X

Крылья и хвосты

Даже при беглом взгляде на автомобильную геральдику создается впечатление, что там сплошь бодающиеся, лягающиеся, кусающиеся, пернатые и даже такие, которых возьмут не во всякий зоопарк или террариум.

Даже при беглом взгляде на автомобильную геральдику создается впечатление, что там сплошь бодающиеся, лягающиеся, кусающиеся, пернатые и даже такие, которых возьмут не во всякий зоопарк или террариум.

Даже при беглом взгляде на автомобильную геральдику создается впечатление, что там сплошь бодающиеся, лягающиеся, кусающиеся, пернатые и даже такие, которых возьмут не во всякий зоопарк или террариум.

Копытные

КАМАЗ
Morris
Porsсhe
ГАЗ
Dodge
Buick

На эмблемах у Porsche и NSU рога позаимствованы с герба Королевства Вюртенбергского (окрестности современного Штутгарта), где эти фирмы в свое время возникли. А олени, призванные подчеркнуть изящество конструкции, красуются на логотипах ГАЗ, Buick и Imperial. Lublin и Diatto выбрали в качестве символа куда менее презентабельного козла, Dodge – барана, отмечая неприхотливость и надежность своих автомобилей: изначально барашек украшал линейку «доджевских» грузовиков. Центральное место на логотипах КАМАЗ, Ferrari, Carlsson, Samand занимают лошади, а у Kaiser, Lamborghini и Morris – быки как синоним мощи и упорства.

Когтистые

Holden
Ford

Куда больше повезло представителям семейства кошачьих. Здесь и тигр – Proton, Sunbeam, и не нуждающиеся в переводе Jaguar, Gepard, Kougar, Leopard, Panther и Puma, выпускающие стремительные спорт-кары. Царь всех зверей украшает эмблемы десятков самых разнообразных фирм (Benelli, Holden, Minardi, Peugeot, Praga), выпускавших буквально все: от микролитражек до формульных болидов. А вот лучшие друзья человека почти не представлены: лишь Sbarro да Ford с Lincoln в свое время выбрали борзую, а Mack – бульдога.

Пернатые

Lagonda
Venturi
Citroёn
Cadillac

На радость орнитологам птицы представлены на капотах и радиаторах шире, чем копытные. Здесь есть буквально все: от самых маленьких и безобидных киви (McLaren) и ласточек (ХАДИ, Simca) до хищных ястребов (Studebacker) и соколов (Venturi). Hispano-Suiza, ММВЗ и Bignan выбрали аиста, Packard – пеликана, Citroёn, Lincoln и Wills St. Claire – лебедя, Cadillac – целую флотилию уток, Lorraine-Dietrich – цаплю, Matra и Clement – петуха самой задиристой, галльской породы, неофициальный символ той части Франции, где они базировались. И все же среди «крылатых» автомобильных логотипов вне конкуренции орлы, красующиеся на эмблемах как давно канувших в Лету Adler, Duesenberg, Packard, UAP, так и ныне здравствующих FYM, Eagle, Isdera.

Повезло меньше

Wiesmann
Shelby

Остальным животным повезло меньше. ЯАЗ позаимствовал медведя с герба Ярославля, та же история с волком на старой эмблеме VW, расположенного в Вольфсбурге. Рыб раз-два и обчелся: акула на эмблеме французского филиала Ford (до 70-х у европейских отделений «голубого овала» были собственные модели) да дельфин у автобусного отделения Iveco – фирмы Irisbus. Из пресмыкающихся есть только кобра – Cobra, Isotta Fraschini и Shelby, да игуана у Wiesmann.

Мифология

Vauxhall
Alfa Romeo
ATS
Saab
Gumpert
Serenissima

Вымышленных животных хватило бы на отдельную статью: тут и единороги всех мастей (с головами лошадей, баранов и даже рыб) – Elia, La Licorne, Lea-Francis, Rush, кентавр – Unic, Пегас – Invicta, Pegaso, дракон – Alfa Romeo. Да-да, на эмблеме знаменитой итальянской фирмы позирует не змей-искуситель, а именно летающий огнедышащий дракон, по преданиям опустошавший окрестности Милана в V веке н. э. И красный крест на белом поле, и чудище позаимствованы с герба семейства Висконти, герцогов Миланских. Прародитель которых Оттоне, по преданию, убил перепончатокрылого людоеда. Грифоны в автогеральдике вообще всех мастей: с львиной гривой у отпочковавшейся от Ferrari фирмы ATS и ее наследницы Serenissima, плюс с орлиной головой у SAAB, ISO и Vauxhall.

Есть даже двуглавый имперский орел, еще в начале прошлого века украшавший гербы двух крупнейших империй – Российской и Австро-Венгерской. Именно оттуда он и перекочевал на радиаторы Руссо-Балта, Austro-Daimler и предтечи нынешней Tatra – чешской мастерской Nesseldorfer. Разумеется, автомобили с орлами были в гаражах последних европейских самодержцев.

Сергей Суховский
Фото фирм-производителей и автора