X

Как новаторская Tatra начинала с успехов в автоспорте

В этот день, 13 мая ровно 100 лет назад в Брно впервые выступил в гонке новейший автомобиль фирмы Tatra, модель 11. Это была поистине новаторская конструкция, которая принесла компании славу и определила ее техническую политику на ряд лет вперед.

Главный конструктор фирмы Tatra, талантливый специалист Ганс Лендвинка, в начале 20-х гг. выдвинул идею создания компактного, «народного» автомобиля – простого, экономичного, доступного по цене и долговечного.

В целях экономии веса он взамен традиционной лестничной рамы применил продольную несущую трубу диаметром всего 110 мм, хорошо работающую на скручивание. Экономичный двухцилиндровый «воздушник» с противолежащими цилиндрами имел рабочий объем 1056 см куб. и развивал 12 л. с. Специально заниженная степень сжатия (4,8:1) позволяла использовать дешевый, менее качественный бензин. Подвеска передних колес была максимально простая, зависимая, а задних – независимая, на поперечных качающихся рычагах. Четырехместная машина весила всего 680 кг и развивала 70 км/ч.

Tatra 11 на випробовуваннях.

Понятно, что новые, необычные технические решения, заложенные в конструкцию, нуждались в серьезной проверке. Одним из традиционных способов было участие в спортивных соревнованиях. Однако Ганс Ледвинка поначалу колебался: он не был уверен, насколько успешно сможет выступить там хрупкая машина со слабым моторчиком.

И здесь свою роль сыграл старейший чешский автогонщик Йозеф Вержмировский, который в свое время испытывал разные автомобили, в частности еще в 1919 году тестировал известный армейский грузовик Tatra TL4. И спортсмен в конце концов сумел убедить Ледвинку.

Tatra TL4 (1919)

Премьера Tatra 11 состоялась на автосалоне в Праге, который открылся 28 апреля 1923 года. А уже через две недели Вержмировский вывел эту новинку на старт международных соревнований на километр с хода, которые проводились в Брно. И модель получила первую премию в категории автомобилей рабочим объемом до 1,1 л. В этом же году автомобиль также участвовал в нескольких пробегах.

Tatra 11 на трасі «Солітюд» біля Штутгарту (1924)

В 2024 году, 20 апреля Tatra 11 удержала убедительную победу в ралли «Збраслав – Йиповиште». А 9 мая Вержмировский получает главную премию за лучшие результаты малолитражного автомобиля на трассе «Солитюд» возле Штутгарта.

В апреле 1925 года Tatra 11 показала лучшее время в своем классе, участвуя в знаменитом ралли «Тарга-Флорио». А высшим спортивным достижением явился успех в крупнейших международных гонках на выносливость, на трассе длиной 5300 км. В этих соревнованиях приняли участие 78 автомобилей всех мировых марок. Но только Вержмировский на Tatra 11 был единственный в своем классе, кто финишировал без штрафных очков.

Tatra 11 на ралі “Тарга-Флоріо” 1925 р.)

До 1926 года было выпущено, по разным данным, от 3 540 до 3 656 автомобилей Tatra 11. И на замену ей в том же году пришла подобная по конструкции машина Tatra 12, главным отличием которой было наличие тормозов уже и на передних колесах.