Когда иномарки были в диковинку, в нашей стране и в Киеве в частности нетрудно было найти такой Mercedes. А в послевоенные годы они встречались почти в каждом дворе. Что же это за народный автомобиль с трехлучевой звездой?
| | Когда иномарки были в диковинку, в нашей стране и в Киеве в частности нетрудно было найти такой Mercedes. А в послевоенные годы они встречались почти в каждом дворе. Что же это за народный автомобиль с трехлучевой звездой? |
Шел 1936 год. На огромном стенде концерна Daimler-Benz на Берлинском автосалоне наряду с мощными компрессорными и 6-цилиндровыми моделями была представлена сенсация – маленький 1,7-литровый Mercedes-Benz 170W.
Главный конструктор концерна Макс Зайлер, в 1935 году перешедший из гоночного подразделения в штутгартскую штаб-квартиру, создал очень удачную модель. Ее основой стала X-образная рама, на которой и «возлежали» все узлы. Спереди находился рядный 4-цилиндровый мотор. Передняя балка, для смягчения хода, крепилась на поперечной рессоре, а задняя подвеска состояла из системы рычагов и вертикальных цилиндрических пружин. Конструкция тут же перешла со «стосемидесятки» на другие, более «взрослые» модели. Двигатель, получивший код М 136, стал хитом и производился даже для стационарных силовых установок. Интересной особенностью машины была централизованная система смазки, разработанная инженером Вилли Фогелем. Водителю не нужно было лазить под автомобилем с масленкой – через каждые 500 км он нажимал на специальную кнопку, и масло под давлением поступало к узлам по маслопроводам.
Сделать автомобиль запоминающимся взялся стилист концерна Герман Аренс, которого переманили из Horch еще в 1934 году. Лаконичный, обтекаемый кузов со скругленной задней частью получил фирменное обозначение W136. Аренсу удалось создать целую серию: 2- и 4-дверные седаны, фаэтон, спорт-кабриолет и элегантный спорт-родстэр. Наряду с легковыми моделями выпускали сервисные и почтовые фургончики, кареты «скорой помощи», а когда началась милитаризация автопарка Германии, на шасси Mercedes-Benz 170W стали строить армейские машины.
На военной службе
Герой нашего рассказа был произведен в 1938 году. Экспортное исполнение отличалось кожаной отделкой салона, фигурной крышкой («сомбреро») на запасном колесе и часами на приборном щитке. Однако этому черному седану не посчастливилось покататься по мирным дорогам. Обстоятельства заставили его надеть военный мундир, но не «мышиный» френч вермахта, а черную униформу войск СС. Ведь для армии и полиции выпускали «бюджетную» версию, а управление имперской безопасности нуждалось в комфортабельном транспорте. 170W был положен по чину младшим офицерам СС. Такая популярность объяснялась не только тем, что Mercedes-Benz был любимой маркой Гитлера, но и высокой конкурентоспособностью модели. Да и цена была не самой высокой. Автомобиль оказался так востребован, что его производили даже в филиале Mercedes в Будапеште.
С началом вторжения фашистских армий на территорию СССР черный 170-й попадает в автопарк ставки Гитлера под Винницей. Но отечественные грунтовки доконали переднюю поперечную рессору, и та лопнула. Пока из Штутгарта доставляли новую, советские танки заставили гитлеровцев спешно покинуть благодатную украинскую землю. Mercedes-Benz с разобранной передней подвеской остался на милость победителей.
Время неумолимо. Поперечные рессоры машин, колесивших по Союзу, лопались, и переднюю подвеску переделывали. Умельцы заменяли «родной» мотор 52-сильным от «Победы». Не выдерживал и каркас кузова, в целях удешевления сделанный из березы. Много «стосемидесяток» сейчас стоят по гаражам, а владельцы не знают, что с ними делать. Некоторые уверены, что лучше переделать «старичка» на современный ход, и тогда его можно продать «за бугор». Это большая ошибка, ведь ценность имеют лишь оригинальные экземпляры. Впрочем, максимальная стоимость даже идеально отреставрированного Mercedes-Benz 170W не превышает 9000 евро. Исключением стал лишь заказной спорт-родстэр 1937 года, принадлежавший голливудской «звезде» Кларку Гейблу – автомобиль продали в 2003 году с аукциона в Париже за 100000 евро.
Жизнь после смерти
Героя нашей истории жизнь изрядно потрепала. В 1965-м он встал окончательно, и им подперли изнутри стенку сарая. А в середине 90-х его случайно обнаружил один киевский любитель ретротехники и ужаснулся. Абсолютно комплектная (!) машина была доведена до ужасного состояния. Началась скрупулезная реставрация. Прошло несколько лет упорного труда, и малолитражка, сияя хромом и черным лаком, выбралась из гаража. Работа не осталась незамеченной – на осеннем фестивале «Автофорум 2003» машина была удостоена приза «За лучшую реставрацию». Теперь автомобильчик позирует нашему фотографу, а его владелец заслуживает самой большой благодарности за спасение еще одного ценного исторического экземпляра.
Послевоенный «фау» |
Война закончилась, концерн Daimler-Benz оказался в американской зоне оккупации. Послевоенная гамма моделей Mercedes-Benz состояла из одного лишь 170W, который выпускался даже в грузовом варианте. Конструкция двигателя была усовершенствована, клапанный механизм перенесли вверх. Появилась дверь багажника (на довоенных моделях в грузовой отсек можно было добраться только через откидную спинку заднего дивана). Параллельно с бензиновой версией начали производить 40-сильную дизельную. За все годы выпустили внушительное по тем временам количество этих «малышей» – 169805 штук. |
|
|
Общие данные | Тип кузова | седан | Дверей/мест | 4/5 | Габариты, Д/Ш/В, мм | 4270/1570/1560 | Колесная база, мм | 2845 | Объем бака, л | 43 | Двигатель | Тип | бенз. карб. | Расп. и к-во цил. | R4 | Объем, см куб. | 1697 | Мощность, л. с./об/мин | 38/3400 | Трансмиссия | Тип привода | задний | КПП | мех. 4-ст. | Ходовая часть | Тормоза передние/задние | барабан./барабан. | Подвеска передняя/задняя | зав./зав. | Эксплуатационные показатели | Максимальная скорость, км/ч | 108 | Средний расход, л/100 км | 11 | Цена | 3850 рейхсмарок |
|
С кем приходилось тягаться
| Переднеприводный Adler Trumpf – пример простого автомобиля. «Трехлучевому» конкуренту уступал из-за более высокой цены с любым из предлагаемых кузовов и ненадежного переднего привода. |
|
|
| Отличительная черта Нanza 1700 – много цилиндров при малом объеме мотора. К слабостям можно отнести посредственную надежность общей конструкции и отсутствие 4-дверной версии. |
|
|
| При всех своих преимуществах (надежная металлическая рама, неплохая мощность мотора, приемлемая цена) единственный минус W24 – машина не была так престижна, как Mercedes. |
|
|
| | Adler Trumpf | Нanza 1700 | Wanderer W24 |
Тип привода | передний | задний | передний | Компоновка мотора | R4 | R6 | R4 | Объем мотора, л | 1,7 | 1,7 | 1,7 | Мощность, л. с. | 38 | 40 | 42 | Цена, рейхсмарок | 5250 | н.д. | 3985 | Кол-во выпущенных машин | 7003 | 6000 | 23000 | Мин. стоимость | 5250 рейхсмарок | н.д. | 3985 рейхсмарок |
|
Владимир Винник
Фото Геннадия Вильгоцкого