X

Легендарная Skoda 110 R Coupe отмечает полувековой юбилей

Заднемоторное купе Skoda 110 не только отлично продавалось, но и послужило основой для легендарных гоночных автомобилей, в том числе Skoda 130 RS

Отмечая в этом году 125 лет своего основания, Skoda Auto не забывает о моделях, которые сыграли значительную роль в истории автопроизводителя. К таким относится динамичное спортивное купе Skoda 110 R Coupe, появившемся в модельном ряду в начале 70-х. В 1964 году началось производство седана Škoda 1000 MB. Благодаря несущему кузову, заднему двигателю и заднему приводу эта модель ознаменовала собой новую технологическую эру для чешского производителя автомобилей.

Компания инвестировала значительные средства в современные производственные мощности для новой серии и вскоре полностью сосредоточилась на производстве седана благодаря успеху продаж на экспортных рынках. По этой причине Skoda прекратила производство кабриолета Felicia. Однако спрос на спортивные модели оставался высоким, особенно на рынках Западной Европы. А потому компания отреагировала на пожелания своих клиентов, выпустив автомобиль, который повысит имидж бренда, несмотря на то, что останется нишевым продуктом с точки зрения запланированного количества единиц.

Создание первых прототипов и тест-драйвы в бывшей ГДР
Разработка  автомобиля Skoda 110 R, получившего в Чехии прозвище «Erko», началась в 1966 году, а в марте 1968 года на предприятии в Квасинах сошел первый прототип с внутренним обозначением S 718 K. Кузов купе отличался от версии с кузовом «нотчбэк» не только элегантно покатой задней частью, но и более изогнутым ветровым стеклом и двумя широкими дверями с безрамными окнами. Во время тест-драйвов, которые проходили на автомагистралях в ГДР, в том числе в других местах, купе достигло максимальной скорости 145 км / ч.

Второй прототип был закончен в марте 1969 года. Он был оснащен двойным карбюратором и генератором переменного тока вместо динамо-машины.

В итоге Skoda пригласила множество журналистов на мировую премьеру 110 R, которая прошла в общежитиях профессионального училища компании в Млада-Болеславе. После пресс-конференции гостям была предоставлена ​​возможность опробовать новое спортивное купе неподалеку в аэропорту Hoškovice.

Презентация на международных автосалонах и запуск производства  

Публика впервые увидела 110 R 5 сентября 1970 года на выставке машиностроения в Брно, где Skoda представила три экземпляра. Фундамент успеха спортивного купе на экспортных рынках был заложен на автосалонах в Париже, Лондоне и Турине, которые l открыли свои двери в октябре 1970 года. Спрос на 110 R резко вырос. Однако Skoda столкнулась с проблемами из-за политических условий того времени. К концу 1970 года был построен всего 121 автомобиль, и только во втором квартале 1971 года первые экземпляры купе могли быть доставлены клиентам за границу.

Впоследствии чешский производитель автомобилей сконцентрировался в основном на экспорте: в 1971 году было выпущено около 3000 единиц, и только 442 автомобиля добрались до автосалонов тогдашнего чехословацкого дилера-монополиста Mototechna. 110 R стоил не менее 78 000 крон, что в то время было эквивалентно зарплате за 40 месяцев.


Малый вес и отличное сцепление с дорогой обеспечил динамичное вождение
Автомобиль Skoda 110 R имел длину 4155 мм, ширину 1620 мм и высоту 1340 мм и был на 40 мм короче базовой модели с кузовом нотчбек. Колесная база составляла 2400 мм. Четырехцилиндровый рядный двигатель в 1107 см куб. (степень сжатия 9,5:1, оснащенный маслоохладителем, развивал мощность 52 л.с. при 4650 об/мин и обеспечивал захватывающие ощущения от вождения автомобилем снаряженной массой 880 кг. Блок цилиндров, картер, а также раструб четырехступенчатой ​​коробки передач с прямым переключением, расположенный перед задней осью, были изготовлены методом литья алюминия под давлением на основе оригинального чешского патента.

На своих радиальных шинах (165 SR 14) 110 R развивал максимальную скорость 145 км/ч, разгон с нуля до 100 км/ч занимал 19 с. Замедление осуществлялось двухконтурной тормозной системой с дисковыми тормозами спереди и барабанными тормозами сзади. Тормоза производилась Skoda по лицензии английской марки Dunlop. Поскольку 57% веса автомобиля приходилось на ведущие задние колеса, спортивное купе имело отличное сцепление с дорогой. Средний расход топлива составил 8,5 л на 100 км, а объем топливного бака, расположенного спереди – 32 л. Под передним капотом было достаточно места для багажа – 250 л, второй багажник за задними сиденьями имел объем 120 л и к нему также можно было добраться на ходу. Поскольку 57% веса автомобиля приходилось на ведущие задние колеса, спортивное купе имело отличное сцепление с дорогой. Средний расход топлива составил 8,5 литра на 100 километров, а объем топливного бака спереди – 32 литра. Под передним капотом было достаточно места для 250 литров багажа, второй багажник за задними сиденьями имел объем 120 литров и к нему также можно было добраться на ходу.


Кабина с полным набором приборов и рулевое колесо с перфорированными спицами

Приборная панель с пятью круглыми приборами изначально была обшита деревянными панелями, а вскоре была заменена матово-черной отделкой. За ободом рулевого колеса водитель мог видеть большой тахометр с красной зоной, начинающейся с 5750 об/мин, и соседний спидометр, который был такого же большого размера. Три круглых прибора меньшего размера были установлены ближе к центру приборной панели: манометр для индикации давления масла и датчик температуры охлаждающей жидкости, а также дальний правый указатель уровня топлива.

Рулевое колесо имело две перфорированные металлические спицы, которые тянулись к прорезиненной перегородке посередине. В обширную базовую комплектацию 110 R входили передние сиденья анатомической формы. Сложив спинки, можно было добраться до двух задних сидений, которые были значительно меньше.

За десятилетний период производства, с 1970 по 1980 год, Skoda 110 R претерпела множество незначительных изменений, которые в сочетании с часто обновляемым внешним видом обеспечивали долгосрочную конкурентоспособность автомобиля.

С января 1973 года переднюю часть автомобиля украшали четыре фары, две из которых, меньшего размера, были противотуманными. Передние сиденья были оснащены подголовниками, а 14-дюймовые колеса были заменены на меньшие шины 165 SR 13 и пластиковые колпаки незадолго до окончания производства культового купе.

Высокий спрос на Skoda 110 R на экспортных рынках

Skoda, представив компактный спортивный автомобиль 110 R, добилась значительных успехов в его продажах на требовательных экспортных рынках. В 1973 году 93% из примерно 6000 построенных купе были отправлены за пределы территории тогдашней Чехословакии. В следующем году производство выросло примерно до 7 500 единиц.

С сентября 1972 года Skoda также экспортировала версию с правым рулем, и всего через три года 2371 купе, или 36% от общего количества экспортированных автомобилей, отправилось клиентам в Великобритании. Некоторые единицы 110 R даже достигли Новой Зеландии, Кувейта и Никарагуа. В 1980 году, когда выпуск модели был прекращен, экспорт был ограничен рынками Югославии и Испании.


Производные от Skoda 110 R для автоспорта: начало успешной эры

Международный спрос на  модель110 R был также подстегнут успехом производных  автоспортивных купе Skoda на кольцевых и раллийных трассах, которые начались в сезоне 1973 года с модифицированного заводского автомобиля. Чуть позже Skoda представила 180 RS и два экземпляра 200 RS. Прототипы, вдохновленные серийным купе, дебютировали на ралли Barum в июне 1974 года. Эти гоночные автомобили имели двигатели OHC объемом до двух литров и пятиступенчатую коробку передач производства Porsche. Кроме того, был установлен новый задний мост с продольными рычагами, что положительно сказалось на управляемости купе.

Весной 1975 года последовал легендарный автомобиль Skoda 130 RS. Он стал одним из самых успешных гоночных и раллийных автомобилей в классе <1300 куб.см. в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Конструкция кузова 110 R была немного изменена, и был добавлен прочный каркас безопасности. Skoda изготовила крышу, и внешнюю обшивку дверей из алюминия, а крылья и капот – из армированного стекловолокном пластика. Благодаря такой легкой конструкции вес 130 RS снизился до 720 кг, что сделало 1,3-литровую четырехцилиндровую модель сравнительно лёгкой в управлении. Мощность довели до 130 л.с. Двигатель со смазкой с сухим картером был оснащен восьмиканальной головкой блока цилиндров и двумя сдвоенными карбюраторами Weber.

На гоночной трассе  машина развивала максимальную скорость 220 км / ч. 130 RS, также известный как «Порше Востока», стал победителем в рейтинге производителей на чемпионате Европы по кузовным гонкам для Skoda в сезоне 1981 года. Двойная победа в своем классе на ралли Монте-Карло 1977 года считается величайшим успехом раллийной версии.

Модельные серии Garde и Rapid продолжают традицию купе ŠKODA до 1990 года
К 30 декабря 1980 года на заводе в Квасинах Skoda произвела в общей сложности 57 085 единиц купе 110 R.  Aвтомобили, cтхранившиеся в отличном состоянии, сегодня весьма популярны у коллекционеров, и рыночная стоимость их постоянно растет.

Skoda Garde – купе, также производимое на заводе в Квасинах, пришло на смену Skoda 110 R в сентябре 1981 года. Garde был основан на серии с кузовом нотчбек 105/120 и, опираясь на опыт марки в автоспорте, был оснащен задней независимой подвеской на продольных рычагах. Здесь установили точное реечное рулевое управление и передние сиденья со встроенными подголовниками. С весны 1982 года Garde выпускался также на автомобильном заводе BAZ в Братиславе.

С 1984 по 1990 г выпускалась также модель Rapid, которая могла развивать скорость до 150 км / ч, и продолжала традицию купе Skoda, начатую в 1970 году с модели 110 R.