Мистер Кобра
Даже если бы Кэрролл Шелби ушел на пенсию сразу после того как сконструировал AC Cobra, этой заслуги хватило бы, чтобы его имя было внесено в анналы автомобильной истории. В этом году исполняется 45 лет с того момента, когда начался путь Шелби вместе с маркой AC, которую он сделал легендарной. |
О таких, как Шелби, говорят: человек, сделавший себя сам. Он родился в техасском городке Лисбург 11 февраля 1923 года в семье фермера. В 18 лет ушел в армию и закончил военную карьеру после капитуляции Японии в должности летного инструктора. Уволившись в 1945-м в запас, Кэрролл безуспешно пробовал продавать удобрения, заниматься перевозками и разводить цыплят. Но наибольших успехов потенциальный птицевод-банкрот достиг в автогонках. Первые победы позволили купить подержанный MG TC, на котором горе-предприниматель в 1952 году выиграл целый ряд клубных гонок. Сменив за три следующих года несколько автомобилей и серий, Шелби в конце концов бросил фермерство и попал в поле зрения промоутеров из Aston Martin. В 1956 и 1957 гг. авторитетнейший американский журнал Sports Illystration присваивал ему титул «гонщик года», причем в основном за европейские победы. Не в последнюю очередь этому способствовал сенсационный отказ от предложения самого Энцо Феррари и чисто американское обещание надрать Ferrari сами знаете что. Обещание свое Шелби сдержал, отобрав в союзе с Aston Martin в 1959 году у Ferrari «золото» в легендарных «24 часах Ле Мана».
Змееферма
Увы, гоночная карьера нашего героя закончилась в 1961-м – врачи обнаружили у него несовместимую с автоспортом ишемическую болезнь сердца. Основанная им гоночная школа Shelby School of High Performance Driving давала неплохой доход, но этого было недостаточно, чтобы создать собственную гоночную команду. Как всегда, помог случай: один из абитуриентов рассказал учителю о трудностях, переживаемых британской фирмой АС. О ней Шелби знал не понаслышке: в Ле Мане в том же 1959 году скромненький АС Асе финишировал седьмым – фантастический результат для полукустарной модели с примитивной рессорной подвеской и 120-сильной 2,0-литровой «шестеркой» от Bristol. Секретом был легкий обтекаемый кузов и идеальная развесовка по осям – отличная схема для извилистых загородных дорог Великобритании. И вот теперь Асе осталась без моторов – Bristol сворачивал выпуск двигателей. Уже через месяц, в сентябре 1961 года техасец сидел в офисе агонизирующего АС с предложением, от которого британцы не могли отказаться. Кэрролл гарантировал им поставки куда более современных и мощных, чем Bristol (довоенный BMW) моторов small block 260 (V8, 4200 см куб., 164 л. с.) от Ford Fairline. Причем предлагал их за ту же цену, но оплату брал не деньгами, а… машинокомплектами: американец собирался организовать сборку модели, получившей впоследствии название Cobra, в своих мастерских в пригороде Лос-Анджелеса – Венеции. Почему именно Cobra? Несмотря на то, что под тяжелый мотор британцы серьезно усилили раму и подвеску, их родстеру не удалось избавиться от эффекта, который драг-рейсеры называют «бросок кобры»: при резком ускорении из-за разгрузки передней оси машина на пару секунд «вставала» на задние колеса.
| |
Ford на века
Нужно отдать должное прозорливости Шелби при выборе партнера. Chrysler и American Motors тогда не участвовали в гонках и не были всерьез заинтересованы в европейском рынке, а GM уже побеждал с Chevrolet Corvette. Оставался только «голубой овал», который как раз собирался войти в большой спорт, но не располагал подходящей моделью. В итоге довольны остались все: АС получил моторы, Ford – новую модель и спортивный плацдарм, Шелби – возможность реализовать себя как конструктор и тим-менеджер.
American Shelby удачно пересадили в «Кобру» сначала 4,7, а затем и 7,0-литровый (small block 286 и big block 427 соответственно) «фордовские» V8. И, выиграв за три сезона гонок GT в США все, что можно, автомобиль отправился покорять Европу, где безраздельно господствовал Ferrari. Причем на свой страх и риск – Ford отказал «Мистеру Кобре» в финансировании, просто не поверив в его силы. Шелби удалось посрамить руководство «овала», буквально на голом энтузиазме построив закрытую версию «Кобры». В 1965 году 7,0-литровая Shelby Daytona Coupe сходу выиграла Чемпионат мира FIA GT, прервав десятилетнюю гегемонию «маранелльских жеребцов».
Цель – Ferrari
В 1963-м Генри Форд второй попытался купить Ferrari, но в последний момент Комендаторе оставил его с носом. Уязвленный сын своего отца поклялся отомстить, дав зеленый свет проекту создания Ford GT. Несмотря на высокую скорость, первый «фордовский» суперкар никак не мог избавиться от детских болезней. И в октябре 1964 года, после провала в 24-часовых гонках, где ни один из GT не финишировал, Форд-младший предложил Шелби возглавить гоночную программу. Тот переделал аэродинамику, установил все тот же 7,0-литровый мотор, и в 1966-м команда Shelby American оккупировала в Ле Мане весь подиум, опередив-таки Ferrari. GT 40 еще трижды кряду выигрывал суточный марафон, вынудив «скудерию» уйти из дисциплины и сосредоточиться на Формуле-1.
Цель – Corvette
Параллельно работая над GT 40, Форд второй «повесил» на Шелби еще один проект – спортивное купе, призванное потеснить самый продаваемый спорткар Америки Chevrolet Corvette. Имевшийся в модельной линейке «голубого овала» Mustang не дотягивал до него ни по одному из основных параметров и конкурировал скорее с более простым и менее мощным Camaro. Shelby American буквально за три месяца перетряхнул конструкцию. В итоге Mustang встал вровень с Corvette как на обычной дороге, так и на гоночной трассе. Увы, в первый и в последний раз: из-за разногласий по поводу концепции второго поколения «Мустанга» в декабре 1969 года Шелби в одностороннем порядке разорвал контракт и отошел от дел, продав концерну марку Cobra.
Цель – Cobra
Удивительно, но работая сразу в трех направлениях, техасец успевал заниматься моделью, которая должна была прийти на смену «Кобре». Но поскольку техасец забраковал прототип 70P, построенный De Tomaso и Ghia с учетом всех его пожеланий, Cobra II так и не появилась, зато мир увидел De Tomaso Mangusta. А разочарованный техасец отошел от дел.
В конце 70-х Chrysler стоял одной ногой в могиле. Спасти автоконцерн взялся экс-«фордовец» Ли Якокка. Именно он вернул Шелби к творчеству. В 1983-м Chrysler запустил в серию принципиально новое семейство спорткомпактов серии Е (Chrysler Laser и Dodge Daytona), разработанных в сотрудничестве с «Мистером Коброй». Первые успехи окрылили, и в 1986-87 гг. Шелби взялся за старое, создав на базе Dodge Daytona турбонаддувный Shelby Charger.
В феврале 1988 года главный «змеевод» Америки нанес визит новому президенту Chrysler и его большому поклоннику Бобу Лутцу. Уже через десять минут они сошлись на том, что давно подумывают о современной интерпретации Cobra. Но сделать ее необходимо в стиле старых спортивных автомобилей, харизматичных и неистовых одновременно. Что «старикам-разбойникам» явно удалось: прототип получился очень агрессивным, и почти никто не поверил, что Chrysler отважится выпускать столь неординарный автомобиль. Тем не менее через три года 68-летний Шелби собственноручно вывел первый Dodge Viper на трек Indy-500, хотя за всего пару лет до этого перенес операцию по трансплантации сердца. Год спустя «гадюка» пошла в серию, своими ТТХ и ценой буквально нокаутировав рынок суперкаров. И снова обставила Ferrari в Ле Мане и в гонках FIA GT.
Реинкарнация
Два года назад разменявший девятый десяток Шелби снова оказался в центре внимания, въехав на подиум Ford в Детройте на концептуальном родстере Shelby Cobra GT. Несмотря на то, что ради экономии времени многие узлы и агрегаты взяли со «склада готовой продукции», по конструкции возрожденная Cobra ушла далеко вперед. Шасси, переработанное в 2004 году командой Шелби под переднемоторную компоновку, позаимствовали у возрожденного Ford GT40. Под капотом – 605-сильный 6,4-литровый V10. Расчетная «максималка» – 427 км/ч! Аскетичный интерьер, отсутствие кондиционера, приемника – все как и у «Кобры». Казалось, что машина на грани серийного выпуска: публика и пресса встретили ее благожелательно, большинство комплектующих уже выпускаются, но «добро» сверху так и не было получено.
Уже спустя полгода на Нью-Йоркском автосалоне Шелби представил топ-версию «мустанговской» линейки – Shelby Cobra GT500. Как и раньше, на ней нет и упоминания о копытных – сплошь ползучие в боевой стойке. Прошло еще 17 дней, и на традиционном калифорнийском конкурсе элегантности в Пеббл-Бич техасец представил сногсшибательный Ford Shelby GR-1. Классическая компоновка, капот в полмашины, значительно смещенная назад кабина, ниспадающая крыша – все как на Shelby Daytona Coupe образца 1964 года. Начинка целиком взята от Shelby Cobra GT. Дело за малым – заставить забюрократизированный концерн еще раз рискнуть.