроде бы появился и серьезный спонсор – журнал «Broker». Однако в Монако Вендлингер чуть не погиб, а «Broker» денег так и не принес, потому что сам находился на грани банкротства. Оправдал ожидания только Френтцен, исправно финишировавший на зачетных позициях: именно благодаря немцу Sauber снова закончил сезон с числом 12 в графе «очки».

Все стало налаживаться лишь к концу года. Поставщиком двигателей со следующего сезона становился концерн Ford, нашедший таким образом нового партнера после того, как в Benetton предпочли Renault. Но самым главным событием оказалось возвращение Вендлингера – в середине октября он впервые после монакской аварии сел за руль Sauber. И пусть проведенная им имитация гонки прошла неудачно – возобновились боли в шее, и стартовать в Японии и Австралии он так и не смог, сам факт того, что после тяжелейшей травмы Карл не только выжил, но и вернулся в автоспорт, был для Петера Заубера самым радостным известием.

Чемпионат-95 начался удачно – команда все-таки нашла богатого спонсора; им стал концерн Red Bull, купивший контрольный пакет акций. При этом без согласия Заубера никакие решения производитель напитков все равно принимать не мог – по контракту у Петера в любых вопросах было право вето. Кстати, именно по этой причине Sauber в свое время не перешел в собственность Toyota, хотевшей купить какую-нибудь частную команду для более быстрого дебюта в «Формуле-1». Кроме того, именно в 1995 году пилот команды впервые попал на подиум – это произошло в Италии, где Френтцен оказался третьим. Однако в следующем сезоне Хайнц-Харальд перешел в другую команду. Возможно, к такому шагу немца подтолкнули многочисленные поломки машины и взрывы моторов – новый Ford V10 оказался очень ненадежным. Впрочем, свои 11 очков команда заработала, но перспектив в Sauber Френтцен не видел.

Зауберрари или Ферраубер?

И все же, как выяснилось, они у команды были. В 1997 году Заубер решил покупать так называемые «клиентские» (прошлогодние) двигатели у Ferrari, что и делает до сих пор – правда, моторы поставляются под малайзийским брэндом Petronas. И хотя сезон-97, как, впрочем, и три последующих, вышел не очень удачным, вера в лучшее не покидала швейцарского бизнесмена. И его терпение было вознаграждено – в сезоне-2001 пару пилотов составили молодые и амбициозные Ник Хайдфельд и Кими Райкконен. Этот год завершился четвертым местом в Кубке Конструкторов – на данный момент наивысшим достижением Заубера в «Ф-1».

А что же ныне? Каковы перспективы команды, которую в шутку называют то «Зауберрари», то «Феррарубер» – ведь машины Sauber из года в год все больше и больше напоминают болиды «старшего брата»? Возможно, располагая пусть прошлогодними, но все же чемпионскими мотором и коробкой, можно было бы добиваться и лучших результатов, но, похоже, сегодня команда следует оправдавшему себя швейцарскому принципу: главное – спокойствие и стабильность…

 Sauber Petronas

Чемпионские титулы/Кубки Конструкторов 0/0
Лучшее место в чемпионате «Ф-1»: 4-е, 2001 г.
Первый старт: ГП ЮАР, 1993
Всего стартов: 186
Победы: 0
Лучшее место на финише: 3-е (6 раз)
Поул-позишн: 0
Лучшее место на старте: 2-е (2 раза)
Пилоты-2004: Джанкарло Физикелла, Фелипе Масса
Тест-пилот: Нил Яни
Глава команды: Петер Заубер
Технический директор: Вилли Рампф
Официальный сайт: www.sauber-petronas.com

Владимир Некрасов
Фото Юрия Нестерова