X

Как КрАЗ входил в новый класс

В этот день, ровно 30 лет назад, 10 ноября 1993 года на главном конвейере Кременчугского автозавода были впервые собраны не привычные трехосные, а новые, двухосные автомобили – седельные тягачи КрАЗ-5444 (4х2).

Еще 15 сентября этого года вышло постановление Кабинета министров Украины, согласно которому КрАЗ стал головным предприятием по разработке и выпуску автомобилей широкой гаммы грузоподъемностью – от 1,5 до 20 т. К тому времени в Кременчуге уже выпускали автомобили на 13 – 20 т. А чтобы перейти к более легким машинам, грузоподъемностью 5 – 10 т, подсчитали, что нужно просто создать двуосные версии уже освоенных трехосных моделей.  Таким образом, хотели создать реальную альтернативу белорусским МАЗам и российским КАМАЗам.

Опытный КрАЗ-5444 на Киевском автосалоне KIMS-1993

Еще в мае 1993 года на первом в истории Украины Международном автомобильном салоне KIMS-1993 (Kiev International Motor Show) произвел сенсацию представитель нового семейства автомобилей КрАЗ с колесной формулой 4х2. Это был седельный тягач КРАЗ-5444, который вызвал большой интерес у посетителей.

Тягач КрАЗ-5444 в снаряженном состоянии весил 8 т. Он мог работать с полуприцепом полной массой до 28 т. На автомобиле устанавливали турбодизель ЯМЗ-238 мощностью 300 л. с. Автомобили оснащались удлиненной, спальной кабиной.

Опытный вариант с двигателем DAF.

Нужно сказать, что завод продолжал работу над совершенствованием этого автомобиля. Так в 1995 году на МВЦ «Экспоцентр Украины» (ВДНХ) был представлен опытный седельный тягач КрАЗ-Э5444Д с голландским двигателем DAF в 360 л. с. На более позднем образце – КрАЗ-3Э5444 испытывали другой агрегат, французской фирмы Renault, мощностью 340 л. с.

С полуприцепом DSAN 27 от Doll, собранным на ВАРЗ

А на Киевском автосалоне SIA-97 демонстрировался тягач с турбодизелем ЯМЗ-238Д в 330 л. с. и полуприцепом DSAN 27 от немецкой фирмы Doll, который был собран по прогрессивной технологии на Верхнеднепровском авторемонтном заводе (ВАРЗ). Автопоезд полной массой до 40 т мог развивать скорость 100 км/ч.

КрАЗ-5444-82, показанный на SIA-2001

В 2000-м году был выпущен также седельный тягач КрАЗ-5444-082, который мог работать в составе автопоезда полной массой 34,9 т. На нем был установлен более экономичный турбодизель ЯМЗ-238Б в 300 л. с. Но и этот автомобиль остался в одном-единственном экземпляре.

Cерийный КрАЗ-5444 с полуприцепом-цистерной ППЦ-20 от “Азовобщемаш” (Мариуполь). На выставке SIA-2000. Тягач продавался за $26 617, а полуприцеп – за $34455.

А вот серийных тягачей КрАЗ-5444 (4х2) было выпущено немного – всего лишь 319 ед. Главных причин неуспеха на рынке было две. Во-первых, узлы, заимствованные от трехосных автомобилей, рассчитанных на суровые условия эксплуатации, были для двухосной машины слишком тяжелыми. И потому автомобиль обладал излишним весом, а значит имел и повышенный расход топлива. А во-вторых, капотная компоновка была не лучшим решением для машины, работающей в городе и на магистралях. Это не только ухудшала обзорность, но и увеличивало длину автомобиля, а значит – и длину автопоезда.

КрАЗ-5444 на улицах Киева (2001 г.)